Каннский боди-хоррор, Монте-Кристо и фильм-балет Эйфмана

Что смотреть в кино с 23 по 30 сентября

 
Каннский фестиваль на Лазурном берегу длится в среднем 10 дней. А в российском прокате – круглый год. На этой неделе – снова два каннских фильма. И соперничать с ними за внимание приличного зрителя может разве что фильм-балет Бориса Эйфмана на музыку Штрауса-сына.

СУБСТАНЦИЯ

Приз за сценарий 77 Каннского кинофестиваля. Абсолютно ни на что не похожий боди-хоррор – смелый, откровенный, смешной, страшный.  Француженка Корали Форжа стала известной сразу после своего дебюта – «Выжившая» (про месть за изнасилование), потом сняла эпизод «Песочного человека» для Netflix, и вот – ее дебют в большом Голливуде. Заявив фильм как боди-хоррор, она ломает привычные рамки жанра.  В главных ролях у неё – две суперзвезды: Деми Мур (это ее первый за всю карьеру фильм в каннском конкурсе) и Маргарет Куэлли (у нее точно не первый). Обе они большую часть экранного времени – голые, абсолютно. И если юная красавица Маргарет обнажает свое совершенное тело едва ли не в каждом своем фильме, то для 61-летней Деми Мур этот фильм – актерский и человеческий подвиг. Хотя её телу позавидует и Маргарет.

Этот фильм как раз про тело и про возраст. Героине Деми Мур Элизабет Спаркл открывают звезду на Голливудской аллее. Но по прошествии времени звезда покрывается трещинами, а мы видим Элизабет в фитнесс-студии, где она ведет аэробику в телешоу. Она выглядит потрясающе, двигается безупречно, делает комплекс интенсивных упражнений и даже не задыхается. Она в блестящей форме (и актриса, и ее героиня), но продюсер (Деннис Куэйд) решает, что женщина после 50 – это уже не секси, и зрители такого не хотят, поэтому решает уволить Деми прямо в ее день рождения и открывает кастинг для молоденьких.

Элизабет в отчаянии, но решает не сдаваться и принимает предложение таинственной фармацевтической компании, покупает некую «субстанцию», с помощью которой можно создать «лучшую версию себя». Будет больно, но эффективно. Лиз принимает первую дозу препарата, эффект нулевой, она решает, что ее просто развели, но через несколько минут падает на пол ванной, позвоночник трещит, глаза выпрыгивают из орбит, кожа на спине лопается и прямо из спины что-то вылезает. Это что-то – Маргарет Куэлли, она и есть – лучшая версия Деми Мур. Ее зовут Сью, и она – совершенство. Они обе – один человек, поэтому должны поддерживать существования друг друга и меняться местами каждые 7 дней, без исключения.

Карьера Сью быстро идет в гору, и она пытается жить подольше, но из-за этого у Элизабет происходят необратимые изменения – некоторые части ее тела стремительно стареют. А молодой хочется больше и дольше, карьера и всеобщее обожание настолько затмевают ей разум, что она забывает, что они с Элизабет – это один человек…

Хоррор – не очевидный жанр для разговора о социополитических проблемах, но Каролин Фаржа использует этот жанр не случайно – этот фильм про зависимое положение женщины в мире мужчин и ужас женщины перед старением.  И если патриархальный уклад под натиском феминизма понемногу, но отступает, то, сколь ни борись за изменения, мир все равно остается очень эйджистским. В России особенно.

«Субстанция» – это больше, чем фильм, это настоящий манифест против объективации и эйджизма. Он настолько жесткий и эпатажный, что временами от него просто физически тошнит. Красота и уродство в одном флаконе, то есть в одном теле. А еще это фильм о том, как человек не может договориться сам с собой, не может жить с собой в гармонии, ненавидит несовершенную версию себя и тем самым самого себя разрушает. 

ГРАФ МОНТЕ-КРИСТО

Еще один фильм из Каннской программы. Немеркнущая классика, французский бренд. Режиссеры и сценаристы новой экранизации Дюма-отца – постоянные соавторы Александр Де Ла Пательер и Матьё Делапорт – писали сценарий к недавней адаптации «Трех мушкетеров» (той, что в двух частях). Поскольку «Графа Монте-Кристо» экранизировали сотни раз, в том числе перенося действие в разные места и времена, Пательер и Делапорт решили быть оригинальными и обратиться к классике – действие их фильма начинается, как и в романе, в 1815 году, поэтому адаптация потребовала огромного бюджета – 43 миллиона евро (это самый дорогой французский фильм 2024 года). Спасибо французам за щедрость, потому что картинка этого фильма великолепна – замки, дворцы, корабли, кринолины и прочее богатство, все настоящее и роскошное, хронометраж – три часа. Так сегодня уже не снимают.

Зато сюжетно фильм подвергся ряду изменений. Часть персонажей исчезла в связи с необходимостью сократить повествование, но часть видоизменилось – черный раб превратился в итальянца, некоторые мужские персонажи заменены женскими, да и заглавный герой временами смахивает на супергероя из комиксов MARVEL. Да и заключение человека в тюрьму за преступление, которого он не совершал, тоже о чем-то напоминает.

Но на то этот роман и классика, чтобы его основная мысль актуализировалась в любые времена – жажда мести обернется несчастьем для самого мстителя, месть разрушительна для обеих сторон, насилие порождает насилие. 

В заглавной роли – Пьер Нинэ, известный по «Книге решений» Мишеля Гондри и «Францу» Франсуа Озона. В роли Аббата Фариа – Пьерфранческо Фавино («Ангелы и демоны»), в роли свидетеля дуэли Оскар Лесаж из «Субстанции».

ЭФФЕКТ ПИГМАЛИОНА

Борис Эйфман предлагает балетную интерпретацию архетипического сюжета о скульпторе, влюбившемся в своё творение. Роль неистового творца в драматургической конструкции спектакля отведена преуспевающему исполнителю бальных танцев, который решает «изваять» из нескладной представительницы городских низов виртуозную артистку. Внутреннее и внешнее преображение героини происходит под музыку Иоганна Штрауса-сына, причем с произведениями «короля вальса» хореограф работает впервые в своей насыщенной творческой карьере.
«Эффект Пигмалиона» – первый за последние годы опыт обращения Бориса Эйфмана к комедийному (или, точнее сказать, трагикомедийному) жанру, признанным мастером которого является хореограф.

Неутомимый исследователь души, Борис Эйфман почерпнул обоснование названия нового балета в трудах по психологии, где понятие «эффект Пигмалиона» означает феномен влияния ожиданий на действительность. Так, человек, воспринимаемый другим как талантливый, будет ощущать уверенность в себе и добиваться успеха.

Поразительная пластичность личности, способной непредсказуемым образом меняться в соответствии с установками и мечтами, находит исчерпывающее художественное и философское раскрытие в спектакле Эйфмана.

Балет «Эффект Пигмалиона» – хореографическая трактовка мифа о художнике и его творении, новый взгляд на тему сложной переплетенности и вечной нетождественности искусства и жизни.

В центре спектакля – дерзкая обитательница трущоб. Повстречав чемпиона по бальным танцам, она врывается в мир богатства и изумительного исполнительского мастерства. Здесь красота и обманчивая легкость движений достигаются жестоким трудом, а внешне притягательные плоды сценической славы не спасают от одиночества. Под руководством именитого танцовщика героине предстоит пройти путь пластического перевоплощения, которое, начавшись как курьезный эксперимент, завершается настоящей драмой.

Необычайное упорство, душевные достоинства, прежде скрытые под накипью грубости, а также вспыхнувшая в девушке любовь к учителю и партнеру помогают ей вырасти в звезду. Однако фатальная пропасть между нищетой и роскошью может быть преодолена лишь в мире танца, уравнивающем жителей хижин и дворцов. В реальности же внутри нас навсегда остается мстительное прошлое, скрыться от которого не дано никому.

«Результатом творческих экспериментов Эйфмана стало ошеломительное зрелище, разбивающее стереотипы о самой сущности балета и вместе с тем воздающее должное его непоколебимым традициям», – написала про этот балет критик Линн Колберн Шапиро из «See Chicago Dance».


Поделиться в социальных сетях: