Айду, Иоффе, бутусовцы и возвращение в 2007-й: планы Маяковки на сезон

 
26 августа Театра Маяковского открыл 102-й сезон. Он пройдет под девизом «Театр врывается в жизнь», как метко определил Владимир Маяковский. «Можно рекламировать спектакли и театры, а можно – говорить о театре, как о способе взаимодействия с реальностью, чем мы и занимаемся», – отметил худрук Егор Перегудов. По его словам, Маяковка в новом сезоне продолжит курс на привлечение молодой аудитории.

«Театр детской радости и театр детской скорби»

Так худрук охарактеризовал две премьеры, полярные по настроению, которые выйдут в Маяковке в начале этого и следующего сезонов. Речь про восточную рок-сказку «Багдадский вор и черная магия» в постановке самого Перегудова и про спектакль Ирины Васильевой «Мир потерянных животных».

Премьера сказки состоится уже 20 и 21 сентября на Основной сцене. Это должна быть яркая история с живой музыкой, танцами, полетами, трюками и превращениями, с традиционными восточными коврами и современным видео-артом. История про хитрость, испытания и любовь, дополненная музыкой Давида Тухманова и стихами Юрия Энтина, задумана как «праздник театра» для всей семьи.

«Игры, в которые мы играем с нашими детьми, со сцены воздействуют ещё эмоциональнее. Театр, с одной стороны, тайна в маленькой коробочке, а с другой – площадной открытый балаган. Важно, чтобы дети и подростки ждали фокусов на сцене и при этом с азартом их разоблачали. И понимали, что театр в любые времена – про радость свободу и чудо», – говорит о своей постановке Егор Перегудов.

Сейчас, по его словам, завершаются работы над декорациями спектакля, которые для «Багдадского вора» придумал Владимир Арефьев. Он же стал художником по костюмам.

Противоположным по характеру станет постановка Ирины Васильевой («Парадокс скворца» в 101-м сезоне Маяковки) по графической новелле Уэбера Ноэми «Мир потерянных животных». Первые показы запланированы на осень 2025 года на Малой сцене Маяковки. «У меня дети два дня рыдали, когда прочитали эту историю, настолько серьезные глубинные темы она затрагивает», – отметил худрук.

Круг «своих» режиссеров

По словам Перегудова, вокруг Театра им. Маяковского образуется группа молодых режиссеров, у которых получаются спектакли и которым уже не нужно убеждать театр в своем профессионализме. «Кажется важным и правильным, что вокруг нашего театра постепенно образуется круг “своих” молодых режиссеров, – считает художественный руководитель. – Но это не значит, что они – они и только они – будут теперь у нас бесконечно ставить».

В числе «своих» – Евгений Закиров, уже упомянутая Ирина Васильева, Саша Золотовицкий и Денис Хуснияров. Их премьеры выйдут в этом и начале следующего сезонах.

Так, Евгений Закиров, поставивший в прошлом сезоне «Палату № 6», на Малой сцене репетирует «Разбойников» Шиллера. Он написал интересную композицию по новому переводу драмы, кроме того, в этой премьере есть перекличка с историей Театра Маяковского. «Разбойники» Шиллера, напомнил Перегудов, вдохновили Достоевского на «Братьев Карамазовых», спектакль по которым в свое время шел в Маяковке. Премьера Закирова – в апреле на Сцене на Сретенке.

Саша Золотовицкий («Мера за меру» в 101-м сезоне) к репетициям своего нового спектакля приступит весной. Известно, что это будет постановка по современной российской прозе для подростков, но из-за вопроса авторских прав название не разглашается.

В финале 102-го сезона за работу возьмется Денис Хуснияров, отметившийся в прошлом сезоне спектаклем «Симон». Его новая работа будет связана со «Скучной историей» Чехова. В главных ролях – Евгения Симонова и Михаил Филиппов. Премьера «Скучной истории», как и «Мира потерянных животных» Ирины Васильевой, будет осенью 2025 года.

Бутусовцы, «верните мне мой 2007» и акустика

Уже 14 и 15 сентября Малую сцену Маяковки отдадут бутусовцам – выпускникам курса Юрия Николаевича в ГИТИСе. В рамках лаборатории «Маяковка плюс Бутусовцы» молодые режиссеры представят работы на тему «Русские рассказы ХХ века».

«Русский рассказ 20 века – не частый гость на театре, – рассказывает Егор Перегудов. – Важно, что в этой Лаборатории Театр Маяковского знакомит зрителей не просто с молодыми постановщиками. Это вся режиссёрская группа единственного и уникального в своём роде выпускного курса Юрия Николаевича Бутусова в ГИТИСе. Мы ожидаем увидеть некий портрет поколения, новую генерацию русской режиссёрской школы. И здорово, мне кажется, что у ребят будет такой старт — сразу в крупном московском театре со столетней историей, где начинал Всеволод Мейерхольд, который стоял у истоков режиссёрского факультета ГИТИСа».

В рамках лаборатории представят «Ошибку» Газданова (реж. Анна Потебня), «Всю жизнь» Платонова (реж. Шень Ван), «Подлеца» Набокова (реж. Александр Цереня), «Фро» Платонова (реж. Андрей Хисамиев), «Страсти-мордасти» Горького (реж. Иван Орлов), «Образ» Битова (реж. Илья Зайцев), «Германа и Марту» Андреева (реж. Егор Ковалев), «Крысолова» Грина (реж. Иван Шалаев). Одна из работ может войти в репертуар Малой сцены Маяковки.

26 и 27 октября на Сцене на Сретенке представят спектакль-рок-концерт Дмитрия Крестьянкина «2007» (Две тысячи седьмой: Альтернатива. Молодость. Любовь).

«Поколение до 30-ти, когда слышат про 2007-й, загадочно улыбаются и говорят “верните мне мой 2007-й!”», – отмечает Перегудов. В Театре Маяковского к этой просьбе решили отнестись серьезно – и вернули. Билеты на спектакль про время, когда трендом были «эмоции на разрыв», а не современные «осознанность и гармония», разлетелись за три дня.

«В 2007-м делалось всё, чтобы вывести себя и этот мир из равновесия, раскачать эмоциональность на максимум и плыть под парусами тяжёлой музыки. Таким будет и наш спектакль», – раскрывает детали режиссер Дмитрий Крестьянкин.

Основой спектакля стала его собственная пьеса «про любовь и свободу, которая, как короткая вспышка, случилась с нашей реальностью в 2007-м под музыку «Оригами», Stigmata, «Океан Моей Надежды», «Плаксы», «Психея» и других», говорится в анонсе спектакля.

В ноябре на Малой сцене долгожданный спектакль представит Петр Айду, с которым Перегудов, по его словам, договорился, когда только пришел в Маяковку. «Скоро уже контракт истечет, а мы еще только начинаем», – пошутил худрук.

Айду представит акустический спектакль по отрывкам из русской классики «Сон в русскую ночь». «Важно не то, что мы увидим, а то, что услышим», – рассказывает Егор Перегудов. Звуковая среда спектакля будет создаваться на глазах зрителей.

«Это большой риск, но мы рискнем»

21 и 22 декабря Егор Перегудов выпустит на Исторической сцене «Евгения Онегина» с молодыми артистами Маяковки, которые не так давно вошли в труппу. Вывести на основную сцену в главных ролях молодежь, по словам худрука, – «большой риск, но мы рискнем», – решил он.

«У нас есть пример из истории театра, – вспомнил Егор Перегудов. – Когда Охлопков делал “Иркутскую историю”, он позвал на главные роли артистов, только принятых в труппу, потому что параллельно в Театре Вахтангова выпускали “Иркутскую историю” со звездами труппы. Когда Охлопкову на сборе труппы сказали, что, возможно, не стоит молодых так кидать в бой, он ответил: “Пока у вас сумасшедший главный режиссер – будут сумасшедшие эксперименты”».

Но «Евгений Онегин» Перегудова все же не обойдется без мастеров сцены – Анатолия Лобоцкого, Татьяны Аугшкап и Татьяны Орловой.

В январе-феврале на Малой сцене представят «Дядю Ваню» в постановке Юрия Иоффе. Премьеру приурочат ко дню рождения Чехова – 29 января. Напомним, в 2025 году будут отмечать 165-летие со дня рождения Антона Павловича.

В мае 2025 года режиссер Андрей Калинин поставит на Основной сцене спектакль по мотивам произведений Булгакова. «Он недавно в Александринке сделал два интересных спектакля, я видел, – поделился Перегудов. – В Театре Маяковского будет постановка по разным произведениям Булгакова. Это интересное размышление о природе театра, о нашем времени. Андрей очень хорошо работает с артистами, это редкое умение».

Гастроли, награды и новые артисты

В труппу Маяковки вошли две выпускницы Щукинского института – Варвара Бочкова и Александра Маховикова, учившиеся в Мастерской Кирилла Пирогова и Мастерской Михаила Семакова соответственно. Пополнил труппу Маяковки и Сергей Беляев, известный по спектаклям Маяковки «Палата №6», «Отцы и сыновья», «Счастливые дни несчастливого человека». Кстати, Беляев тоже выпускник Щуки – Мастерской Павла Любимцева.

Почетным серебряным значком Театра Маяковского, который вручают тем, кто верен театру более 40 лет, наградили актеров Татьяну Аугшкап и Виктора Запорожского, а также сотрудников цехов. Творческие юбилеи отметили и другие артисты – в их числе Светлана Немоляева, которая 65 лет служит в Маяковке, Дарья Повереннова (30 лет), Евгений Парамонов (35 лет) и Дмитрий Прокофьев (25 лет).

После сбора труппы часть маяковцев отправится на гастроли в Калининград, где в рамках «Балтийских сезонов» сыграют спектакль «Кант» к 300-летию со дня рождения философа и «Другую сказку» Сергея Урсуляка. До конца календарного года свои спектакли Театр Маяковского сыграет в Норильске, Бресте, Балашове, Перми и Санкт-Петербурге.


Поделиться в социальных сетях: