С 26 по 31 августа в Театре Вахтангова пройдут масштабные гастроли Архангельского театра драмы, в рамках которых будут показаны пять самых ярких спектаклей из репертуара Архдрамы. Мы поговорили с директором театра Сергеем Самодовым – одним из самых талантливых российских театральных менеджеров – о его пути в профессию, важных качествах управленца, о достижениях, признании и ответственности, а также о «страшном сне» директора театра и о том, почему постановки, которые приезжают в столицу на гастроли, можно смело назвать манифестом Архдрамы.
— Как становятся директором театра?
— Вероятно, у каждого свой путь к театру. Мой прошел через управление в сфере медиа и в пиаре (что, кстати, пригождается регулярно). Сначала это был старт-ап менеджмент, затем проектное управление, предвыборные и рекламные кампании. Запускал радиостанции, сайты, газеты. Опыт антикризисного управления у меня был именно в театральной сфере — Приморском театре оперы и балета. Часто людям предлагают ответить на вопрос: вы выбрали работу или работа вас? В моем случае — это как будто любовь по обоюдному согласию. В какой-то момент я понял, что весь предыдущий жизненный путь готовил меня именно к той точке, в которой я нахожусь сейчас — к театру. И сейчас, в развитии театра, помощи режиссерам и актерам в реализации их потенциала, я чувствую, что воплощаю все то, что заложено в мою ДНК природой с рождения. Наверное, это одна и самых важных вещей в жизни — чувствовать, что ты на своем месте, осознавать, что частичка паззла встала верно.
— У работы в театре есть своя специфика. Назовите три самых важных качества, без которых директору невозможно существовать в коллективе?
— У директора не должны расходиться слово и дело. Только тогда он может завоевать уважение и доверие сотрудников. Директор всегда должен быть готов объяснить логику любого своего решения, не закрываться за семью дверями, а быть доступным и всегда со всеми в контакте. Важно оставаться честным перед самим собой: если тебе нечего сказать миру, нет идей по развитию или решению сложных вопросов, то нужно освободить кресло для того, кто может. Всегда надо помнить, что мы здесь не навсегда, театр был до нас и будет после. Важно передать театр далее в более лучшем/интересном/развитом/здоровом (нужное подчеркнуть) состоянии, чем ты его принял. Но, конечно, в театре никуда без хорошей дерзости, смелости и творческого подхода.
— Через два года у вас персональный юбилей - десять лет у руля Архдрамы. Ваш приход в театр в 2016 году и последующее его развитие многие называют экономическим чудом. Можете подвести промежуточные итоги? Чем особенно гордитесь, что для вас наиболее ценно?
— Я обычно сразу забываю какие-либо удачи, достижения, успехи. Тороплюсь дальше что-то делать, воплощать новые идеи. Плохая привычка, потому что порой надо хотя бы на день присвоить себе, как говорят психологи, достижение, почувствовать его, чтобы… отпустить и уже фокусироваться на новых задачах. Я так попробовал, когда получил «Вахтанговскую премию», очень ценную для меня. Сутки я просто позволил себе раствориться в радости, чтобы с новой энергией, положив награду на полку, двигаться к новым целям. Я горжусь нашим коллективом. Без команды не было бы никаких чудес. Я горжусь, что в Архангельске — городе с населением в 296 тысяч человек, за год в наш театр куплено более 140 тысяч билетов (и, надо сказать, по достаточно высокой стоимости), опрокидывая все статистические ожидания. Я горжусь, что Петровский парк вокруг театра стал настоящим центром города. Мне очень радостно, что первые масштабные гастроли Архдрамы в Москве пройдут на сцене Театра имени Евгения Вахтангова — это важное признание и ответственность быть достойными великой сцены.
— У вас с главным режиссером Театра - Андреем Николаевичем Тимошенко, наверняка, есть четкое понимание своих функций в театре. Можете ли вы смело сказать, что у вас успешный тандемный метод управления театром?
— Сразу скажу, что наш с Андреем Николаевичем тандем строился не без споров, порой эмоциональных. Но в эмоции искренность и неравнодушие по отношению к результату и к театру. И мы сразу договорились, что во всех вопросах мы всегда выбираем решение не в пользу нас, а в пользу театра. И это предопределило успех: мы не перетягиваем одеяло, не пытаемся играть в «кто главнее», а просто делаем свое ремесло честно - плечом к плечу, глядя в одну сторону. Мы понимаем, какие именно качества каждого из нас играют на развитие Архдрамы. Мне очень повезло, что в Архангельском театре уже работал такой главный режиссер. С ним я узнал театр очень глубоко. Андрей Николаевич в свое время не уехал обратно в Москву, а остался в Архангельске, поверил в труппу, увидел в ней потенциал, который он грамотно от спектакля к спектаклю развивает. Он потрясающий режиссер и сценограф. Недавно первый курс из 27 человек «тимошенковцев» (можно же так назвать?) был набран в Театральном институте имени Бориса Щукина.
— Театр — это вампир. Откуда вы черпаете силы для восстановления, как отдыхаете и перезагружаетесь?
— Книги, фильмы, музыка, спорт, путешествия, общение с умными людьми, правильное питание (пытаюсь), режим (тоже пытаюсь). Но, например, даже после экскурсий, которые я могу около 3-4 часов вести по театру, после рабочего дня, я чувствую прилив энергии от эмоций и слов зрителей. Мое место силы — это дорога, как ни странно, движение. В этом состоянии я будто подключен к гигантскому источнику питания.
— Есть ли «страшный сон» директора театра?
— Пустой зал, унылая пошлая постановка на сцене, все помещения требуют капитальнейшего ремонта — тут уже кошмарное комбо просто нарисовалось. Если без шуток, мне страшно однажды поймать ощущение равнодушия к тому, чем я занимаюсь. Я не знаю, что его может вызвать. И более чем уверен, что такого не будет. Но сам факт, что ты идешь в театр, где тебе не просто нечего сказать, а вообще ничего не хочется делать… — от такого сна я точно проснусь в холодном поту.
— У вас есть ориентир в профессии среди директоров театров?
— В первую очередь, это Кирилл Игоревич Крок, директор театра Вахтангова. А еще мне посчастливилось общаться с первым заместителем Валерия Абисаловича Гергиева в Мариинке — Сергеем Викторовичем Банниковым. Конечно, всегда пытливо изучаю опыт коллег — Егора Мухина из Пермского «Театра-Театра», Андрея Соколова из «Шалома», а также коллег из Тюменского большого драматического театра и Казанского театра «Камала». Везде есть, что изучить и подчерпнуть. У маленьких или больших театров — это неважно. Я всегда открыт чужому опыту. Но камертон профессионализма, этики, эмпатии все-таки — это Кирилл Игоревич.
— Какой ваш любимый спектакль из тех, что Архдрама привозит в Москву на гастроли и почему именно он?
— Мы в Москву привозим «букет цветов»: у каждого свой неповторимый яркий аромат. А уж смешение ароматов — это точно парфюмерный изыск. Каждый спектакль я готов пересматривать. Мне хочется, чтобы московский зритель открыл для себя Архангельский театр драмы имени М.В. Ломоносова сегодня. И программу, которую мы привозим, совершенно точно можно назвать манифестом нашего театра. Куда мы движемся, о чем нам интересно поговорить со зрителем, что мы считаем важным именно сейчас — все это есть и в «СТОЛЕТВМАКОНДО», и в «Василии Теркине», и в «Докторе Живаго», и в «Пряслиных» и, конечно же, в «Мастере и Маргарите». Даже показы спектаклей один за другим продуманы с особой драматургией. Поэтому приглашаю москвичей постараться посетить все спектакли, которые мы привозим.
— Как становятся директором театра?
— Вероятно, у каждого свой путь к театру. Мой прошел через управление в сфере медиа и в пиаре (что, кстати, пригождается регулярно). Сначала это был старт-ап менеджмент, затем проектное управление, предвыборные и рекламные кампании. Запускал радиостанции, сайты, газеты. Опыт антикризисного управления у меня был именно в театральной сфере — Приморском театре оперы и балета. Часто людям предлагают ответить на вопрос: вы выбрали работу или работа вас? В моем случае — это как будто любовь по обоюдному согласию. В какой-то момент я понял, что весь предыдущий жизненный путь готовил меня именно к той точке, в которой я нахожусь сейчас — к театру. И сейчас, в развитии театра, помощи режиссерам и актерам в реализации их потенциала, я чувствую, что воплощаю все то, что заложено в мою ДНК природой с рождения. Наверное, это одна и самых важных вещей в жизни — чувствовать, что ты на своем месте, осознавать, что частичка паззла встала верно.
— У работы в театре есть своя специфика. Назовите три самых важных качества, без которых директору невозможно существовать в коллективе?
— У директора не должны расходиться слово и дело. Только тогда он может завоевать уважение и доверие сотрудников. Директор всегда должен быть готов объяснить логику любого своего решения, не закрываться за семью дверями, а быть доступным и всегда со всеми в контакте. Важно оставаться честным перед самим собой: если тебе нечего сказать миру, нет идей по развитию или решению сложных вопросов, то нужно освободить кресло для того, кто может. Всегда надо помнить, что мы здесь не навсегда, театр был до нас и будет после. Важно передать театр далее в более лучшем/интересном/развитом/здоровом (нужное подчеркнуть) состоянии, чем ты его принял. Но, конечно, в театре никуда без хорошей дерзости, смелости и творческого подхода.
— Через два года у вас персональный юбилей - десять лет у руля Архдрамы. Ваш приход в театр в 2016 году и последующее его развитие многие называют экономическим чудом. Можете подвести промежуточные итоги? Чем особенно гордитесь, что для вас наиболее ценно?
— Я обычно сразу забываю какие-либо удачи, достижения, успехи. Тороплюсь дальше что-то делать, воплощать новые идеи. Плохая привычка, потому что порой надо хотя бы на день присвоить себе, как говорят психологи, достижение, почувствовать его, чтобы… отпустить и уже фокусироваться на новых задачах. Я так попробовал, когда получил «Вахтанговскую премию», очень ценную для меня. Сутки я просто позволил себе раствориться в радости, чтобы с новой энергией, положив награду на полку, двигаться к новым целям. Я горжусь нашим коллективом. Без команды не было бы никаких чудес. Я горжусь, что в Архангельске — городе с населением в 296 тысяч человек, за год в наш театр куплено более 140 тысяч билетов (и, надо сказать, по достаточно высокой стоимости), опрокидывая все статистические ожидания. Я горжусь, что Петровский парк вокруг театра стал настоящим центром города. Мне очень радостно, что первые масштабные гастроли Архдрамы в Москве пройдут на сцене Театра имени Евгения Вахтангова — это важное признание и ответственность быть достойными великой сцены.
— У вас с главным режиссером Театра - Андреем Николаевичем Тимошенко, наверняка, есть четкое понимание своих функций в театре. Можете ли вы смело сказать, что у вас успешный тандемный метод управления театром?
— Сразу скажу, что наш с Андреем Николаевичем тандем строился не без споров, порой эмоциональных. Но в эмоции искренность и неравнодушие по отношению к результату и к театру. И мы сразу договорились, что во всех вопросах мы всегда выбираем решение не в пользу нас, а в пользу театра. И это предопределило успех: мы не перетягиваем одеяло, не пытаемся играть в «кто главнее», а просто делаем свое ремесло честно - плечом к плечу, глядя в одну сторону. Мы понимаем, какие именно качества каждого из нас играют на развитие Архдрамы. Мне очень повезло, что в Архангельском театре уже работал такой главный режиссер. С ним я узнал театр очень глубоко. Андрей Николаевич в свое время не уехал обратно в Москву, а остался в Архангельске, поверил в труппу, увидел в ней потенциал, который он грамотно от спектакля к спектаклю развивает. Он потрясающий режиссер и сценограф. Недавно первый курс из 27 человек «тимошенковцев» (можно же так назвать?) был набран в Театральном институте имени Бориса Щукина.
— Театр — это вампир. Откуда вы черпаете силы для восстановления, как отдыхаете и перезагружаетесь?
— Книги, фильмы, музыка, спорт, путешествия, общение с умными людьми, правильное питание (пытаюсь), режим (тоже пытаюсь). Но, например, даже после экскурсий, которые я могу около 3-4 часов вести по театру, после рабочего дня, я чувствую прилив энергии от эмоций и слов зрителей. Мое место силы — это дорога, как ни странно, движение. В этом состоянии я будто подключен к гигантскому источнику питания.
— Есть ли «страшный сон» директора театра?
— Пустой зал, унылая пошлая постановка на сцене, все помещения требуют капитальнейшего ремонта — тут уже кошмарное комбо просто нарисовалось. Если без шуток, мне страшно однажды поймать ощущение равнодушия к тому, чем я занимаюсь. Я не знаю, что его может вызвать. И более чем уверен, что такого не будет. Но сам факт, что ты идешь в театр, где тебе не просто нечего сказать, а вообще ничего не хочется делать… — от такого сна я точно проснусь в холодном поту.
— У вас есть ориентир в профессии среди директоров театров?
— В первую очередь, это Кирилл Игоревич Крок, директор театра Вахтангова. А еще мне посчастливилось общаться с первым заместителем Валерия Абисаловича Гергиева в Мариинке — Сергеем Викторовичем Банниковым. Конечно, всегда пытливо изучаю опыт коллег — Егора Мухина из Пермского «Театра-Театра», Андрея Соколова из «Шалома», а также коллег из Тюменского большого драматического театра и Казанского театра «Камала». Везде есть, что изучить и подчерпнуть. У маленьких или больших театров — это неважно. Я всегда открыт чужому опыту. Но камертон профессионализма, этики, эмпатии все-таки — это Кирилл Игоревич.
— Какой ваш любимый спектакль из тех, что Архдрама привозит в Москву на гастроли и почему именно он?
— Мы в Москву привозим «букет цветов»: у каждого свой неповторимый яркий аромат. А уж смешение ароматов — это точно парфюмерный изыск. Каждый спектакль я готов пересматривать. Мне хочется, чтобы московский зритель открыл для себя Архангельский театр драмы имени М.В. Ломоносова сегодня. И программу, которую мы привозим, совершенно точно можно назвать манифестом нашего театра. Куда мы движемся, о чем нам интересно поговорить со зрителем, что мы считаем важным именно сейчас — все это есть и в «СТОЛЕТВМАКОНДО», и в «Василии Теркине», и в «Докторе Живаго», и в «Пряслиных» и, конечно же, в «Мастере и Маргарите». Даже показы спектаклей один за другим продуманы с особой драматургией. Поэтому приглашаю москвичей постараться посетить все спектакли, которые мы привозим.