Дмитрий Родионов: «Продлить заявочную кампанию «Золотой Маски» – правильное решение»

 
«Золотая Маска» продлила сроки подачи заявок на конкурс до конца сентября. Об этом рассказал Дмитрий Родионов – председатель экспертного совета «Драматический театр и театр кукол» премии «Золотая Маска» в сезоне 2023-24, главный редактор журнала «Сцена» и председатель комиссии СТД РФ по театральному наследию.

– Дмитрий Викторович, расскажите о работе экспертного совета в новом сезоне премии? Что происходит в «Золотой Маске» сейчас?

– «Золотая Маска», прежде всего – это смотр профессиональных достижений в области театрального искусства. Театральное сообщество через экспертные советы и жюри Премии выделяет наиболее яркие и заметные постановки сезона, тем самым поддерживая самое талантливое, что происходит в российских театрах. В настоящий момент наш экспертный совет «Драматический театр и театр кукол» и второй экспертный совет – «Музыкальный театр» проводят отбор спектаклей на основании видеозаписей. Так мы создадим предварительный список постановок, которые эксперты будут оценивать уже непосредственно в театрах, где они были созданы.

На сегодняшний день удалось посмотреть и обсудить с коллегами значительное количество видеозаписей и увидеть несколько спектаклей вживую: в частности, члены нашего экспертного совета побывали уже в Казани и Ельце.

– Могут ли театры еще успеть подать заявку и поучаствовать в конкурсе сезона 2023-2024, итоги которого будут известны уже в 2025 году?

– Да, потому что на последнем заседании Секретариата СТД РФ под председательством Владимира Машкова было принято решение продлить сроки выдвижения номинантов. Я считаю, что продлить заявочную кампанию «Золотой Маски» до 30 сентября – очень правильное решение. Театрам дано дополнительное время, чтобы сделать видеозаписи и прислать их на конкурс. Очень важно, чтобы все коллективы успели подать заявки, даже если они решили номинировать премьеры, состоявшиеся во второй половине сезона, ведь панорама театральной России весьма разнообразна, и, что самое главное, в ней есть спектакли-события, глубокие и яркие и по форме, и содержанию.

– В новой редакции положения требования к заявкам были дополнены. Научились ли театры работать по дополненным правилам?

– Благодаря нововведениям сейчас «Золотая Маска» не только задает ориентиры самой широкой зрительской аудитории и поднимает авторитет театров на местах, но и обращает внимание региональных чиновников из органов управления культурой на необходимость всемерной поддержки «своих», а на самом деле всех наших общих талантов.

При этом каждый театр имеет большое количество каналов, по которым он может быть поддержан в своей заявке на конкурс. Хочу подчеркнуть, что заявки могут подавать жюри и оргкомитеты всероссийских, межрегиональных и региональных театральных фестивалей, а не только творческие комиссии СТД РФ, региональные отделения СТД РФ, театры России, Министерство культуры РФ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции в области культуры.

Не стоит забывать также, что важная составляющая миссии конкурса – единение профессионального сообщества российского театра. Такая задача полностью отвечает задачам государственной культурной политики. Об этом свидетельствует то, что в сезоне 2023-2024 «Золотую Маску» поддерживает Президентский фонд культурных инициатив.

– Как идет процесс обновления премии?

– Эффективны ли изменения, внесенные в положение о «Золотой Маске», говорить пока рано, так как времени прошло недостаточно. Об этом мы сможем судить не ранее окончания текущего цикла премии.

Вероятно, еще будут и другие новшества. Так, мне представляется целесообразной и обоснованной идея председателя СТД России и президента театральной премии и фестиваля Владимира Машкова создать в столице постоянную сцену для спектаклей «Золотой Маски». Сейчас постановки наших национальных театров пристраиваются от случая к случаю на разных московских сценах, эти показы происходят или спорадически благодаря фестивальным программам, или благодаря исключительно творческому обмену между театрами, как, например, у казанского Театра Камала с Малым театром.

В целом, думаю, опыт работы по новому положению о «Золотой Маске» даст возможность еще лучше уточнить механизм деятельности премии в целом и сделать его более эффективным.

Партнерский материал


Поделиться в социальных сетях: