По многолетней традиции завершающий летний номер «Театрала» мы выпускаем сдвоенным. То есть посвящаем его одновременно июлю и августу. Причина тоже традиционна – большинство театров в это время уходят на каникулы, большинство читателей отправляются в отпуска, и у редакции появляется шанс перевести дух, а заодно и немного сэкономить.Впрочем, расслабиться нам особо не удастся, так как сайт «Театрала» продолжает работать в ежедневном режиме, а наши информационные ресурсы в социальных сетях требуют постоянного обновления. Поэтому зрителям, которые даже в отпуске не могут прожить и дня без театра, мы всегда рады в нашем виртуальном театральном доме. Заходите, читайте, ставьте лайки, голосуйте на странице «Звезды Театрала» за участников лонг-листа и готовьтесь вместе с нами к встрече нового сезона.
А пока, соблюдая верность традициям, подведем итоги уходящего сезона. Как принято говорить в нашем отечестве, где жить опять становится все лучше и все веселей, – уходящий театральный год был непростым. Но это не помешало театральным коллективам ответить на вызовы времени ударным творческим трудом. Практически во всех театрах – от самого большого и до самых маленьких, от Москвы и до самых до окраин, обновлялся репертуар, выпускались премьеры, и залы заполнялись зрителями. Ударный труд привел к ударным результатам: в 2023 году российские театры посетили 35,9 млн. человек, что на 6% больше допандемийного 2019-го. Сборы от продажи билетов в сравнении с 2019-м выросли и вовсе на 51%, достигнув 37,9 млрд. рублей. Причём только один Театр Вахтангова впервые заработал более одного миллиарда, став самым кассовым драматическим театром страны. А по итогам января–апреля нынешнего 2024-го продажа театральных билетов в России увеличилась еще на 47% по сравнению с прошлым годом. Таким образом, есть все основания торжественно воскликнуть: «Верным путем идете, товарищи! Так держать! Даешь больше сборов! Больше зрителей! Больше спектаклей хороших и разных!»
Об отдельных хороших размышляют в заключительном летнем номере "Театрала", подводя итоги пережитому, известные театральные критики. Об остальных разных – все вместе помолчим. Главное ведь что? Что театры работают. Что залы полны. Что доброе, светлое, вечное удается донести до широких зрительских масс. От публики столичной – до зрителя глубинного, у которого теперь есть шанс даже из таежной избушки посмотреть онлайн-трансляцию спектакля и номинировать его на свою зрительскую премию «Звезда Театрала». А значит, взаимная плодотворная связь театра и публики крепнет и процветает, чему «Театрал» неустанно содействует.
Минувший сезон широко отмечен и ударными переменами в руководящих театральных верхах. Такого размаха и масштаба перемен не припомнят даже ветераны закулисья. В едином порыве, словно по команде: «Равняйсь! Смирно!» – сменилось руководство СТД. Так же стремительно Большой театр страстно слился с Мариинкой, оказавшись под одним заслуженным директором. Не осталась в стороне и главная профессиональная премия «Золотая маска», перестроившись на марше и посрамив устаревшую банальность, мол, «коней на переправе не меняют». Поменяли с легкостью, не моргнув глазом. Теперь осталось понять, в какую сторону скачут.
А конец сезона и вовсе отметили торжественным залпом, внезапно сменив руководство сразу нескольких столичных театров практически строем. От такой команды: «Равняйсь!» – опешили все: и публика, и закулисье. Опешили и затихли, гадая да ожидая, куда и как теперь зашагает этот бравый театральный отряд. И получится ли у него шагать в ногу…
Но, благо, перестроечный театральный год подошел к концу. Теперь самое время оценить успехи, подсчитать потери, подвести итоги и перевести дух. Новые вызовы – впереди. Новые команды и сюрпризы тоже. Их, как водится, по осени считают и в себя приходят. А пока: «Сезон окончен. Вольно!»




