«Театрал» предложил экспертам подвести итоги сезона и назвать лучшего режиссера, лучший спектакль, лучшую мужскую и женскую роль и лучший спектакль для семейного просмотра. Свой взгляд на сезон 2023/24 представила театральный критик Марина Шимадина.
Режиссер, чьи спектакли из регионов регулярно приезжали на фестиваль «Золотая маска» и увозили премии, в этом году уверенно вырвался в лидеры сезона. В Москве от маленьких экспериментальных площадок вроде пространства «Внутри» и театра «Около» он перешел к большой сцене: поставил «Мадам Бовари» в антрепризе Леонида Робермана «Арт-Партнер» и «Собачье сердце» в МТЮЗе. В Воронежском Камерном театре у него вышел глубокий, трагикомический «Вишневый сад», а в новосибирском театре «Старый дом», который Федоров сейчас возглавляет, – «Котлован» Платонова. И все постановки стали хитами сезона. У режиссера свой узнаваемый почерк, и в то же время каждый спектакль – особенный и уникальный.
Если обычно назвать один лучший спектакль сезона бывает сложно, то в этом году проблем с этим не возникает. Это однозначно работа Антона Федорова в МТЮЗе. Он сделал, с одной стороны, вполне зрительский спектакль с добротным нарративом. Но при этом в «Собачьем сердце» Булгакова – произведении знаковом для МТЮЗа, которое в свое время легло в основу легендарной постановки Генриетты Яновской, – он расставил совершенно новые акценты. Режиссера тут волновала не тема порожденного наукой и революцией «грядущего хама», который готов снести весь мир старой цивилизации, а тема творца и творения, ответственности ученого за свое детище и одиночества «сына», отвергнутого своим «отцом», создателем. В спектакле, помимо прочего, великолепные актерские работы: Игорь Гордин – профессор Преображенский, Андрей Максимов – Шариков, Илья Шляга – Борменталь.
Сергея Волкова театралы хорошо знают по работам Юрия Бутусова в Театре Ленсовета и Театре Вахтангова (в 2016 году он получил «Золотую маску» за главную роль в спектакле «Кабаре Брехт»). Но в постановке Лизы Бондарь по «Голоду» Гамсуна в МХТ имени Чехова он открыл в себе какие-то новые сверхспособности – невероятную пластичность, умение мгновенно переключаться между регистрами, существовать в режиме «потока сознания», делая внутренние состояния героя видимыми внешне. В Театре наций Волков сыграл менее изощренную, но тоже по-своему интересную роль в «Отцах и детях» Семена Серзина: его Базаров стал представителем «альтернативной культуры» вроде Александра Башлачева или Егора Летова.
Одну назвать не могу, отмечу ансамбль «Дочерей Сосо» в спектакле Александра Плотникова «Хиросима» в пространстве «Внутри». Существуя в сдержанной, поистине японской манере, они работают как тонко настроенный музыкальный ансамбль. О страшных событиях атомной бомбардировки и людях, «переживших свет», они рассказывают мягко и спокойно, но с глубоким внутренним наполнением и достоинством. Так что спектакль превращается то ли в реквием, то ли в гимн жизни, которая прорастает даже сквозь радиоактивный пепел.
Спектакль Филиппа Гуревича нельзя назвать совершенным, хотя бы потому что невозможно вместить пятикнижие «Ленинградских сказок» Юлии Яковлевой в одну постановку без ущерба для смысла и композиции. Но все же тут затрагиваются очень важные темы – война, голод, репрессии, о которых с детьми мало кто решается говорить. И использован для этого образный, метафоричный язык современного театра, без скидок на возраст зрителей, что выводит спектакль в один ряд с серьезными взрослыми постановками.
- Лучший режиссер – Антон Федоров
Режиссер, чьи спектакли из регионов регулярно приезжали на фестиваль «Золотая маска» и увозили премии, в этом году уверенно вырвался в лидеры сезона. В Москве от маленьких экспериментальных площадок вроде пространства «Внутри» и театра «Около» он перешел к большой сцене: поставил «Мадам Бовари» в антрепризе Леонида Робермана «Арт-Партнер» и «Собачье сердце» в МТЮЗе. В Воронежском Камерном театре у него вышел глубокий, трагикомический «Вишневый сад», а в новосибирском театре «Старый дом», который Федоров сейчас возглавляет, – «Котлован» Платонова. И все постановки стали хитами сезона. У режиссера свой узнаваемый почерк, и в то же время каждый спектакль – особенный и уникальный.
- Лучший спектакль – «Собачье сердце» в МТЮЗе
Если обычно назвать один лучший спектакль сезона бывает сложно, то в этом году проблем с этим не возникает. Это однозначно работа Антона Федорова в МТЮЗе. Он сделал, с одной стороны, вполне зрительский спектакль с добротным нарративом. Но при этом в «Собачьем сердце» Булгакова – произведении знаковом для МТЮЗа, которое в свое время легло в основу легендарной постановки Генриетты Яновской, – он расставил совершенно новые акценты. Режиссера тут волновала не тема порожденного наукой и революцией «грядущего хама», который готов снести весь мир старой цивилизации, а тема творца и творения, ответственности ученого за свое детище и одиночества «сына», отвергнутого своим «отцом», создателем. В спектакле, помимо прочего, великолепные актерские работы: Игорь Гордин – профессор Преображенский, Андрей Максимов – Шариков, Илья Шляга – Борменталь.
- Лучший актер – Сергей Волков
Сергея Волкова театралы хорошо знают по работам Юрия Бутусова в Театре Ленсовета и Театре Вахтангова (в 2016 году он получил «Золотую маску» за главную роль в спектакле «Кабаре Брехт»). Но в постановке Лизы Бондарь по «Голоду» Гамсуна в МХТ имени Чехова он открыл в себе какие-то новые сверхспособности – невероятную пластичность, умение мгновенно переключаться между регистрами, существовать в режиме «потока сознания», делая внутренние состояния героя видимыми внешне. В Театре наций Волков сыграл менее изощренную, но тоже по-своему интересную роль в «Отцах и детях» Семена Серзина: его Базаров стал представителем «альтернативной культуры» вроде Александра Башлачева или Егора Летова.
- Лучшая актриса
Одну назвать не могу, отмечу ансамбль «Дочерей Сосо» в спектакле Александра Плотникова «Хиросима» в пространстве «Внутри». Существуя в сдержанной, поистине японской манере, они работают как тонко настроенный музыкальный ансамбль. О страшных событиях атомной бомбардировки и людях, «переживших свет», они рассказывают мягко и спокойно, но с глубоким внутренним наполнением и достоинством. Так что спектакль превращается то ли в реквием, то ли в гимн жизни, которая прорастает даже сквозь радиоактивный пепел.
- Лучший спектакль для семейного просмотра – «Ленинградские сказки» РАМТа
Спектакль Филиппа Гуревича нельзя назвать совершенным, хотя бы потому что невозможно вместить пятикнижие «Ленинградских сказок» Юлии Яковлевой в одну постановку без ущерба для смысла и композиции. Но все же тут затрагиваются очень важные темы – война, голод, репрессии, о которых с детьми мало кто решается говорить. И использован для этого образный, метафоричный язык современного театра, без скидок на возраст зрителей, что выводит спектакль в один ряд с серьезными взрослыми постановками.