3 июля в ТАСС состоялась пресс-конференция, посвященная старту конкурса пьес «Москва и Москвичи». Об инициативе Театра Моссовета и правительства столицы рассказали председатель жюри Андрей Кончаловский, худрук Театра Моссовета Евгений Марчелли, актриса Ольга Остроумова, худрук Театра на Бронной и Театра Романа Виктюка Константин Богомолов, ректор Литературного института им. Горького Алексей Варламов и худрук Театра сатиры Евгений Герасимов. По видеосвязи к конференции подключился ректор ГИТИСа Григорий Заславский.
Конкурс планируют сделать ежегодным. На фоне немалого количества авторитетных литературный премий, существующих сегодня в России, драматургический конкурс «Москва и Москвичи» должен выделиться особым вниманием к столице, интересом к новым авторам и дальнейшей работой с лауреатами: три спектакля по пьесам-победителям будут поставлены в ведущих театрах Москвы в 2025 году.
Как подчеркнул Евгений Марчелли, жюри хочет, «чтобы в предлагаемых произведениях Москва стала не просто географией, а настоящим действующим лицом». Это утверждение стало главным условием и фактически единственным критерием отбора участников: Москва должна предстать в пьесах не просто местом действия, но одним из главных героев, как в пьесах «Горе от ума», «Покровские ворота» или «Три сестры».
Константин Богомолов в ходе конференции отметил, что ожидать гениальных пьес в программе конкурса неправильно. Самое главное – найти талантливые работы, которые бы раскрыли суть московской жизни. «Этот город впитывал в себя энергии, которые здесь обитали долгие столетия. А теперь он может отдавать эту энергию <…> Москва, действительно, невероятно похорошела за последние годы. В начале 2000-х она несколько потеряла свой облик, но теперь столица вновь вернула свое очарование, стала местом притяжения. Она становится домом, а о доме хочется писать, о доме хочется говорить. <…> Драматургия, она же всегда про людей, про человека. А конкурс о Москве. И поэтому найти эту точку соприкосновения, в котором будет место всему – это очень тонкая задача. Мы должны понимать, что в программе могут быть очень хорошие работы не о Москве, но нам тоже надо будет их отметить, рассказать, что это очень хороший продукт, который просто не попал в ту точку зрения, что искали мы», – поделился режиссер.
В ходе обсуждения участники конференции сошлись на том, что смотр работ не должен содержать какие-либо ограничения: лучшие пьесы, скорее всего, появляются в современном театральном пространстве спонтанно. Как отметил ректор ГИТИСа, Григорий Заславский, упомянутые ранее «Горе от ума» и «Покровские ворота» не были написаны для какого-то конкурса, оттого и скепсис по отношению к участникам неприемлем. Евгений Герасимов поделился, что ему в репертуаре не хватает современных пьес, новых сценариев о сегодняшнем дне. Художественному руководителю театра на Малой Ордынке в свою очередь возразила артистка Театра Моссовета Ольга Остроумова: «Вы знаете сколько Москве лет? Почти 900! Вот за это время в Москве происходило огромное количество всего! И поэтому совершенно необязательно писать только про современность. Столько сюжетов можно вынуть из истории Москвы, дай только Бог таланта человеку, который это все найдет. Я бы хотела, чтобы это было очень широкое поле деятельности для того, кто пишет. Понимаете, Москва же переживала и трагические времена, и об этом тоже можно написать. Важно, чтобы участники не пугались острых тем, которые есть в городе, в нашей жизни и сейчас».
Алексей Варламов сказал, что ждет в рядах конкурсантов студентов Литинститута: «Мне бы очень хотелось, чтобы наши студенты приняли эту эстафету, потому что, честно говоря, я уже давно жду пьесу про литературный институт, можно и шире – про студенчество. Хочется вообще таких молодых пьес, в которых бы и играли молодые ребята, со своим видением, говорящие о современности. Меня интересует сегодняшняя Москва, со всеми её особенностями и противоречиями. <…> Что с нами происходит? Каково духовное и психологическое состояние современного московского общества? Московские декорации, московские правила жизни, как они влияют на современного человека – это мне хотелось бы увидеть».
Итог пресс-конференции во многом подвел председатель жюри Андрей Кончаловский. Он рассказал о своей большой любви к столице и отметил, что сделать Театр Моссовета инструментом культуры в руках Московского правительства – правильное решение. «Не столько драматургия важна, сколько угол зрения. Это довольно сложная вещь – найти ход. Будто стеклянный брусочек крутишь, один поворот – и вот она, радуга. <…> Возможности не ограничены, а угол зрения ограничен. Можно сделать замечательный спектакль о всех проблемах московской цивилизации. Это ведь не город, а целая страна! Это очень сложная и интересная тема, и мы нашли бы тех, кто хочет об этом писать, и пофантазировали бы вместе, о чем могла бы быть эта пьеса? Что она в себя вмещает?» – высказался режиссер. Сами члены жюри, по мнению Кончаловского, вполне могут поспособствовать этому: он предложил подумать о лаборатории, творческой встрече или семинаре, на котором члены жюри могли бы поделиться идеями и настроить драматургов на нужный ракурс.
Конкурс пройдёт в несколько этапов. На первом, в течение июня-октября 2024 года, экспертный совет отберет 15-20 пьес для лонг-листа, а затем объявит шорт-лист, в которой должны войти не менее 5 текстов, после чего в финале авторы трех лучших пьес будут удостоены звания лауреатов и денежных призов, а их произведения будут приняты к постановке на столичных сценах.
Конкурс планируют сделать ежегодным. На фоне немалого количества авторитетных литературный премий, существующих сегодня в России, драматургический конкурс «Москва и Москвичи» должен выделиться особым вниманием к столице, интересом к новым авторам и дальнейшей работой с лауреатами: три спектакля по пьесам-победителям будут поставлены в ведущих театрах Москвы в 2025 году.
Как подчеркнул Евгений Марчелли, жюри хочет, «чтобы в предлагаемых произведениях Москва стала не просто географией, а настоящим действующим лицом». Это утверждение стало главным условием и фактически единственным критерием отбора участников: Москва должна предстать в пьесах не просто местом действия, но одним из главных героев, как в пьесах «Горе от ума», «Покровские ворота» или «Три сестры».
Константин Богомолов в ходе конференции отметил, что ожидать гениальных пьес в программе конкурса неправильно. Самое главное – найти талантливые работы, которые бы раскрыли суть московской жизни. «Этот город впитывал в себя энергии, которые здесь обитали долгие столетия. А теперь он может отдавать эту энергию <…> Москва, действительно, невероятно похорошела за последние годы. В начале 2000-х она несколько потеряла свой облик, но теперь столица вновь вернула свое очарование, стала местом притяжения. Она становится домом, а о доме хочется писать, о доме хочется говорить. <…> Драматургия, она же всегда про людей, про человека. А конкурс о Москве. И поэтому найти эту точку соприкосновения, в котором будет место всему – это очень тонкая задача. Мы должны понимать, что в программе могут быть очень хорошие работы не о Москве, но нам тоже надо будет их отметить, рассказать, что это очень хороший продукт, который просто не попал в ту точку зрения, что искали мы», – поделился режиссер.
В ходе обсуждения участники конференции сошлись на том, что смотр работ не должен содержать какие-либо ограничения: лучшие пьесы, скорее всего, появляются в современном театральном пространстве спонтанно. Как отметил ректор ГИТИСа, Григорий Заславский, упомянутые ранее «Горе от ума» и «Покровские ворота» не были написаны для какого-то конкурса, оттого и скепсис по отношению к участникам неприемлем. Евгений Герасимов поделился, что ему в репертуаре не хватает современных пьес, новых сценариев о сегодняшнем дне. Художественному руководителю театра на Малой Ордынке в свою очередь возразила артистка Театра Моссовета Ольга Остроумова: «Вы знаете сколько Москве лет? Почти 900! Вот за это время в Москве происходило огромное количество всего! И поэтому совершенно необязательно писать только про современность. Столько сюжетов можно вынуть из истории Москвы, дай только Бог таланта человеку, который это все найдет. Я бы хотела, чтобы это было очень широкое поле деятельности для того, кто пишет. Понимаете, Москва же переживала и трагические времена, и об этом тоже можно написать. Важно, чтобы участники не пугались острых тем, которые есть в городе, в нашей жизни и сейчас».
Алексей Варламов сказал, что ждет в рядах конкурсантов студентов Литинститута: «Мне бы очень хотелось, чтобы наши студенты приняли эту эстафету, потому что, честно говоря, я уже давно жду пьесу про литературный институт, можно и шире – про студенчество. Хочется вообще таких молодых пьес, в которых бы и играли молодые ребята, со своим видением, говорящие о современности. Меня интересует сегодняшняя Москва, со всеми её особенностями и противоречиями. <…> Что с нами происходит? Каково духовное и психологическое состояние современного московского общества? Московские декорации, московские правила жизни, как они влияют на современного человека – это мне хотелось бы увидеть».
Итог пресс-конференции во многом подвел председатель жюри Андрей Кончаловский. Он рассказал о своей большой любви к столице и отметил, что сделать Театр Моссовета инструментом культуры в руках Московского правительства – правильное решение. «Не столько драматургия важна, сколько угол зрения. Это довольно сложная вещь – найти ход. Будто стеклянный брусочек крутишь, один поворот – и вот она, радуга. <…> Возможности не ограничены, а угол зрения ограничен. Можно сделать замечательный спектакль о всех проблемах московской цивилизации. Это ведь не город, а целая страна! Это очень сложная и интересная тема, и мы нашли бы тех, кто хочет об этом писать, и пофантазировали бы вместе, о чем могла бы быть эта пьеса? Что она в себя вмещает?» – высказался режиссер. Сами члены жюри, по мнению Кончаловского, вполне могут поспособствовать этому: он предложил подумать о лаборатории, творческой встрече или семинаре, на котором члены жюри могли бы поделиться идеями и настроить драматургов на нужный ракурс.
Конкурс пройдёт в несколько этапов. На первом, в течение июня-октября 2024 года, экспертный совет отберет 15-20 пьес для лонг-листа, а затем объявит шорт-лист, в которой должны войти не менее 5 текстов, после чего в финале авторы трех лучших пьес будут удостоены звания лауреатов и денежных призов, а их произведения будут приняты к постановке на столичных сценах.