Митя Мозговой – продюсер, арт-директор театральных фестивалей и событий, заместитель председателя СТД РФ – набирает курс студентов в Высшей школе сценических искусств Константина Райкина. Прием документов уже начался, а экзамен – 13 июля.
– Что для вас главное в современном театре?
– Мне кажется главное слово, которое сегодня определяет современный театр – это коммуникация. Коммуникация абсолютно разных творческих и талантливых людей, которые объединяются вместе, чтобы создать что-то великое и с помощью этого выстроить коммуникацию со зрителем, передать ему свою идею, эстетику, художественное высказывание.
В современном мире за эту коммуникацию должен отвечать продюсер, который может объединить людей вокруг себя, какой-то важной идеи или вокруг талантливого художника, в широком смысле этого слова и создать ему максимально комфортные условия для творчества.
Продюсер в театре, шоуранер в кино, это, по-моему, ключевые фигуры сегодня в сфере исполнительских искусств.
– Можно ли научить человека стать продюсером?
– Научить, наверное, очень сложно, а научиться думаю можно. Театр – это большая концентрация творческих и надеюсь талантливых людей разных профессий. Это не только актер, режиссер, но и драматург, художник, балетмейстер, бутафор, гримёр, завпост, администратор, монтировщик, охранник, да еще куча людей, которые участвуют в создании спектакля. Не смотря на общее желание сделать хороший спектакль, в действиях многих этих людей заложен конфликт. Менеджмент хочет сэкономить, художник хочет, чтобы весь спектакль шел дождь, завпост запрещает воду на сцене, монтировщикам не хочется долгого и сложного монтажа декораций, охранника просто все бесят, потому что ходят… И вот тут продюсер должен включить какую-то магию, при которой все получится: и декорации будут зрелищные, но не очень дорогие и дождь будет кратковременный, но запоминающийся, и охранник будет просить контрамарки для всей семьи и улыбаться всем при встрече.
Можно ли этому научить? Наверное нет, так как в творчестве нет универсальных приемов, которые всегда работают. Но какие-то вещи обязательны. Во-первых, надо быть театральным человеком, т.е. уметь говорить с представителями творческих профессий на их языке. Когда я учился на продюсерском факультете в ГИТИСе 20 лет назад, я не очень понимал зачем я на всю жизнь запомнил, что Таиров в 1922 году в Камерном театре поставил спектакль «Жирофле-Жирофля». Возможно, это знание не позволит мне правильно посчитать все налоги, но выстроить отношения с режиссером вполне может.
Продюсер всегда в непростых отношениях с творцами проходит, через фильтр «свой-чужой», и чтобы стать своим нужно не только иметь возможность платить всем достойные гонорары, но и разговаривать на одном языке с режиссером, художником, актером, драматургом, пытаться разбираться в нюансах каждой профессии. Поэтому я считаю, что продюсер должен обладать целой палитрой скилов, возможностей и знаний. Очень важно, чтобы при обучении ему преподавали не только менеджмент, маркетинг, экономику и финансы, но и основы режиссуры и актерского мастерства, давали комплекс занятий по сценической речи, поиграли с ним в этюды про себя в предлагаемых обстоятельствах.
Если говорить про свой опыт, то после обучения на продюсерском в ГИТИСе, мне как раз не хватило вот этих творческих скилов. В итоге я потом записался на курсы актерского мастерства, которые вели актеры-выпускники того же ГИТИСа. Это были не какие-то завиральные курсы, где спустя неделю ты уже играешь Гамлета, мы даже до текста не дошли за год. Но это были отличные тренинги, зачины, этюды, разборы, разговоры. В итоге я, конечно, не стал актером, но многое понял в сути этой профессии и режиссуры тоже. После этого, например, фразы про энергию пространства перестали вызывать у меня ухмылку и иронию. И я уверен, что это много дало при моих последующих коммуникациях со многими в том числе и великими актерами и режиссерами.
Совсем скоро в июле будут вступительные экзамены на мой курс продюсер-театровед, который я набираю вместе с театральным критиком Алексеем Гончаренко в Высшей школе сценических искусств под руководством Константина Райкина. Для меня это будет очень важный период в жизни, где мы попробуем вместе со студентами научиться быть крутыми специалистами, которые будут отвечать за будущее театра. Очень важно, что это будет курс и продюсеров и театроведов. Мне кажется, правильно, чтобы современный специалист мог не только разбираться в театре, чувствовал тренды, мог проанализировать, разобрать и написать рецензию на спектакль, но и понимал, как этот спектакль сделать, какие для этого нужно ресурсы и возможности. А для этого важно научиться быть театральным человеком, поиграть в разного рода игры, почувствовать себя в шкуре разных профессий, повстречаться с важными людьми и будущими коллегами. При этом я буду просить своих коллег, которые поделятся своими опытом со студентами, чтобы они рассказывали не только о своих успехах, но и о провалах и ошибках, мне кажется это даже важнее и практически полезнее.
– Есть ли что-то новое в методике преподавания?
– Время летит невероятно быстро. Технологии существенно меняют нашу жизнь. Мой первый мобильный телефон появился, когда я был студентом 3-го курса. Представить, что с помощью него можно выйти в интернет было крайне сложно. Сегодня максимально увеличилась скорость передачи информации, наверное, и процесс обучения тоже должен меняться и соответствовать времени. Сегодня педагогу не надо надиктовывать студентам лекции, которые теперь можно быстро почитать, посмотреть, послушать в интернете. Ему надо в первую очередь мотивировать студентов стремиться узнавать новое, получать и проверять эту информацию и знания.
Для меня будет также очень важно дать возможность студентам повстречаться с людьми, у которых есть большой практический опыт в продюсировании театра, кино, выставок. Диалог, общение, горизонтальные связи, споры, мне кажется, это важнее, чем заучивание и зазубривание какой-то информации, которая и так в легком доступе.
– Какое вы видите будущее у театра?
– Новые технологии начинают превосходить человеческие возможности и зачастую человек уже не способен им противостоять – победить современный компьютер в шахматы практически невозможно. Но театр и театральное искусство не сможет заменить никакой VR, чат бот и искусственный интеллект. Новые технологии могут снимать фильмы, писать музыку, рисовать картины, создавать фотографии, а вот с театром, уверен они не смогут конкурировать.
Возможно, в будущем театр будет местом отстранения от виртуальной реальности, отличной возможностью для человека на какое-то время отстраниться от телефона, интернета, новостного потока… Театр станет не только способом проведения досуга, но и своего рода важной терапией. Уверен, что у театра будет еще долгое и интересное будущее.
– Что для вас главное в современном театре?
– Мне кажется главное слово, которое сегодня определяет современный театр – это коммуникация. Коммуникация абсолютно разных творческих и талантливых людей, которые объединяются вместе, чтобы создать что-то великое и с помощью этого выстроить коммуникацию со зрителем, передать ему свою идею, эстетику, художественное высказывание.
В современном мире за эту коммуникацию должен отвечать продюсер, который может объединить людей вокруг себя, какой-то важной идеи или вокруг талантливого художника, в широком смысле этого слова и создать ему максимально комфортные условия для творчества.
Продюсер в театре, шоуранер в кино, это, по-моему, ключевые фигуры сегодня в сфере исполнительских искусств.
– Можно ли научить человека стать продюсером?
– Научить, наверное, очень сложно, а научиться думаю можно. Театр – это большая концентрация творческих и надеюсь талантливых людей разных профессий. Это не только актер, режиссер, но и драматург, художник, балетмейстер, бутафор, гримёр, завпост, администратор, монтировщик, охранник, да еще куча людей, которые участвуют в создании спектакля. Не смотря на общее желание сделать хороший спектакль, в действиях многих этих людей заложен конфликт. Менеджмент хочет сэкономить, художник хочет, чтобы весь спектакль шел дождь, завпост запрещает воду на сцене, монтировщикам не хочется долгого и сложного монтажа декораций, охранника просто все бесят, потому что ходят… И вот тут продюсер должен включить какую-то магию, при которой все получится: и декорации будут зрелищные, но не очень дорогие и дождь будет кратковременный, но запоминающийся, и охранник будет просить контрамарки для всей семьи и улыбаться всем при встрече.
Можно ли этому научить? Наверное нет, так как в творчестве нет универсальных приемов, которые всегда работают. Но какие-то вещи обязательны. Во-первых, надо быть театральным человеком, т.е. уметь говорить с представителями творческих профессий на их языке. Когда я учился на продюсерском факультете в ГИТИСе 20 лет назад, я не очень понимал зачем я на всю жизнь запомнил, что Таиров в 1922 году в Камерном театре поставил спектакль «Жирофле-Жирофля». Возможно, это знание не позволит мне правильно посчитать все налоги, но выстроить отношения с режиссером вполне может.
Продюсер всегда в непростых отношениях с творцами проходит, через фильтр «свой-чужой», и чтобы стать своим нужно не только иметь возможность платить всем достойные гонорары, но и разговаривать на одном языке с режиссером, художником, актером, драматургом, пытаться разбираться в нюансах каждой профессии. Поэтому я считаю, что продюсер должен обладать целой палитрой скилов, возможностей и знаний. Очень важно, чтобы при обучении ему преподавали не только менеджмент, маркетинг, экономику и финансы, но и основы режиссуры и актерского мастерства, давали комплекс занятий по сценической речи, поиграли с ним в этюды про себя в предлагаемых обстоятельствах.
Если говорить про свой опыт, то после обучения на продюсерском в ГИТИСе, мне как раз не хватило вот этих творческих скилов. В итоге я потом записался на курсы актерского мастерства, которые вели актеры-выпускники того же ГИТИСа. Это были не какие-то завиральные курсы, где спустя неделю ты уже играешь Гамлета, мы даже до текста не дошли за год. Но это были отличные тренинги, зачины, этюды, разборы, разговоры. В итоге я, конечно, не стал актером, но многое понял в сути этой профессии и режиссуры тоже. После этого, например, фразы про энергию пространства перестали вызывать у меня ухмылку и иронию. И я уверен, что это много дало при моих последующих коммуникациях со многими в том числе и великими актерами и режиссерами.
Совсем скоро в июле будут вступительные экзамены на мой курс продюсер-театровед, который я набираю вместе с театральным критиком Алексеем Гончаренко в Высшей школе сценических искусств под руководством Константина Райкина. Для меня это будет очень важный период в жизни, где мы попробуем вместе со студентами научиться быть крутыми специалистами, которые будут отвечать за будущее театра. Очень важно, что это будет курс и продюсеров и театроведов. Мне кажется, правильно, чтобы современный специалист мог не только разбираться в театре, чувствовал тренды, мог проанализировать, разобрать и написать рецензию на спектакль, но и понимал, как этот спектакль сделать, какие для этого нужно ресурсы и возможности. А для этого важно научиться быть театральным человеком, поиграть в разного рода игры, почувствовать себя в шкуре разных профессий, повстречаться с важными людьми и будущими коллегами. При этом я буду просить своих коллег, которые поделятся своими опытом со студентами, чтобы они рассказывали не только о своих успехах, но и о провалах и ошибках, мне кажется это даже важнее и практически полезнее.
– Есть ли что-то новое в методике преподавания?
– Время летит невероятно быстро. Технологии существенно меняют нашу жизнь. Мой первый мобильный телефон появился, когда я был студентом 3-го курса. Представить, что с помощью него можно выйти в интернет было крайне сложно. Сегодня максимально увеличилась скорость передачи информации, наверное, и процесс обучения тоже должен меняться и соответствовать времени. Сегодня педагогу не надо надиктовывать студентам лекции, которые теперь можно быстро почитать, посмотреть, послушать в интернете. Ему надо в первую очередь мотивировать студентов стремиться узнавать новое, получать и проверять эту информацию и знания.
Для меня будет также очень важно дать возможность студентам повстречаться с людьми, у которых есть большой практический опыт в продюсировании театра, кино, выставок. Диалог, общение, горизонтальные связи, споры, мне кажется, это важнее, чем заучивание и зазубривание какой-то информации, которая и так в легком доступе.
– Какое вы видите будущее у театра?
– Новые технологии начинают превосходить человеческие возможности и зачастую человек уже не способен им противостоять – победить современный компьютер в шахматы практически невозможно. Но театр и театральное искусство не сможет заменить никакой VR, чат бот и искусственный интеллект. Новые технологии могут снимать фильмы, писать музыку, рисовать картины, создавать фотографии, а вот с театром, уверен они не смогут конкурировать.
Возможно, в будущем театр будет местом отстранения от виртуальной реальности, отличной возможностью для человека на какое-то время отстраниться от телефона, интернета, новостного потока… Театр станет не только способом проведения досуга, но и своего рода важной терапией. Уверен, что у театра будет еще долгое и интересное будущее.