Мариинский театр с триумфальным успехом представил на Исторической сцене Большого театра балет Людвига Минкуса «Дон Кихот». В свою очередь, за две недели до этого артисты Большого вышли на Новую сцену Мариинки в «Спартаке», давно ставшем его визитной карточкой, а также – в баланчинских «Драгоценностях».
Это первые за двадцать лет обменные гастроли главных балетных театров страны. В свое время, воспринимавшиеся как события «глобального» масштаба. Например, четверть века назад по окончании больших обменных гастролей двух коллективов журнал «Балет» провел «Круглые столы» в Москве и Петербурге с участием ведущих балетных критиков: москвичи обсуждали спектакли Мариинки, а петербуржцы – Большого. Тогда труппа Большого была сильна своими премьерами, а Мариинка – балеринами, среди которых были уже знаменитые Ульяна Лопаткина, Диана Вишнёва, восходящая звезда Светлана Захарова и другие. Участники дискуссии даже фантазировали: хорошо бы к петербургским девочкам поставить в пару московских мальчиков… Сегодня, кажется, в гендерном плане в двух театрах наблюдается равновесие.
Большой и Мариинка – вековые соперники. Впрочем, правильнее сказать, что соперничают не сами труппы, а петербургская и московская балетные школы. Первую принято считать более консервативной, более замкнутой и академичной, а другую – более свободной, более «открытой» и более эмоциональной. Подобный взгляд на культуру и стиль жизни двух столиц вообще довольно распространен. Питер – холоден, строг, чопорен, аристократичен, а Москва – разношерстна, гостеприимна, радушна. Так же и между драматическими артистами двух столиц испокон времен существовало соперничество: между петербургским и московским трагиками – Василием Каратыгиным и Павлом Мочаловым. Впрочем, с годами различия стираются, а мифы – остаются.
«Дон Кихота» называют самым московским из всех классических балетов, образцом «московского стиля». В России он появился в 1869 году в Большом театре в постановке Мариуса Петипа, который через два года перенес его на петербургскую сцену Большого Камерного театра. В 1900 году другой петербургский хореограф-реформатор Александр Горский на основе балета Петипа создал в московском Большом театре собственную версию эпизода романа Сервантеса, пригласив в качестве художников молодых новаторов – Александра Головина и Константина Коровина. А через два года перенес его на Мариинскую сцену. Считается, что именно эту версию, с теми или другими поправками, и танцуют сегодня, как в Большом, так и в Доме Петипа.
«Дон Кихот» – самый праздничный и самый жизнерадостный классический балет – служит украшением репертуара обеих трупп. Он необычайно красив и живописен: и музыкально, и танцевально, и визуально. А его изюминка – блистательные искрометные партии, в первую очередь главных героев – Китри и Базиля. Петербуржцы привезли в Москву три состава исполнителей этих ролей – балерин и премьеров разных поколений: Викторию Терешкину – Тимура Аскерова, Надежду Батоеву – Филиппа Степина (первый солист), Ренату Шакирову – Кимин Кима. Последняя из названных пар, встреченная зрителями, как кинодивы на красной дорожке, открывала гастроли. Этот дуэт приобрел широкую известность еще восемь лет назад, благодаря участию и победе в проекте телеканала «Россия-Культура» «Большой балет».
Китри и Базиль Ренаты Шакировой и Кимин Кима – абсолютно отвечают духу петербургского спектакля, максимально танцевального, не претендующего на правду взаимоотношений и вообще какое-либо жизнеподобие. В отличие от других «Дон Кихотов», в том числе и московских – идущем сегодня в Большом (редакция Алексея Фадеечева) и «нуреевском» в Музтеатре Станиславского (постановка Лорана Илера), где массовые сцены и на городской площади, и в таверне полны «живой» жизни каждого участника массовки, здесь атмосферу улиц передают исключительно танцевальные ансамбли. И пантомимные сцены тоже сведены к минимуму. Перипетии отношений главных героев, дочки трактирщика Лоренцо Китри (ее хотят насильно выдать замуж за богатого кичливого дворянина Гамаша) и ловкого цирюльника Базиля, ни на секунду не дают усомниться: все кончится хорошо и молодые люди поженятся. Поэтому и артисты не особо погружаются в переживания своих героев, которые всего лишь игра, а настоящее здесь – танец и его качество.
А танцуют молодые солисты, хочется сказать, безупречно, с техническим блеском и бьющей через край молодой энергией. Китри-Шакирова – легка, полетна и пылка, правда ее пылкость – не столько проявление характера героини, сколько собственная увлеченность балерины танцем. Если говорить о Киме, словно нарушающем законы земного тяготения, то и его невероятные прыжки и виртуозные вращения, едва ли не само содержание партии. Даже легкая бравада артиста своим мастерством работает на персонаж. Именно такой Базиль перехитрит любого и добьется победы, для этого ему не нужно ловко умыкать кошелек у Лоренцо, чего в Мариинском спектакле и нет. Он уверен в себе и знает, что достигнет цели.
Уверенность, идущая, очевидно, от понимания своей академической точности, вообще присуща многим питерским артистам. И исполнительнице партии Повелительницы дриад (Мария Ильюшкина) из сна Дон-Кихота, завораживающе красивого под сводом золотистых крон деревьев, и очаровательному Амуру (Дарья Устюжанина), да и всем лесным девам – артисткам слаженного кордебалета. Слаженность в целом характерна для этого, несущегося вихрем в неснижаемом темпе (дирижер Арсений Шупляков), спектакля, где яркие характерные танцы не фон для любовной линии, а суть происходящего. Главное здесь – танец и его исполнение. При этом спектакль не лишен юмора, без которого «Дон Кихот» немыслим. Здесь есть и всяческие комические эскапады, связанные с ролями Санчо Пансы и несостоявшегося жениха Китри Гамаша, сыгранные корректно, с хорошим чувством меры. Чрезмерность – вообще не из этой оперы, вернее балета.
Это первые за двадцать лет обменные гастроли главных балетных театров страны. В свое время, воспринимавшиеся как события «глобального» масштаба. Например, четверть века назад по окончании больших обменных гастролей двух коллективов журнал «Балет» провел «Круглые столы» в Москве и Петербурге с участием ведущих балетных критиков: москвичи обсуждали спектакли Мариинки, а петербуржцы – Большого. Тогда труппа Большого была сильна своими премьерами, а Мариинка – балеринами, среди которых были уже знаменитые Ульяна Лопаткина, Диана Вишнёва, восходящая звезда Светлана Захарова и другие. Участники дискуссии даже фантазировали: хорошо бы к петербургским девочкам поставить в пару московских мальчиков… Сегодня, кажется, в гендерном плане в двух театрах наблюдается равновесие.
Большой и Мариинка – вековые соперники. Впрочем, правильнее сказать, что соперничают не сами труппы, а петербургская и московская балетные школы. Первую принято считать более консервативной, более замкнутой и академичной, а другую – более свободной, более «открытой» и более эмоциональной. Подобный взгляд на культуру и стиль жизни двух столиц вообще довольно распространен. Питер – холоден, строг, чопорен, аристократичен, а Москва – разношерстна, гостеприимна, радушна. Так же и между драматическими артистами двух столиц испокон времен существовало соперничество: между петербургским и московским трагиками – Василием Каратыгиным и Павлом Мочаловым. Впрочем, с годами различия стираются, а мифы – остаются.
«Дон Кихота» называют самым московским из всех классических балетов, образцом «московского стиля». В России он появился в 1869 году в Большом театре в постановке Мариуса Петипа, который через два года перенес его на петербургскую сцену Большого Камерного театра. В 1900 году другой петербургский хореограф-реформатор Александр Горский на основе балета Петипа создал в московском Большом театре собственную версию эпизода романа Сервантеса, пригласив в качестве художников молодых новаторов – Александра Головина и Константина Коровина. А через два года перенес его на Мариинскую сцену. Считается, что именно эту версию, с теми или другими поправками, и танцуют сегодня, как в Большом, так и в Доме Петипа.
«Дон Кихот» – самый праздничный и самый жизнерадостный классический балет – служит украшением репертуара обеих трупп. Он необычайно красив и живописен: и музыкально, и танцевально, и визуально. А его изюминка – блистательные искрометные партии, в первую очередь главных героев – Китри и Базиля. Петербуржцы привезли в Москву три состава исполнителей этих ролей – балерин и премьеров разных поколений: Викторию Терешкину – Тимура Аскерова, Надежду Батоеву – Филиппа Степина (первый солист), Ренату Шакирову – Кимин Кима. Последняя из названных пар, встреченная зрителями, как кинодивы на красной дорожке, открывала гастроли. Этот дуэт приобрел широкую известность еще восемь лет назад, благодаря участию и победе в проекте телеканала «Россия-Культура» «Большой балет».
Китри и Базиль Ренаты Шакировой и Кимин Кима – абсолютно отвечают духу петербургского спектакля, максимально танцевального, не претендующего на правду взаимоотношений и вообще какое-либо жизнеподобие. В отличие от других «Дон Кихотов», в том числе и московских – идущем сегодня в Большом (редакция Алексея Фадеечева) и «нуреевском» в Музтеатре Станиславского (постановка Лорана Илера), где массовые сцены и на городской площади, и в таверне полны «живой» жизни каждого участника массовки, здесь атмосферу улиц передают исключительно танцевальные ансамбли. И пантомимные сцены тоже сведены к минимуму. Перипетии отношений главных героев, дочки трактирщика Лоренцо Китри (ее хотят насильно выдать замуж за богатого кичливого дворянина Гамаша) и ловкого цирюльника Базиля, ни на секунду не дают усомниться: все кончится хорошо и молодые люди поженятся. Поэтому и артисты не особо погружаются в переживания своих героев, которые всего лишь игра, а настоящее здесь – танец и его качество.
А танцуют молодые солисты, хочется сказать, безупречно, с техническим блеском и бьющей через край молодой энергией. Китри-Шакирова – легка, полетна и пылка, правда ее пылкость – не столько проявление характера героини, сколько собственная увлеченность балерины танцем. Если говорить о Киме, словно нарушающем законы земного тяготения, то и его невероятные прыжки и виртуозные вращения, едва ли не само содержание партии. Даже легкая бравада артиста своим мастерством работает на персонаж. Именно такой Базиль перехитрит любого и добьется победы, для этого ему не нужно ловко умыкать кошелек у Лоренцо, чего в Мариинском спектакле и нет. Он уверен в себе и знает, что достигнет цели.
Уверенность, идущая, очевидно, от понимания своей академической точности, вообще присуща многим питерским артистам. И исполнительнице партии Повелительницы дриад (Мария Ильюшкина) из сна Дон-Кихота, завораживающе красивого под сводом золотистых крон деревьев, и очаровательному Амуру (Дарья Устюжанина), да и всем лесным девам – артисткам слаженного кордебалета. Слаженность в целом характерна для этого, несущегося вихрем в неснижаемом темпе (дирижер Арсений Шупляков), спектакля, где яркие характерные танцы не фон для любовной линии, а суть происходящего. Главное здесь – танец и его исполнение. При этом спектакль не лишен юмора, без которого «Дон Кихот» немыслим. Здесь есть и всяческие комические эскапады, связанные с ролями Санчо Пансы и несостоявшегося жениха Китри Гамаша, сыгранные корректно, с хорошим чувством меры. Чрезмерность – вообще не из этой оперы, вернее балета.