15 апреля, в свой день рождения, театр «Современник» открыл музей собственной истории и наградил лауреатов фестиваля студенческих спектаклей «Неформат». «Мы придумали семь премий в честь семи основателей театра “Современник”», — уточнил директор театра Юрий Кравец. Награды лауреатам — памятный диплом и денежный приз — вручили члены художественного совета театра: Иван Стебунов, Алена Бабенко, Светлана Иванова, Полина Рашкина и другие.
Премию имени Олега Табакова присудили Александру Золотовицкому, режиссеру спектакля «Добрый властитель быков» в Школе-студии МХАТ. Премию имени Лилии Толмачевой – Марфе Пашковой за роль Графини в спектакле «Женитьба Фигаро», Театральный институт им. Щукина. Премию имени Игоря Кваши — актерскому ансамблю спектакля «Лицей», Школа-студия МХАТ. Премию имени Виктора Сергачёва – Евгении Леоновой за роль Раневской в спектакле «Вишнёвый сад», ГИТИС. Премию имени Евгения Евстигнеева – Константину Фридовскому за роль Томаса в спектакле «Добрый властитель быков», Школа-студия МХАТ. Премию имени Галины Волчек – Полине Калёновой за роль Груши в спектакле «Кавказский меловой круг», ВТУ им. Щепкина. Премию имени Олега Ефремова – Андрею Кузичеву, режиссеру спектакля «Лицей», Школа-студия МХАТ.
«Лауреатов выбирал худсовет, – рассказал “Театралу” директор “Современника” Юрий Кравец. – Мы изначально планировали, что это будет семь артистов в честь семи артистов-основателей театра. Но когда посмотрели спектакли, то не могли не отметить режиссеров и ансамбль. Поэтому по ходу фестиваля формат изменили в неформат и вручили награды так, как посчитали нужным. Какие-то решения приняли единогласно, где-то были споры. Я думал, мы минут за 40 все решим и разойдемся, но обсуждение затянулось на два часа, уже ночь на дворе, споры кипят. Но в этом прелесть. Один из лауреатов выиграл с перевесом всего в один голос».
Актриса Алена Бабенко отметила, что несмотря на некруглую дату, день рождения у театра необыкновенный. «У нас целых пять событий: день рождения, вручение премии фестиваля “Неформат”, премьера спектакля “Это моя жизнь”, 50 лет с момента, как театр “Современник” переехал в это здание, и открытие музея — мы этого события очень долго ждали. Это история театра, которая дорога не только нам, но и молодым артистам театра, потому что невозможно полюбить то, о чем мало что знаешь».
Экспозиция музея построена по принципу хронологии и разделена на две части. Первая посвящена 14 годам, когда театром управлял Олег Ефремов. В этот раздел вошли материалы об основателях «Современника», учителях, которые помогали создавать новый театр, драматургах и режиссерах, знаковых спектаклях и артистах. Вторая часть экспозиции рассказывает о периоде, когда после ухода Олега Ефремова и двухлетнего коллегиального управления, руководить «Современником» стала Галина Волчек.
«Самым важным для меня было – не потерять ни одного человека из истории театра, – подчеркнула автор концепции музея, экс-завлит “Современника” Евгения Кузнецова. – Этому посвящена одна из трех медиа-панелей, где в течение получаса транслируются имена тех, кто строил театр – не только в 1956 году. Там есть все артисты, включая приглашенных на эпизод, и все, кто работал в штате: в том числе работники художественно-постановочной части, билетеры, гардеробщики, администраторы, проработавшие более 10 лет в театре. Вторая панель посвящена хронике событий из жизни “Современника”, на третьей увидите остроумно смонтированные наблюдения за жизнью театра. Это замочная скважина, через которую можно рассмотреть “Современник” изнутри».
В авторский коллектив экспозиции также вошли заведующая музеем театра Татьяна Прасолова, которая занималась отбором фотоиллюстраций и медиаконтента, архитектор Сергей Попов и режиссер мультимедиа Александр Жикин.
«Современник», появившийся в Москве в 1956 году, стал символом хрущевской оттепели. Он развивался в направлении психологического театра, пытался слышать время и говорить на одном языке со зрителем. Авторы экспозиции постарались исследовать, как эта художественная идея развивалась во времени и как живет сегодня.
«Это путь жизни этого театра, – поделился с “Театралом” своим впечатлением о музее Сергей Тонышев, режиссер премьеры “Чагин”. – Жизнь важно констатировать. Важно уметь отстраниться, посмотреть на себя, на свой род. Ты вспоминаешь, открываешь фотоальбом... Тут очень много фотографий, много лиц, которые были в театре и есть в данный момент. Мне кажется, это прекрасно».

«Театральный музей в случае «Современника» интереснее всего в фотографиях, – считает Леонид Ярмольник. – Очень здорово здесь все сделано. Я вообще люблю фотографию, особенно черно-белую. Черно-белые фотографии, связанные с историей “Современника”, самые настоящие и самые правдивые. Их здесь очень много. Cлава богу, они сохранились. Мне бы хотелось, чтобы музей посещался. Хотя бы теми, кто занимается нашей профессией и хочет посвятить ей жизнь».
Для гостей в музее «Современника» приготовили небольшой сюрприз – в центре зала разместили арт-объект с афишами спектаклей последних пяти лет. От каждой можно оторвать кусочек на память. На обратной стороне будет ждать послание – цитата из спектакля. Режиссер Сергей Тонышев и актриса Алена Бабенко предпочли узнать, что им «скажут» афиши собственных постановок. Так «Чагин» напомнил, что «настоящая любовь прощает все», а афиша спектакля «Это моя жизнь» предложила поднять шум, «чтобы нас не забыли».














Премию имени Олега Табакова присудили Александру Золотовицкому, режиссеру спектакля «Добрый властитель быков» в Школе-студии МХАТ. Премию имени Лилии Толмачевой – Марфе Пашковой за роль Графини в спектакле «Женитьба Фигаро», Театральный институт им. Щукина. Премию имени Игоря Кваши — актерскому ансамблю спектакля «Лицей», Школа-студия МХАТ. Премию имени Виктора Сергачёва – Евгении Леоновой за роль Раневской в спектакле «Вишнёвый сад», ГИТИС. Премию имени Евгения Евстигнеева – Константину Фридовскому за роль Томаса в спектакле «Добрый властитель быков», Школа-студия МХАТ. Премию имени Галины Волчек – Полине Калёновой за роль Груши в спектакле «Кавказский меловой круг», ВТУ им. Щепкина. Премию имени Олега Ефремова – Андрею Кузичеву, режиссеру спектакля «Лицей», Школа-студия МХАТ.
«Лауреатов выбирал худсовет, – рассказал “Театралу” директор “Современника” Юрий Кравец. – Мы изначально планировали, что это будет семь артистов в честь семи артистов-основателей театра. Но когда посмотрели спектакли, то не могли не отметить режиссеров и ансамбль. Поэтому по ходу фестиваля формат изменили в неформат и вручили награды так, как посчитали нужным. Какие-то решения приняли единогласно, где-то были споры. Я думал, мы минут за 40 все решим и разойдемся, но обсуждение затянулось на два часа, уже ночь на дворе, споры кипят. Но в этом прелесть. Один из лауреатов выиграл с перевесом всего в один голос».
Актриса Алена Бабенко отметила, что несмотря на некруглую дату, день рождения у театра необыкновенный. «У нас целых пять событий: день рождения, вручение премии фестиваля “Неформат”, премьера спектакля “Это моя жизнь”, 50 лет с момента, как театр “Современник” переехал в это здание, и открытие музея — мы этого события очень долго ждали. Это история театра, которая дорога не только нам, но и молодым артистам театра, потому что невозможно полюбить то, о чем мало что знаешь».Экспозиция музея построена по принципу хронологии и разделена на две части. Первая посвящена 14 годам, когда театром управлял Олег Ефремов. В этот раздел вошли материалы об основателях «Современника», учителях, которые помогали создавать новый театр, драматургах и режиссерах, знаковых спектаклях и артистах. Вторая часть экспозиции рассказывает о периоде, когда после ухода Олега Ефремова и двухлетнего коллегиального управления, руководить «Современником» стала Галина Волчек.
«Самым важным для меня было – не потерять ни одного человека из истории театра, – подчеркнула автор концепции музея, экс-завлит “Современника” Евгения Кузнецова. – Этому посвящена одна из трех медиа-панелей, где в течение получаса транслируются имена тех, кто строил театр – не только в 1956 году. Там есть все артисты, включая приглашенных на эпизод, и все, кто работал в штате: в том числе работники художественно-постановочной части, билетеры, гардеробщики, администраторы, проработавшие более 10 лет в театре. Вторая панель посвящена хронике событий из жизни “Современника”, на третьей увидите остроумно смонтированные наблюдения за жизнью театра. Это замочная скважина, через которую можно рассмотреть “Современник” изнутри».В авторский коллектив экспозиции также вошли заведующая музеем театра Татьяна Прасолова, которая занималась отбором фотоиллюстраций и медиаконтента, архитектор Сергей Попов и режиссер мультимедиа Александр Жикин.
«Современник», появившийся в Москве в 1956 году, стал символом хрущевской оттепели. Он развивался в направлении психологического театра, пытался слышать время и говорить на одном языке со зрителем. Авторы экспозиции постарались исследовать, как эта художественная идея развивалась во времени и как живет сегодня.
«Это путь жизни этого театра, – поделился с “Театралом” своим впечатлением о музее Сергей Тонышев, режиссер премьеры “Чагин”. – Жизнь важно констатировать. Важно уметь отстраниться, посмотреть на себя, на свой род. Ты вспоминаешь, открываешь фотоальбом... Тут очень много фотографий, много лиц, которые были в театре и есть в данный момент. Мне кажется, это прекрасно».

«Театральный музей в случае «Современника» интереснее всего в фотографиях, – считает Леонид Ярмольник. – Очень здорово здесь все сделано. Я вообще люблю фотографию, особенно черно-белую. Черно-белые фотографии, связанные с историей “Современника”, самые настоящие и самые правдивые. Их здесь очень много. Cлава богу, они сохранились. Мне бы хотелось, чтобы музей посещался. Хотя бы теми, кто занимается нашей профессией и хочет посвятить ей жизнь».Для гостей в музее «Современника» приготовили небольшой сюрприз – в центре зала разместили арт-объект с афишами спектаклей последних пяти лет. От каждой можно оторвать кусочек на память. На обратной стороне будет ждать послание – цитата из спектакля. Режиссер Сергей Тонышев и актриса Алена Бабенко предпочли узнать, что им «скажут» афиши собственных постановок. Так «Чагин» напомнил, что «настоящая любовь прощает все», а афиша спектакля «Это моя жизнь» предложила поднять шум, «чтобы нас не забыли».


















