«Сцена требует подделки»

Как строится работа бутафора-декоратора

 
Заведующая бутафорским цехом Театра Моссовета Наталья Бакуничева рассказала «Театралу» о нюансах своей профессии и о том, какие умения пригодятся в работе бутафора.

– Наталья, как давно вы в Театре Моссовета?

– Работаю в театре с конца 1994 года, пришла по счастливой случайности: в бутафорском цехе освободилось место бутафора-декоратора. Считаю, профессия сама меня выбрала: с детства я любила красить, клеить, лепить, шить, вязать – мастерила что угодно из подручных средств. Сейчас сказали бы, что у меня хорошо развита мелкая моторика.

– Над чем сейчас работаете?

– На данный момент в театре затишье. Выпустили премьеру «Пиковая дама». Остаётся работа, которая с нами всегда: текущий ремонт реквизита, декораций, мягкой одежды сцены, иногда приходится чинить костюмы.

– Как выглядит один день работы бутафора в театре?

– Рабочий день бутафора зависит от текущей обстановки. Иногда иду в театр с уже готовым планом действий. Это может быть изготовление реквизита или декораций для нового спектакля, крупные ремонтные работы спектаклей репертуара. Когда-то неожиданно ломается реквизит из вечернего спектакля, и в первую очередь приходится чинить это изделие. Иной раз нахожу на столе гору реквизита текущего репертуара в разной степени испорченности. В большинстве случаев все удается восстановить.

– Какие самые нетривиальные задачи вам приходилось выполнять?

– Навскидку приходит в голову покраска искусственной травы для спектакля «Baden-Баден». Смысл этого действия – сделать визуально траву менее искусственной. Надо сказать, это помогло. И при сценическом свете «целлофановость» травы пропала.

– Какие знания и умения важны для бутафора?

– Для бутафора важны умения, свойственные разным профессиям. Бутафор – и скульптор, и художник, и колорист, и технолог. Он должен уметь разработать технологию выполнения изделия по эскизу художника и техническому заданию (параметры, вес, расцветка). Бутафор умеет паять, шить, пилить, клеить, разбирается в свойствах материалов, клеев, красок и лаков. Важно и знание истории искусств. Иногда требуются исторически достоверные изделия реквизита. Хотя сейчас подобные требования редки.

– Где обучают бутафоров?

– Бутафоров обучают в Театральном художественно-техническом колледже в Москве в течение четырех лет. За это время студент приобретает все навыки и знания, но, конечно, театральная практика многое меняет в голове, поскольку в театре присутствуют ограничения по времени работы, требования художника-сценографа и так далее.

– Сколько ремесел должен освоить бутафор?

– Бутафор должен освоить скульптуру (в основном, вырезать из пеноплекса и разных современных материалов), живопись, колорирование (составлять цвета по выкраске или по эскизу), лепить из глины и скульптурного пластилина, снимать гипсовые и силиконовые формы, работать с двухкомпонентными пластиками, уметь делать каркасы из проволоки с пайкой и без, изготавливать изделия из папье-маше, лино (то же, что и папье-маше, но вместо бумаги – марля) и многоемногое другое.

– Вы можете подделать любую вещь?

– Не согласна с такой формулировкой. Я не называла бы бутафорию подделкой. Это просто вещи, интерьеры и пространства, сделанные по законам сцены. В сценическом свете и из зала многие вещи из жизни не читаются, не смотрятся. Конечно, имитировать могу не все, но очень многое. Благодаря современным материалам, краскам, лакам и клеям эти возможности увеличиваются в разы.

– Что самое сложное в профессии бутафора?

– Для человека с умелыми руками и богатой фантазией, наверное, нет ничего сложного. Радует многозадачность и разнообразие. Задачи практически никогда не повторяются. Лишь в случае изготовления утраченного изделия на спектакль текущего репертуара будет создана копия на 90–95%.

– Какой самый востребованный театральный реквизит?

– Это веера, очки, книги, чемоданы…

– В чем особенности изготовления бутафории?

– Бутафория сама по себе особенная. У сцены свои законы. Натуральные бриллианты или купленные вещи на сцене не смотрятся. Сцена требует подделки. И даже если для сцены покупают вещь из магазина, приходится ее перекрашивать, фактурить, укреплять.

– Как современные технологии повлияли на работу бутафора?

– С годами появилось много новых материалов. Например, изолон, эва, быстрозастывающие двухкомпонентные пластики, акриловые краски, разные клеи, силикон стал доступнее. Все это сильно упрощает и убыстряет изготовление изделий, улучшает их качество.

– Всегда ли ваша работа является ручным трудом?

– Работа бутафора – это исключительно ручной труд, но инструмент и машины нам в помощь. Токарный станок, лобзик, паяльник, шлиф-машинка, компрессор, клеящий пистолет, дрель-шуруповерт и многое другое делают жизнь бутафора проще, а работу продуктивней.

– Что самое запоминающееся вы сделали для атмосферы спектакля?

– Я насчитала сто спектаклей, в производстве которых участвовала только в Театре Моссовета за 29 лет. Было много интересных оформлений, но навскидку, из прошлого, вспоминается «Серебряный век». Там были многослойные, определенным образом прокрашенные стены, которые в сценическом свете создавали атмосферу коммунальной квартиры начала прошлого века. И из недавнего – половик с барханами из спектакля «Сны Пенелопы»: поролоновые, оклеенные трикотажем, присыпанные крупной фракцией кварцевого песка на клею, прокрашенные, в сценическом свете барханы образуют атмосферное пространство. Как из сна.

– Над какими постановками вам было особенно интересно работать?

– В любой постановке присутствует интересная работа. Особенно интересно с определенными художниками: это Мария Рыбасова, Борис Бланк, Виктор Платонов. Мария Дмитриевна выпустила в Моссовете как сценограф только в мою бытность 25 спектаклей, и «Серебряный век» – одна из ее работ. «Крошка Цахес» Виктора Платонова тоже остался в памяти как интересный проект. Было очень интересно работать с режиссером Марком Вайлем. В его спектаклях всегда было много рукотворной, любопытной бутафории. Также интересно, когда спектакль ставит перед тобой какие-то личные задачи. Давным-давно в спектакле «Король Лир» от меня потребовалась голова короля Лира. С ее помощью шут имитировал присутствие короля на сцене. А королем был Михаил Козаков. Было интересно добиваться портретного сходства изделия с лицом известного артиста.

– Какие советы вы дали бы начинающим бутафорам?

– Мой совет начинающим бутафорам: все делать с любовью и удовольствием! И находить интерес даже в рутинных задачах. К примеру, придумывать как технологичнее произвести ту или иную работу. Фантазия и креативное мышление – лучшие друзья бутафора!


Поделиться в социальных сетях: