«Заглянем в лицо трагедии...»

«Лента поэзии. Бродский» в театре «У Никитских ворот»

 
В рамках цикла «Лента поэзии» в театре «У Никитских ворот» состоялась премьера поэтического спектакля, посвященного Иосифу Бродскому.

«Лента поэзии» – проект Марка Розовского, цикл литературно-театральных вечеров, каждый из которых посвящен творчеству одного поэта. На Малой сцене уже прозвучали стихотворения Александра Пушкина, Евгения Баратынского, Михаила Лермонтова, Сергея Есенина, Марины Цветаевой, Николая Эрдмана, Михаила Светлова, Иосифа Уткина, Константина Симонова, Бориса Слуцкого, Юрия Левитанского, Давида Самойлова, Юнны Мориц и Ларисы Рубальской.

Марк Розовский работает над спектаклем как режиссер-постановщик, а в качестве сценографа выступает Станислав Морозов. Роли в спектакле исполняют народный артист России Валерий Шейман и заслуженный артист России Андрей Молотков. За музыкальное оформление и видео-арт отвечает Евгений Лукашевич.

На сцене – колючая проволока и мраморная стена, трещина по середине которой разделяет ее на части-ворота. Отсылка к античности здесь не случайна: Бродский имел собственное философское отношение к мрамору. Для него это был символ неубиваемости духа в человеке, образ самого духа, превращенного в крепкий камень под прессом обстоятельств. Колючая ограда – напоминание о тяжелой судьбе поэта, который на протяжении всей жизни искал свободы, но не обретал её. Единственное, где рамок для Бродского не существует – творчество. «Его дух, его язык, его масштаб – в его стихах. В каждом своём слове – зарифмованном и ритмизованном – Бродский абсолютно свободен».

«Мы взяли стихотворения, где прослеживается его мироощущение, с одной стороны, чисто поэтическое, с другой – чисто человеческое, – говорит Марк Розовский. – Это не биографический спектакль, биографизм заложен в самих стихах: тюрьма, ссылка, его внутренний протест, смирение, потеря близких, чувство одиночества, и, наоборот, близости к друзьям. Он был абсолютно свободным человеком в несвободное время. Бродский вырос из поэзии серебряного века. Ахматова вскормила его своей великой лирикой и стойкостью перед временем. Если мы не одичали, не впали в окончательное бескультурье и если хотим познать, что такое искусство с большой буквы, то мы придем к «мрамору» Бродского. Предлагаем вам погрузиться в миры этого поэта. Мы ждем на наших поэтических вечерах людей, хорошо знающих Бродского. Также будем рады, если придет человек, ничего о нем не знающий, но готовый познать и услышать в стихах близкого по духу человека. Будем честны, Бродский – поэт для избранных, его надо постигать. Я считаю, что его слова достойны звучать в любое время».

«Заглянем в лицо трагедии...» На сцене двое. Каждое новое прочитанное стихотворение находится в тесной концептуальной связи с предыдущим. Режиссер называет их дуалистическое взаимодействие «аритмией». Здесь зритель не услышит подражания тому, как читает Бродский. Целью создателей постановки было – осмыслить. «Это не исполнительство, это – проживание». Как говорит Валерий Шейман, «Иосиф Бродский очень глубок и философичен, и это составляет трудность для восприятия. Он невероятно больно воспринимает мир. Он много страдал в жизни. Он «Жрал хлеб изгнанья». А в каких-то произведениях человек с такой удивительной философичностью и обнаженной душой необыкновенно народен, вульгарен и «приблатнён». Это самый интересный сплав и самая большая сложность. Мы попытались передать несколько его граней, хотя, и пощадив слух публики, кое-что прибрали». В завершение спектакля звучит «Песенка о свободе» в исполнении Марка Розовского.

Ближайшие спектакли – 24 февраля и 28 марта


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

Читайте также

Разыгрываем пригласительный на премьеру оперы Верди в кинотеатре «Октябрь»!

Заходи в канал «Театрала» в Telegram и участвуй!