Прокатная тройка

Неделя в кино: Миядзаки, «Крецул» и «Контрабандистки»

 
На дворе декабрь, а значит в кинотеатрах – изобилие фильмов про ёлки и Новый год. Но если предновогодней суеты и настроения вам хватает и в жизни, и остаются силы на кино, то вот рекомендации в жанре «анти-ёлки».

МАЛЬЧИК И ПТИЦА

Новый шедевр истинного гения Хаяо Миядзаки – притча о мальчике, который повзрослел до поры, когда в его жизнь пришла война и забрала его мать. Фильмы Миядзаке всегда были про детей, их потери и войны. Совсем недетские вроде бы истории, но на них выросли несколько поколений детей из самых разных стран.

Вторая мировая, бомбардировка Токио, мать 12-летнего Махито гибнет в пожаре. Отец женится повторно – на младшей сестре своей умершей жены, которая как две капли воды похожа на маму Махито. У них вот-вот родится новый ребенок, но гораздо больше мальчика волнует птица – огромная цапля, которая преследует его и человечьим голосом настаивает, что мать Махито жива. А тут еще и мачеха пропадает без вести. Чтобы узнать правду, мальчик пытается попасть в другой мир – через портал в старинной башне, на который указала цапля.

Сказочное королевство с феями и духами, в котором оказывается Махито, его спасение от страшной реальности, но в результате он должен будет выбрать – остаться в сказке или вернуться в мир людей, который «скоро поглотит пламя» (таково предсказание). «Мальчик и птица», как и многие другие фильмы Миядзаке, – история взросления, горькая и болезненная. Но этот путь через боль и горе и делает героев человечными и сильными. Эта человечность, которую герои способны сохранить среди ужаса и зла, и есть главная ценность, которую Миядзаке проносит через все свои фильмы. Этот кажется особенно личным, ведь Миядзаке сам – ребенок войны. «Мальчик и птица» – выдающийся антивоенный манифест, который куда полезнее зрителю, чем ура-патриотические фильмы про танки.

Конечно, через какое-то время «Мальчик и птица» будет доступен в сети, но это точно тот фильм, который необходимо увидеть на большом экране – яркие фантастические, сюрреалистические миры Миядзаке, в которых магия сплетается с реальностью, которые населены говорящими птицами и разными другими фантастическими существами, заслуживают того, чтобы погрузиться в них по-настоящему.

В 2013 году, завершив свой предыдущий фильм «Ветер крепчает», Миядзаки объявил о завершении карьеры, но все же вернулся и сделал еще один шедевр. Сейчас японскому гению 82 года, его продюсеры уже сообщили, что он передумал уходить и принялся за новый проект.

КРЕЦУЛ

Байопик легендарного дзюдоиста Олега Крецула, которого грандиозно сыграл Никита Волков, и его тренера и друга детства Виталия Глигора, роль которого не менее виртуозно исполнил Сергей Волков. И хотя фильм называется только одним именем, тут справедливо говорить о двойном портрете, потому что Глигор едва ли не более важный герой сюжета, чем Крецул. Он тот, без кого не было бы великого паралимпийца, его плечо, его глаза, его опора и вообще его часть. Есть какой-то трогательный символизм в том, что сыгравшие обоих героев актеры – не только друзья, не только оба выпускники Бутусова, но еще и однофамильцы.

1997 год. Молдавский дзюдоист Олег Крецул возвращается со своей первой в жизни Олимпиады и женится. На свадьбе его тренер говорит тост, предрекая Олегу огромные победы и всемирную славу, но через несколько дней жизнь необратимо изменится – молодожены попадут в страшное ДТП, жена Олега погибнет, а он сам потеряет зрение (один глаз врачи удалят, второй сохранят, но оборванный зрительный нерв восстановить не получится). В подобной ситуации сломался бы любой, но рядом с Крецулом был Глигор, который не дал другу сломаться.

На премьерном обсуждении фильма Виталий Глигор присутствовал лично и говорил, что его участие в судьбе Крецула неверно называть «героизмом», «подвигом», «самопожертвованием» или чем-то в этом роде, потому что для дзюдоистов такие отношения между друзьями – самая обыкновенная вещь.  Но осознать эти слова по-настоящему может разве что дзюдоист, и то вряд ли. Потому что Глигор если не Герой (уж больно изношено это определение), то точно Человек с самой большой буквы. Он ведь тоже подавал надежды как спортсмен, но Крецул поборол его в финале и спортивная карьера Глигора не сложилась. Когда Крецул ослеп, именно Глигор вернул его к спорту и вообще к жизни, а когда Крецула взяли в паралимпийскую сборную, Глигору пришлось довольствоваться ролью сопровождающего, а к тому же сносить все капризы чемпиона, который не всегда был готов держать себя в руках. Глигор будто всегда второй за спиной у первого, но по факту это Крецул за его спиной, ведь он может ходить только опираясь на плечо друга. И друг это плечо постоянно подставляет, не погружаясь в собственные обиды и комплексы и не демонстрируя жалось к Крецулу, а еще и постоянно подтрунивая над ним. Их история чем-то похожа на сюжет французского хита «1+1», только это история подлинная.

Режиссер-дебютант в игровом кино Александра Лихачева (автор документалки «Длинное. Черное. Облако опускается») сняла фильм не про падение и взлет великого спортсмена, а именно про настоящую дружбу, когда друг познается в беде не только в момент случившегося, а несет эту дружбу через всю жизнь, сохраняя способность не только помогать инвалиду, но и радоваться успехам чемпиона. В последние годы спортивные драмы про великие победы славного советского прошлого мы видели не раз, но «Крецул» – не духоподъемный глянцевый байопик о былом величии страны и ее героев. «Крецул» – тонкое авторское, совсем не красочное кино про то, как один человек полностью погрузился во тьму, а другой помогает ему видеть свет. И в эту историю про «друг в беде не бросит» было бы сложно поверить, если бы оба героя этого сюжета не были бы живы-здоровы и не продолжали идти по жизни вместе.

КОНТРАБАНДИСТКИ

Захватывающий комедийный экшн-боевик из Южной Кореи.  В центре сюжета две девушки-дайверы, способные нырять без снаряжения и собирающие устриц с морского дна для продажи. События разворачиваются в живописной деревушке, где ничто не предвещает беды. Но однажды жители узнают о строительстве большого завода рядом с деревней, и ныряльщицы понимают, что их жизнь может измениться навсегда. Завод представляет огромную угрозу для местных – он гробил экологию, отравляя воду и уничтожая источник дохода героинь, да и всей деревни.
Героини вынуждены принять опасное решение – участвовать в операции по вылову контрабанды, чтобы обеспечить хоть малую часть ранее имевшегося достатка. Но все идет не по плану, когда на горизонте появляется полицейский патруль. Так начинается опасная игра и девушки оказываются частью криминального мира.

Режиссер фильма Рю Сын-ван («Берлинское дело», «Кунхам: Пограничный остров») также известен зрителю как актер, сыгравший в «Оазисе» Ли Чан Дона и фильмах Пак Чхан-Ука «Сочувствие господину Месть» и «Сочувствие госпоже Месть». В ролях актеры Ко Мин-щи и Пак Чон-мин, известные по фильмам «Решение уйти» и «Избави нас от лукавого». В Корее фильм посмотрели уже более 5 млн зрителей, благодаря чему он стал самым кассовым летним релизом, заработав без малого 40 миллионов долларов.


Поделиться в социальных сетях: