Режиссер Гульназ Балпеисова: «Мне хотелось создать оду красоте»

В Театре Вахтангова состоялась премьера спектакля «Саломея»

 
Ученица Римаса Туминаса Гульназ Балпеисова поставила на вахтанговской сцене свой четвертый спектакль – «Саломею» по пьесе Оскара Уайльда, известного эстета и ценителя красоты. Он усмотрел её и в библейской легенде об иудейской царевне – той самой, которая в награду за танец семи покрывал получила голову пророка Иоанна на серебряном блюде. 

«Мне хотелось создать оду красоте, показать, что красота может быть как в добре, так и в зле, – говорит режиссер. – Есть в настоящий момент некая «потеря века»: мне кажется, мы не осознаем, в каком красивом времени и пространстве живем. И главные герои «Саломеи» не осознают, до какой степени они красивы, не понимают, в каком пространстве находятся. Они растрачивают красоту, свои эмоции и чувства. Тратят без разбора, не ценят. Оскар Уайльд говорил, что все мы – в сточной канаве, но кто-то из нас смотрит на звезды», – добавляет Балпеисова. 

Мужчины сходили по ней сума. К ее ногам бросали жизни. Ради одного взгляда или поворота головы. Но Саломея (Мария Бердинских) захотела того, кто не мог ей принадлежать, – пророка Иоканаана (Денис Бондаренко).

«Здесь нет ни одного свободного человека. Все заложники своих убеждений и верований. Иоканаан тоже заложник своей веры. Он встречается с невозможностью любви, и это его ломает, – говорит Денис Бондаренко. – После встречи с Саломеей он ощущает в себе трепет и на мгновение думает, что мирская любовь все-таки возможна. Но ангел смерти сразу предупреждает, что любовь плотская – не для него. И с тех пор он старается погасить страсть, вернуться в русло веры».

Говоря об актерском составе, Гульназ Балпеисова уточняет, что «сначала была выбрана Мария Бердинских, а потом – пьеса». Для постановки был определен «поэтически складный» перевод пьесы Екатерины Андреевой и Константина Бальмота, у которого «слова не трогательные, а трогающие». По словам актера Максима Севриновского, который играет царя Ирода, это очень изящный, ироничный и красивый текст.   

«Я прочитал пьесу задолго до постановки, а потом ехал в машине, включил аудиокнигу и  всю дорогу смеялся. Я понимаю, что к концу выходит трагедия. Но как они общаются, каким ироничным языком написана пьеса – это не похоже на античную трагедию. Каждое слово близко к репризе», – говорит артист.       

В пьесе Уайльд проводит параллель между Саломеей и луной, которой отводил главное место в своём тексте и настаивал, что она обязательно должна присутствовать на сцене.

«Мы очень долго придумывали тему луны, – говорит Гульназ Балпеисова. – Луна как шутка, луна как меч, луна как безумие. У нас их три. Настоящая, которая зальет пространство, она скрывается. Кому-то видна, кому-то – нет. Да, это действующее лицо в лице Саломеи, которая сводит всех с ума, в лице Ирода. Есть люди-луны, которые странным образом воздействуют на других. В этом есть и шутка, и метафора», – рассказывает режиссер.

«Саломея» завершает цикл «Театральные параллели. Путешествие в четырех частях». Это спектакли четырех учеников Римаса Туминаса по драматургии стран, оказавших наибольшее влияние на формирование режиссерского стиля Евгения Вахтангова.   

«Ничего не меняется с библейских времен, события которых отражены в пьесе «Саломея» – она должна быть в тайнике у каждого человека, читает ли он ее на ночь или внимательно изучает в течение всей жизни. Каждое слово здесь несет смысл и судьбоносную роль для тех, кто дерзает любить, грешить или совершать преступления, наслаждаться властью, допускать недозволенное или тонуть в распущенности. Оскар Уайльд говорил: я жил не по средствам и умер не по средствам. По средствам ли существуют все эти люди? Я думаю, пока идет спектакль, мы будем пытаться получить ответы от самих себя, прежде всего», – поделилась Ольга Тумайкина.  

Добавим, в рамках проекта «Театральные параллели», посвященного 100-летию Театра Вахтангова, уже были представлены спектакли «Легенда о Хромоножке» Владимира Бельдияна, «Войцек» Хуго Эрикссена и «Дурочка» Анатолия Шульева.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Анна Ардова: «Всё время пытаюсь что-то сказать про любовь»

    Анна Ардова уже более 25 лет служит в Театре им. Маяковского, без которого не мыслит своей актерской жизни. В Маяковку актриса поступила по окончании мастерской худрука этого театра Андрея Гончарова в ГИТИСе. Будучи представительницей знаменитой династии (мама – актриса Мира Ардова, папа – актер и режиссер Борис Ардов, дядя – актер Алексей Баталов, бабушка – актриса Нина Ольшевская, дедушка – писатель Виктор Ардов), Анна Ардова росла в театре и будущую профессию выбрала еще в четыре года. ...
  • Галина Зальцман возьмется за «Молодость» китайского кинорежиссера

    5 марта в Новом Пространстве Театре Наций состоится премьера спектакля «Молодость» режиссера Галины Зальцман. В основу постановки лег фильм китайского режиссера Фэн Сяогана. Эта история о паре идеалистически настроенных молодых людей, ставших частью Государственного ансамбля танца Народно-освободительной армии. ...
  • Олег Янковский: «Я знаю себе цену»

    Сегодня, 23 февраля, исполнилось бы 80 лет Олегу Янковскому. В память о народном артисте публикуем его последнее интервью «Театралу».     Олег Иванович Янковский держится, как звезда. Не вчера взошедшая, не на один день зажженная, не дутая, не мыльная, а настоящая такая звезда. ...
  • 23 февраля Олегу Янковскому исполнилось бы 80 лет

    23 февраля Олегу Янковскому исполнилось бы 80 лет. Коллеги по театру «Ленком» почтят его память, возложив венки к памятнику на Новодевичьем кладбище, а вечером сыграют спектакль «Tout paye, или Все оплачено», где Олег Иванович был первым исполнителем главной роли. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • Анна Ардова: «Всё время пытаюсь что-то сказать про любовь»

    Анна Ардова уже более 25 лет служит в Театре им. Маяковского, без которого не мыслит своей актерской жизни. В Маяковку актриса поступила по окончании мастерской худрука этого театра Андрея Гончарова в ГИТИСе. Будучи представительницей знаменитой династии (мама – актриса Мира Ардова, папа – актер и режиссер Борис Ардов, дядя – актер Алексей Баталов, бабушка – актриса Нина Ольшевская, дедушка – писатель Виктор Ардов), Анна Ардова росла в театре и будущую профессию выбрала еще в четыре года. ...
  • Галина Зальцман возьмется за «Молодость» китайского кинорежиссера

    5 марта в Новом Пространстве Театре Наций состоится премьера спектакля «Молодость» режиссера Галины Зальцман. В основу постановки лег фильм китайского режиссера Фэн Сяогана. Эта история о паре идеалистически настроенных молодых людей, ставших частью Государственного ансамбля танца Народно-освободительной армии. ...
  • Олег Янковский: «Я знаю себе цену»

    Сегодня, 23 февраля, исполнилось бы 80 лет Олегу Янковскому. В память о народном артисте публикуем его последнее интервью «Театралу».     Олег Иванович Янковский держится, как звезда. Не вчера взошедшая, не на один день зажженная, не дутая, не мыльная, а настоящая такая звезда. ...
  • 23 февраля Олегу Янковскому исполнилось бы 80 лет

    23 февраля Олегу Янковскому исполнилось бы 80 лет. Коллеги по театру «Ленком» почтят его память, возложив венки к памятнику на Новодевичьем кладбище, а вечером сыграют спектакль «Tout paye, или Все оплачено», где Олег Иванович был первым исполнителем главной роли. ...
Читайте также

Разыгрываем пригласительный на премьеру оперы Верди в кинотеатре «Октябрь»!

Заходи в канал «Театрала» в Telegram и участвуй!