Лучшие фильмы Каннского фестиваля-2024

Жак Одиар, Юра Борисов и Кирилл Серебренников в Каннах

 
Фестиваль еще продолжается, еще не все фильмы показаны, но уже возможно открыть рубрику «лучшие фильмы фестиваля» и попробовать предугадать победителей (вместе проверим мою интуицию). Сразу оговорюсь, что была на фестивале не полностью, посмотрела не всё, поэтому ставки мои могут не сработать, но в любом случае рекомендую найти нижеперечисленные фильмы и во что бы то ни стало их посмотреть. Начну как раз с тройки картин, которые в российский официальный прокат точно не выйдут, хотя два из трех – про Россию, причем оба – совсем не антироссийские.

«ЭМИЛИЯ ПЕРЕС», режиссер – ЖАК ОДИАР

Почему-то картина фигурирует в базах как комедия, но сузить ее до этого жанра – это преступление. «Эмилия Перес» – ослепительный, умопомрачительный, умно и остроумно придуманный и снятый фильм, в котором и комедия, и трагедия, и социальная драма, и семейная, и – внезапно – мюзикл.  В России этому фильму проката не видать, потому что корень сюжета тут – гендерный переход, который не спрячешь и не вырежешь. Но вообще это фильм про преступление и искупление, про душу и бездушие, про наркотики и торговлю людьми, про семейные ценности и про то, можно ли, изменив тело, изменить душу.  

11-минутная овация в зале, множество восторженных отзывов. И хотя критики известного издания Screen International поставили ему не самые высокие оценки, делаю ставку на «Золотую Пальму» и на «Лучшую женскую роль». Если не «Эмилия Перес», то каннское золото получит боди-хоррор «Вещество», но о нем – в следующем обзоре.

«Эмилию Перес» снял Жак Одиар, автор «Пророка», «Мое сердце биться перестало», «Кровь и железо», лауреат каннского золота за свой не лучший фильм «Дипан», но победителей не судят. Француз Одиар снял «Эмилию Перес» на испанском языке. Все основное действие картины разворачивается в Мексике.

На постере фильма – певица Селена Гомес, но Эмилия Перез – это не она. Главной поначалу кажется адвокат Рита (Зои Салдана), но и не она Эмилия Перес. Заглавная героиня появляется только во второй трети фильма. И это – сделавший операцию по перемене пола глава картеля, наркобарон и палач Манитас. Рита же – талантливый адвокат и красивая женщина, но ей уже 40, карьеры особо никакой, перспектив еще меньше, мужа и детей тоже нет, зарплата ничтожная – в начале фильма у нее есть два умопомрачительных вокально-танцевальных номера, один про защиту социальных прав, а второй – как раз отчаянная песня о чувстве бессмысленности своего существования и желании жить как-то по-другому.

Стоило сильной Рите дать слабину, как ей на голову накинули мешок и повезли в неизвестном направлении. Так, с мешком на голове, она выслушала предложение Манитаса, от которого не получится отказаться. Убийца и головорез, огромный, мясистый, страшный, со стальными зубами и татуировками на лице, он с детства чувствовал себя не в своем теле, и уже два года принимает гормональную терапию, чтобы стать женщиной. Не столько для того, чтобы спрятаться от закона, скорее – чтобы начать новую жизнь, уничтожив старую. Рита должна найти ему хирурга, который сделает операцию и никому об этом не расскажет.

Рите обещан огромный гонорар. И вот она летает по всему миру, выбирает клинику и останавливается на израильской. Диалог с израильским врачом (тоже песня) – одна из лучших сцен в фильме. Это спор о душе и теле, в котором доктор утверждает, что можно изменить тело, но нельзя изменить душу; переделай волка хоть в тушканчика, но волк навсегда останется волком. На что Рита утверждает обратное: переделаешь тело – появится другая душа, а с ней другая среда, другое общество, другое всё.  Кто же из них окажется прав?..

Летящий, как роллер-костер, сюжет каждые пять минут совершает новый захватывающий поворот. Яркие краски, танцы, песни, огромные массовки, сыгранные и снятые со страстью и азартом, юмор, который здесь тоже есть – все это вихрем закручивает зрителя в сюжет, на котором и вздохнуть-то невозможно, не то что отвлечься.

Конечно, к этой истории есть этический вопрос – а можно ли вот так уйти от наказания и искупить свою вину добрыми делами? Нормально ли сочувствовать героине, в прошлом у которой – страшные преступления. Да, весь народ, провозгласившей ее героиней, ничего о ее прошлом не знает. Но она-то знает. И мы знаем. И мы за ней идем. Эмоциональность повествования преобладает над рациональностью мышления. Вне всяких сомнений, этот фильм станет мировым суперхитом и получит номинации на «Оскар», но российскому зрителю увидеть его на экранах не придется.

«ЛИМОНОВ. БАЛЛАДА», режиссер – КИРИЛЛ СЕРЕБРЕННИКОВ

«Лимонов» оказался, пожалуй, самым противоречивым фильмом фестиваля. Он получил много критики и нареканий, как со стороны русских, так и французов, так и всех остальных. Русские предъявляют за то, что Серебренникова в фильме больше, чем Лимонова, французы не могут смириться с тем, что режиссер ни кадром не упомянул в фильме факт участия Лимонова в Боснийской войне, на которую тот отправился, как раз проживая во Франции, к фильму много претензий за запутанность и хаотичность повествования. Но лично мне он очень понравился, в том числе за эту рок-н-ролльную хаотичность.

Этот фильм одновременно является экранизацией романа «Лимонов» Эммануэля Каррера, дебютного и хитового романа Лимонова «Это я, Эдичка», и персональным взглядом режиссера на своего героя, историей одного художника, пропущенной через другого. Да еще и в герое Бена Уишоу, как и в самом Лимонове, абсолютно стерта грань между реальным человеком и его литературным персонажем. Лимонов придумал Эдичку, Каррер придумал Лимонова, Серебренников придумал своего Лимонова Eddy-baby, создав бунтаря и рок-н-ролльщика, человека, который изо всех сил стремился никому не нравиться и разрушавший все вокруг себя своим непомерным эго, но в то же время ранимого поэта с разбитым сердцем, скатившимся на дно, вернувшимся звездой, сменившим литературу на политику, но оставшимся поэтом, основавшим Национал-большевистскую партию (запрещена в РФ), отсидевшим в тюрьме за террористическую деятельность. В подробностях личности Лимонова можно запутаться и утонуть, потому Серебренников и берет свою интонацию, оставляя за кадром множество подробностей этой безумной биографии. 

Мы не увидим, как Лимонов в результате проиграл и мучительно умирал, мы увидим, как он жил и жег, не щадя ни себя, ни тех, кто был рядом, в том числе своих женщин. Как известно, у него их было много. И некоторые из них закончили трагически. На экране мы мельком увидим его первую жену, которая сошла с ума, и подробно – Елену Щапову (в этой роли блистает Виктория Мирошниченко – заглавная героиня «Дылды») –  красавицу и топ-модель, которая ради Лимонова бросила богатого мужа и более чем красивую жизнь, сбежала с Эдичкой в Америку, где у нее не было ни денег, ни работы, а только лишь наркотики и алкоголь, а иногда и драки с мужем. Она бы тоже сгорела, если бы ее не увез в Испанию встретившийся мужчина. Но пока они вместе живут в нищете, она пытается подрабатывать моделью, он ревнует ее к мужчинам, Бродского – к успеху, Евтушенко (в этой роли Андрей Бурковский) – к благополучию. 

Бен Уишоу (звезда фильма «Парфюмер», лауреат двух премий BAFTA и обладатель Золотого Глобуса) в роли Лимонова безупречен. В жизни похожий на своего прототипа разве что комплекцией, на экране он становится Лимоновым, живет им. Чистокровный англичанин, актер британского театра, он играет на английском с русским акцентом. Предполагаю, что призов фильм не получит, а у Бена Уишоу все шансы есть. Возможно, это лучшая роль в его блистательной биографии.

Фильм полностью снят на английском языке, и если все действие, происходящее в Америке, которую грандиозно выстроили в Риге, выглядит органично, то разговоры на советских кухнях, а также читки стихов, на английском звучат чудно. Но таковы уж правила игры – гениальный сериал «Чернобыль» тоже снят на английском, и никого это не смущает.

Драйвовый ритм фильму задает музыка – Том Уэйтс, Лу Рид, Sex Pistols, Shortparis и даже русский шансон (единственное, где слышен русский язык). Оператор фильма – Роман Васьянов («Стиляги», «Ярость», «Отряд самоубийц»), вместе с режиссером они выстраивают микс из кинематографичности и театральности, в котором главный герой – то человек, то актер, играющий себя самого.

Сценарий написал Пол Павликовский («Оскар» за фильм «Холодная война»), изначально он сам должен был снимать этот фильм, но потом, как он сам сказал, потерял интерес к персонажу.

Но задуманная задолго до массовой волны эмиграции, эта история как-то органично соединилась с личностью режиссера.  На пресс-конференции Серебренников сказал, что он не чувствует себя эмигрантом, а просто работает в другой стране. К тому же он, надо признать, в отличие от Лимонова, феноменально востребован и успешен. То есть кроме переезда – ничего общего. И тем не менее, Серебренников с глубоким пониманием экранизирует не биографию, а внутренний мир героя – его одиночество, раздутое самомнение, жуткую неудовлетворенность.

Фильмы Серебренников в Каннах уже пятый раз (до «Лимонова» здесь были «Ученик», «Лето», «Петровы в гриппе», «Жена Чайковского»), и несмотря на то, что ни одной награды он здесь пока не получил, он точно вошел в каннский пул вместе со многими выдающимися режиссерами современности.

«АНОРА», режиссер – ШОН БЕЙКЕР

Отдельный облом – невозможность официального проката в России фильма «Анора» американского независимого режиссера Шона Бейкера (четырежды участника Каннского фестиваля) с четырьмя топовыми российскими артистами, причем все четверо продолжают жить и работать в России. В главной роли – Марк Эдельштейн (новый Коля Герасимов из «Сто лет тому вперед», также снявшийся в сериале «Монастырь», фильмах «Праведник» и «Страна Саша», и сыгравший молодого Григория Перельмана в еще не вышедшем фильме «Витринный экземпляр»). В ролях его родителей – Алексей Серебряков и Дарья Екамасова. В роли водилы-гопника, который оказывается самым человечным из всех – Юра Борисов.

Все, кроме Серебрякова, прилетели в Канны, с экрана звучала русская речь (причем, самая аутентичная – с жаргоном, с матом, с армянским акцентом), овации длились минут десять, самый известный в мире журнал Variety взял у Эдельштейна интервью, назвав его «прорывом» и русским Тимоти Шаламе. В оценках международной прессы фильм «Анора» на сегодняшний день лидирует. Не удивлюсь, если и «Пальму» дадут именно «Аноре».  Вот вам – отмена русской культуры.

Причина невыхода в России – не цензурная. Просто фильм приобретен для глобального проката студией Universal, которая, как известно, покинула Россию. 

Про сюжет. Нью-Йорк, канун Нового года. Анора (хотя сама она предпочитает называться себя Эни) – танцовщица в стрип-клубе, исполняющая эротические танцы в индивидуальных кабинках. Ее играет Майки Мэдиссон («Однажды в Голливуде»).  Бабушка Аноры была узбечкой, поэтому девушка немного говорит по-русски, совсем немного. Но когда в клубе появляется русский клиент, ему предлагают Анору. 

Ваня (Марк Эдельштейн) – беспечный сынок русского олигарха, живущий в роскошных апартаментах на Манхеттене и прожигающий деньги отца и собственную жизнь. Анора ему понравилась, поэтому он предлагает ей провести с ним неделю и вместе встретить Новый год. Круглосуточный пылкий юношеский секс, прогулки за ручку, шумная новогодняя тусовка, где Ваня представляет друзьям Анору, как свою девушку. Все это снято страстно, нежно, энергично, экран буквально пульсирует гормонами. Все это очень романтично, хотя Эни все же осторожно держится на дистанции. Но они летят в Лас-Вегас, где Ваня предлагает ей стать его женой. Все серьезно. И сдержанная Анора оттаивает, решает, что любовь и романтические сказки все же с кем-то случаются, и говорит – да.

Между актерами такая потрясающая химия, что зритель поддается их эмоции и тоже начинает верить в любовь и чудеса.  Но чудес все же не бывает. Да и любовь под вопросом. И во втором акте этот искрящийся вайб резко закончится, потому что в дом к молодоженам нагрянут два армянина с водителем (Юра Борисов) с целью немедленно аннулировать этот брак по требованию родителей. Ведь «брак с проституткой – позор для их семьи, и этому не бывать».

Немного посопротивлявшись, Ваня сбегает от проблем. А Анора остается в заложниках у родительских посланцев и так отважно сопротивляется, что три здоровых мужика не могут с ней справиться. Она не отдаст свалившееся на нее счастье. До этого момента зрительный зал счастливо улыбается, иногда смущенно опускает глаза и очень много смеется. В фильме очень много юмора, иногда кажется, что понятен он только русским, но смеются все (главный зал Каннского дворца вмещает около 5000 человек).

Но тут наступает конец романтической новогодней сказки и жанр меняется фактически на криминальную погорю – вся компания должна найти Ваню, ведь без его участия развод невозможен.   Анора уверена, что он невозможен в принципе, ведь они любят друг друга. Гонцы уверены в обратном. И тут в аэропорту приземляется private jet родителей...

Фильм называется «Анора», потому что он как раз про её достоинство и честь, которыми она, находясь не на самой высокой ступени социальной иерархии, все же не жертвует. Она не даст себя унизить. И, конечно, в этой ситуации унижены они – зажравшиеся жлобы и их бесхребетный сынок, который вырос, но взрослым не стал. Не научился принимать решения и нести за них ответственность, уважать людей, беречь границы. Да и где ему было научиться, если он рос, как трава, но в золотой клетке. 

Персонаж Юрия Борисова, который почти весь фильм молчит, но в его молчании больше эмпатии, чем в тысяче слов, будет сопровождать Анору в обратный путь и внушит ей доверие, что не все люди – твари. Он, как и она, человек в незавидном социальном положении, отчаянно жалеет эту хорошую девочку.  Борисов – актер настолько уникального дарования, что когда мы в кадре видим только его руку на ее спине, мы кожей чувствуем это сострадание и настоящую нежность. 

Наверное, это самый человечный и самый гуманистический фильм всей каннской программы. Он вне трендов, вне повесток, ничего особо революционного в кинематографическим языке, хотя снят он так драйвово и задорно, что на просмотре учащается дыхание. Эта брызжущая эмоциями трагикомедия, в которой очень много юмора, секса, мата, рэпа, безумия и гуманизма, говорит о самых простых, но самых важных вещах – о том, как остаться человеком в любой ситуации. 


Поделиться в социальных сетях: