Будущее стало настоящим

В Москве прошел Вахтанговский фестиваль театральных менеджеров

 
Главные итоги форума показательны даже в цифрах: ВФТМ собрал 650 очных участников, 170 спикеров и более 255 тысяч зрителей, присоединившихся в онлайн-формате. Гости из 68 регионов не только освоили новые профессиональные навыки, но и увезли самые яркие впечатления от такого масштабного и проработанного проекта. 

На открытии фестиваля театральный продюсер, член оргкомитета и модератор ВФТМ Юлия Юдина выделила из выступлений следующую мысль: «Российский театр – тяжело, но можно». Трудностей действительно не миновать, но для того, чтобы с ними успешно справляться, и нужны театральные менеджеры. Вахтанговский фестиваль уже в четвертый раз объединил тех, кто делает театр возможным, и задал планку для театральных руководителей со всей страны.

Фестиваль стартовал 17 мая. После торжественного открытия, на котором выступили руководитель ВФТМ Кирилл Крок, председатель СТД РФ Владимир Машков, начали свою работу две секции: «Стратегия управления» и «Маркетинг и коммуникации». В этот же день в рамках ВФТМ состоялся футбольный турнир «Кубок ВФТМ». В соревнованиях приняли участие театральные руководители, а победителем стала сборная команда независимых театров.

Театральный менеджер должен уметь выстраивать сбалансированные отношения не только с художественным руководителем и труппой, но и с людьми, от которых во многом зависит финансирование и поддержка театров. «Министры – тоже люди!» – под таким лозунгом на Вахтанговском фестивале выступили министр культуры Пермского края Алла Платонова, министр культуры Челябинской области Алексей Бетехтин и министр культуры Камчатского края Оксана Прокопенко.

Третий день был посвящен тренингам и практическим секциям. ВФТМ, несомненно, становится точкой роста для участников. Здесь они учатся публично выступать, мотивировать аудиторию, работать продуктивно и без выгораний, выстраивать коммуникацию с коллегами из других театров, а также с представителями власти.

По словам Елены Панасенко, члена оргкомитета ВФТМ, в этом году команда фестиваля постаралась «сделать что-то, чего не делают другие». Программа включила много новшеств, одним из которых стало приглашение спикеров не из театральной сферы. Эта идея имела очень положительные результаты.

Самую бурную реакцию вызвало выступление Александра Аузана, декана экономического факультета МГУ им. Ломоносова. Зрители аплодировали стоя. Для Аузана это уже второе взаимодействие с Вахтанговским театром. В первый раз на этой сцене он вручал премию «Звезда Театрала» Алле Демидовой. Профессор рассказал о культурных кодах экономики, привычках и поведении, которые формируют российскую действительность. Особое внимание он обратил на «правило трех Д», следуя которому, можно помочь не только театру, но и экономике всей страны. Долгосрочный взгляд, Доверие большинства людей и Договороспособность – три вещи, которые никак не приживутся в России, но без них она теряет очень многое. «Это был не просто доклад, а нечто большее», – отметил оргкомитет.

Сразу после этой вдохновляющей лекции началась форсайт-сессия «Будущее становится настоящим». В ней приняли участие десятки гостей из крупных и малых городов, государственных и негосударственных организаций, драмтеатров, музыкальных, детских и молодежных организаций, а также руководителей других культурных проектов. Этот формат также стал новым для фестиваля. На три часа театральные менеджеры забыли о своих театрах и проектах, выбросили из головы бытовые проблемы, включили фантазию и попытались рассмотреть то самое будущее, которое они хотели бы сделать настоящим.

Особое внимание привлекла секция «WIN-WIN: худрук – директор. Тандемный метод управления», где художественные руководители театров и директора рассказывали о разделении обязанностей, взаимодействии между собой и с сотрудниками. Не обошлось и без острых вопросов со стороны организаторов.

Каждый тандем директора и худрука уникален и тесно связан с особенностями театра. На ВФТМ выступили Евгений Миронов и Наталья Мазур из Театра Наций, Евгений Писарев и Владимир Жуков из Театра Пушкина, Сергей Безруков и Лариса Вильясте из Губернского театра, Борис Константинов и Елена Булукова из Театра кукол Образцова, Михаил Швыдкой и Александр Новиков из Московского театра мюзикла. На итоговой пресс-конференции Мазур рассказала, что участие в секции WIN-WIN стало для нее и для Миронова чем-то сокровенным. На большую аудиторию директор и худрук поделились секретами внутренней жизни театра, о которых обычно за его пределами не говорят.

Как отметил директор ВФТМ Кирилл Крок, фестиваль старался передать участникам «практические навыки и практические принципы», которые они бы смогли применить у себя в театрах. Он также отметил профессиональный рост участников, с которыми знаком с первых форумов.

20 мая состоялось награждение победителей Вахтанговской премии, работы которых произвели большое впечатление на организаторов. Это мощные, подкрепленные конкретными достижениями проекты, которые развивают не только театры, но и свои регионы. Лауреатами премии стали Ольга Романова - директор Красноярского музыкального театра, Дмитрий Бикбаев - продюсер и руководитель Арт-платформы в Новом Манеже, Александр Алексеев - директор Театра «Старого парка», и Андрей Попов - худрук Чувашского государственного театра оперы и балета Минкультуры Чувашии – «ВОЛГА ОПЕРА».

Однако Вахтанговский фестиваль все еще продолжает свою работу. С 1 по 5 июня в городе Бишкек 200 театральных менеджеров из России, Кыргызстана и других стран СНГ соберутся, чтобы обменяться опытом и начать новую главу в межкультурных взаимоотношениях.

Подготовка к юбилейному ВФТМ начнется уже сейчас. «Мы каждый раз хотим повысить планку», – отметил Андрей Соколов, член оргкомитета, заместитель художественного руководителя Московского еврейского театра «Шалом». На подведении итогов он рассказал, что фестиваль строится на деталях, и для того, чтобы удивить специалистов, которые и сами организовывают фестивали, нужно продумать все до мелочей. Одной из таких забавных мелочей стали красные носки, которые выдавались участникам вместе с мерчем. Оказалось, что на одном из фестивалей Юлия Юдина и Кирилл Крок, не сговариваясь, пришли на открытие в красных носках. В этом году в красных носках были все.

По словам организаторов у фестиваля был один главный минус – из-за количества интересных спикеров, участники жаловались, что не могут быть в нескольких местах одновременно. Мероприятия в рамках фестиваля шли с раннего утра и до поздней ночи в разных культурных центрах Москвы. Так гости столицы знакомились с современными пространствами и открывали новые возможности для своих будущих проектов.

Присоединиться к фестивалю мог каждый желающий. На протяжении пяти дней велись прямые трансляции лекций, которые все еще доступны во ВКонтакте, в официальной соцсети форума.

В последний день фестиваля перед участниками выступил начальник Управления президента РФ по общественным проектам Сергей Новиков. Он рассказал театральным менеджерам о том, чего государство ждет от культуры:

«В последний раз мы встречались, если я не ошибаюсь, три года назад. Была совершенно другая ситуация в стране, и мир тоже поменялся до неузнаваемости. Наверно, полезно сейчас поговорить о том, какие задачи перед нами стоят, перед органами власти и перед управленцами в сфере культуры, которыми вы являетесь.

Это совершенно другая ценностная парадигма, отличная от той, о которой мы говорим с театральными деятелями, с артистами в рамках СТД или других мероприятий, встреч. С ними говорим более возвышенно, с вами более приземленно. Но мы все равно понимаем, что задачи решаются общие – и творцами, и руководителями.

Мне кажется, очевидная задача, которая решалась последние два года – это консолидация общества. Недавно были выборы, мы с вами видели очень высокие результаты. И это говорит о том, что общество объединилось вокруг национального лидера, что, конечно, имеет экзистенциальное значение». В своем выступлении Сергей Новиков поделился с участниками форума мнением о том, как культура, и театры в частности, могли бы содействовать духовному развитию, просвещению и дальнейшей консолидации общества.


Поделиться в социальных сетях: