Евгения Пономарева (Швеция): «Чтобы никому в зале не было комфортно»

О премьере «Дом Бернарды Альбы»

 
В шведском русскоязычном Gárbo teater представили премьеру — «Дом Бернарды Альбы» по одноименной пьесе испанского драматурга Федерико Гарсиа Лорки. Над спектаклем работали основательница театра Евгения Пономарева и режиссёр Руслан Бицоев. О новой постановке, которая разительно отличается от других спектаклей Gárbo teater, «Театралу» рассказала сама Евгения Пономарева.
 
«Самый экспериментальный, новаторский. И жесткий»
 
— Я поставила перед собой задачу: сделать спектакль, который был бы не похож на те спектакли, которые выпускала я. Поэтому для постановки пригласила своего коллегу, лауреата международных театральных фестивалей, обладателя Гран-при премии «Нано-Опера» Руслана Бицоева. Он — автор и реализатор идеи «Дома Бернарды Альбы», а я — постановщик спектакля. Мы работали над ним около полутора лет, практически все время Руслан Бицоев давал указания артистам и мне онлайн. Это был сложный, но очень интересный путь.
 
«Дом Бернарды Альбы» идет два часа. Это самый долгий спектакль в нашем репертуаре, самый экспериментальный, новаторский. И жесткий. Перед началом я сказала зрителям, чтобы они не ждали комфорта, который могут обеспечить другие наши постановки. И режиссёр ставил перед нами как одну из задач: сделать так, чтобы никому в зале не было комфортно. Этот спектакль ощущать.
 
«Вопрос справедливости мне кажется невероятно актуальным»
 
— В нашем репертуаре прежде не было трагедий. Пьеса Лорки стала для меня открытием. И вопрос справедливости, который поднимает автор, мне кажется невероятно актуальным. Идея нашего спектакля звучит так: если ты боишься смотреть правде в глаза, то правда тебя убьет. Мы  изменили финал пьесы — он стал более трагичным — и сконцентрировались на теме женщин, чьи несчастья переходят из поколения в поколение, начиная с бабушки Марии Хосефы и заканчивая молодой Аделой. Именно она становится той, в чьих силах прервать страдания.
 
«Играли в помещении, похожем на гараж»
 
— Моя команда прошла огонь, воду и медные трубы. Но этот спектакль играли не на сцене театра, а в помещении, похожем на гараж, где и сцены-то нет. Вместо деревянного пола — настил из гравия, который шуршит, когда по нему ходят артисты.  У нас было два прожектора, чтобы просто не быть в темноте, из декораций — только стол и стул. Зрителей посадили очень близко, на расстоянии вытянутой руки, чтобы они находились почти в одном пространстве с актерами, без четвертой стены. Создавалось ощущение, что зритель подсматривает за жителями дома Бернарды Альбы, любит, ненавидит, осуждает, танцует, стремится к свободе вместе с ними.
 
Костюмы создавала дизайнер Диана Хандрамай. Это художник по костюмам нашего театра и бренда театрального костюма Gárbo garderob, который в этом году открылся при театре. Артисты за спектакль часто переодевались, одними из самых эффектных костюмов были ночные рубашки, низ которых был стилизован под веер белого цвета, что придавало испанских мотивов.
 
«Вывести театр на фестивальный уровень»
 
— Мне в этом проекте было важно вывести наш театр на фестивальный уровень, выпустить спектакль с экстраординарными режиссёрскими решениями, дать артистам поэкспериментировать.
Мы копали очень глубоко. Режиссер Руслан Бицоев проделал колоссальную работу с артистами. Это настоящий лабораторный спектакль, который мы взращивали постепенно, шаг за шагом.
 
Скоро наш «Дом Бернарды Альбы» поедет на гастроли в Ригу. Надеюсь, в будущем посетим еще много фестивалей экспериментальных, новаторских театров Европы.


Поделиться в социальных сетях: