23 апреля во всем мире отмечается день рождения знаменитого британского драматурга Уильяма Шекспира*. Сегодня его юбилей – 460 лет. «Театрал» подготовил подборку из пяти оригинальных экранизаций его классических произведений – от Короля Лира эпохи самураев до Гамлета в образе маленького львёнка.
«Ран» переводится с японского как «смута», «хаос». Хроника падения династии Итимондзи – magnum opus легенды японского кино Акиры Куросавы. Классический сюжет о преданном своими детьми отце перенесен Куросавой в реалии средневековой Японии. Здесь нет ни одного слова шекспировского текста, однако дух его драматургии – эпический, нервный, отчаянный – передан в точности. Над набросками и иллюстрациями для фильма Куросава работал в течение 10 лет. И получившийся у него материал нечеловечески красив. Любой отдельно взятый кадр просится в художественную галерею – это результат тщательной проработки визуального ряда режиссером. Размах постановки картины соответствует величественному оригиналу – в батальных сценах здесь задействовано больше тысячи статистов, а замок, в котором происходит кульминационное сражение, был специально построен для съемок на склоне горы Фудзи.
Известный визионер, Баз Лурман перенес великий сюжет о любви из средневековых замков в мегаполис 90-х годов – с его мерцающим неоном, гремящей из машин музыкой и каждодневными перестрелками. Здесь Монтекки и Капулетти – два враждующих мафиозных клана. Вычурный, подчеркнуто современный визуальный язык вкупе с гротескными, но пронзительно искренними актерскими работами передают драйв, порывистость и безумие молодости, вложенные Шекспиром в характеры своих героев. За основу Лурман взял оригинальный текст Шекспира, и в устах появляющихся на экране юношей и девушек, живущих на излете XX века, он звучит органично – наглядная демонстрация монументальности этой литературы. Этот фильм утвердил 21-летнего Леонардо ДиКаприо в статусе главного молодого актера Голливуда тех лет, а саундтрек, написанный группой Radiohead для картины, стал хитом на многие годы.
Вольная интерпретация «Укрощения строптивой» в форме подростковой комедийной мелодрамы о старшей школе. У двух сестер, Бьянки и Кэт, строгий отец – он разрешит младшей, Бьянке, встречаться с молодыми людьми только когда это начнет делать Кэт – язвительная и насмешливая одиночка. Используя все привычные жанровые тропы, – тут и самый популярный парень школы в роли антагониста, и выпускной бал как кульминация сюжета – этот фильм остается глубоким и серьезным высказыванием на тему первой любви, внутреннего одиночества, принятия людьми друг друга, конфликта поколений, в конце концов. Сама строптивая – Кэт – показана здесь не самовольной красоткой, но ранимой, мятущейся девушкой. Она носит кожаный плащ, в наушниках у нее панк-рок, а внутри – обида на весь окружающий ее мир, нелепый и прозаичный. Единственным способом выразить свои запутанные чувства в финале для Кэт станет поэзия. Фильм открыл мира талант Джулии Стайлз и Хита Леджера, исполнивших роли Кэт и Патрика – здешних Катарину и Петруччо. Стайлз позже сыграет Офелию и Дездемону в других современных интерпретациях Шекспира, а Леджер разовьёт образ грубоватого, но романтического юноши в «Истории рыцаря».
Режиссерский дебют Аль Пачино – художественно-документальный фильм о работе над исторической драмой «Ричард III», одним из самых сложных и запутанных произведений автора. Съемки фильма продолжались 4 года – на протяжении этого времени Пачино вдумчиво анализировал текст, консультировался с историками и шекспироведами, проводил многочисленные читки с актерами, ездил в Великобританию в поисках вдохновения, разговаривал с людьми на улицах. Главным вопросом для него было – как сделать Шекспира понятным. «В поисках Ричарда» дает зрителю редкую возможность «подглядеть» за творческим процессом – актеры в кадре спорят о своем видении персонажей, мы видим Аль Пачино, мечущегося по городу в поисках локаций для съемок, он приезжает в «Глобус» - театр, для которого Шекспир писал свои произведения – и бродит по сцене, читает текст, в ожидании, что именно там он поймет, как надо сыграть кульминационную сцену. Чередование постановочных кадров, в которых актеры разыгрывают сцены из пьесы, с кадрами читок, репетиций, обсуждений, творческих поисков позволяет зрителю не зацикливаться на внешних деталях постановки, а погрузиться в текст, в конфликт, и осознать, что Шекспир, на самом деле, понятнее и ближе нам, чем кажется на первый взгляд. Также, у фильма крайне сильный актерский состав - помимо Аль Пачино, сыгравшего самого Ричарда III, роли исполняют Вайнона Райдер, Алек Болдуин, Кевин Спейси и другие.
Общепризнанная классика – трудно найти человека, не знавшего бы историю о короле Муфасе, его сыне Симбе и брате-предателе Шраме. Но почти никто не обращает внимания на то, что многие элементы сюжета здесь очень схожи с «Гамлетом» – тут и предатель Шрам, соответствующий персонажу Клавдия, и верные спутники принца Тимон и Пумба, схожие с персонажами Розенкранца и Гильденстерна, и призрак отца, играющий важную роль в сюжете. «Король Лев» - идеальный вариант для первого знакомства детей с драматургией Шекспира (хотя смотреть его и пускать слезу в момент смерти Муфасы можно в любом возрасте). Общий тон картины гораздо более оптимистичный и светлый, чем в пьесе, а трагичный финал заменен хэппи-эндом, но сюжетный размах, монументальность поднимаемых тем и психологическая глубина остались.
* Точные исторические сведения есть только о дате крещения Шекспира – 26 апреля, но большинство исследователей сходятся во мнении, что крестили его, согласно христианской традиции, через 3 дня после дня рождения.
- «Ран» (1985), реж. Акира Куросава
«Ран» переводится с японского как «смута», «хаос». Хроника падения династии Итимондзи – magnum opus легенды японского кино Акиры Куросавы. Классический сюжет о преданном своими детьми отце перенесен Куросавой в реалии средневековой Японии. Здесь нет ни одного слова шекспировского текста, однако дух его драматургии – эпический, нервный, отчаянный – передан в точности. Над набросками и иллюстрациями для фильма Куросава работал в течение 10 лет. И получившийся у него материал нечеловечески красив. Любой отдельно взятый кадр просится в художественную галерею – это результат тщательной проработки визуального ряда режиссером. Размах постановки картины соответствует величественному оригиналу – в батальных сценах здесь задействовано больше тысячи статистов, а замок, в котором происходит кульминационное сражение, был специально построен для съемок на склоне горы Фудзи.
- «Ромео + Джульетта» (1996), реж. Баз Лурман
Известный визионер, Баз Лурман перенес великий сюжет о любви из средневековых замков в мегаполис 90-х годов – с его мерцающим неоном, гремящей из машин музыкой и каждодневными перестрелками. Здесь Монтекки и Капулетти – два враждующих мафиозных клана. Вычурный, подчеркнуто современный визуальный язык вкупе с гротескными, но пронзительно искренними актерскими работами передают драйв, порывистость и безумие молодости, вложенные Шекспиром в характеры своих героев. За основу Лурман взял оригинальный текст Шекспира, и в устах появляющихся на экране юношей и девушек, живущих на излете XX века, он звучит органично – наглядная демонстрация монументальности этой литературы. Этот фильм утвердил 21-летнего Леонардо ДиКаприо в статусе главного молодого актера Голливуда тех лет, а саундтрек, написанный группой Radiohead для картины, стал хитом на многие годы.
- «10 причин моей ненависти», реж. Джил Джангер
Вольная интерпретация «Укрощения строптивой» в форме подростковой комедийной мелодрамы о старшей школе. У двух сестер, Бьянки и Кэт, строгий отец – он разрешит младшей, Бьянке, встречаться с молодыми людьми только когда это начнет делать Кэт – язвительная и насмешливая одиночка. Используя все привычные жанровые тропы, – тут и самый популярный парень школы в роли антагониста, и выпускной бал как кульминация сюжета – этот фильм остается глубоким и серьезным высказыванием на тему первой любви, внутреннего одиночества, принятия людьми друг друга, конфликта поколений, в конце концов. Сама строптивая – Кэт – показана здесь не самовольной красоткой, но ранимой, мятущейся девушкой. Она носит кожаный плащ, в наушниках у нее панк-рок, а внутри – обида на весь окружающий ее мир, нелепый и прозаичный. Единственным способом выразить свои запутанные чувства в финале для Кэт станет поэзия. Фильм открыл мира талант Джулии Стайлз и Хита Леджера, исполнивших роли Кэт и Патрика – здешних Катарину и Петруччо. Стайлз позже сыграет Офелию и Дездемону в других современных интерпретациях Шекспира, а Леджер разовьёт образ грубоватого, но романтического юноши в «Истории рыцаря».
- «В поисках Ричарда» (1996), реж. Аль Пачино
Режиссерский дебют Аль Пачино – художественно-документальный фильм о работе над исторической драмой «Ричард III», одним из самых сложных и запутанных произведений автора. Съемки фильма продолжались 4 года – на протяжении этого времени Пачино вдумчиво анализировал текст, консультировался с историками и шекспироведами, проводил многочисленные читки с актерами, ездил в Великобританию в поисках вдохновения, разговаривал с людьми на улицах. Главным вопросом для него было – как сделать Шекспира понятным. «В поисках Ричарда» дает зрителю редкую возможность «подглядеть» за творческим процессом – актеры в кадре спорят о своем видении персонажей, мы видим Аль Пачино, мечущегося по городу в поисках локаций для съемок, он приезжает в «Глобус» - театр, для которого Шекспир писал свои произведения – и бродит по сцене, читает текст, в ожидании, что именно там он поймет, как надо сыграть кульминационную сцену. Чередование постановочных кадров, в которых актеры разыгрывают сцены из пьесы, с кадрами читок, репетиций, обсуждений, творческих поисков позволяет зрителю не зацикливаться на внешних деталях постановки, а погрузиться в текст, в конфликт, и осознать, что Шекспир, на самом деле, понятнее и ближе нам, чем кажется на первый взгляд. Также, у фильма крайне сильный актерский состав - помимо Аль Пачино, сыгравшего самого Ричарда III, роли исполняют Вайнона Райдер, Алек Болдуин, Кевин Спейси и другие.
- «Король Лев» (1994), реж. Роджер Аллерс, Роб Минкофф
Общепризнанная классика – трудно найти человека, не знавшего бы историю о короле Муфасе, его сыне Симбе и брате-предателе Шраме. Но почти никто не обращает внимания на то, что многие элементы сюжета здесь очень схожи с «Гамлетом» – тут и предатель Шрам, соответствующий персонажу Клавдия, и верные спутники принца Тимон и Пумба, схожие с персонажами Розенкранца и Гильденстерна, и призрак отца, играющий важную роль в сюжете. «Король Лев» - идеальный вариант для первого знакомства детей с драматургией Шекспира (хотя смотреть его и пускать слезу в момент смерти Муфасы можно в любом возрасте). Общий тон картины гораздо более оптимистичный и светлый, чем в пьесе, а трагичный финал заменен хэппи-эндом, но сюжетный размах, монументальность поднимаемых тем и психологическая глубина остались.
* Точные исторические сведения есть только о дате крещения Шекспира – 26 апреля, но большинство исследователей сходятся во мнении, что крестили его, согласно христианской традиции, через 3 дня после дня рождения.