«Двое на качелях»
В обновленной редакции легендарного спектакля Галины Волчек, который шел на сцене «Современника» почти 30 лет, играют экс-актриса Воронежского камерного театра Татьяна Бабенкова и Юрий Чурсин, который и стал автором новой версии постановки.
История отношений двоих начинается с нелепого телефонного разговора о холодильнике, который Джерри якобы хочет купить у Гитель, но та его уже продала. Прикрываясь этим холодильником, они будут перезванивать друг другу несколько раз, пока, наконец, не договорятся пообедать.
Так между ними и завяжутся отношения – созависимые, нездоровые. В общем, мечта психолога: абьюз, манипуляции, неумение отстаивать свои границы и уважать чужие, эгоизм, страх одиночества, нежелание понимать, чего они хотят на самом деле. На эмоциональных качелях Джерри и Гитель раскачиваются весь спектакль, пока окончательно не отпускают друг друга – кстати, тоже по телефону.
Интересно, что этот аттракцион любовных отношений, то и дело напоминающий треугольник с одной переменной вершиной в виде ее бывшего парня или его экс-супруги, помогает персонажам обрести лучшую версию себя. Она узнают себе цену, а он наконец осознает, кого любит на самом деле. Расстаются Джерри и Гитель, кстати, сохранив теплые дружеские отношения.
«У нас получилась компиляция всех редакций, которые были. Через костюмы и музыку есть отсылка к спектаклю 1962 года, через декорации – к 2015-му. Наша постановка посвящена Галине Борисовне, это общий поклон за ее работу. Сохранить живость спектакля и сделать его в стиле театра “Современник” – вот к чему мы стремимся», – рассказал в интервью «Театралу» Юрий Чурсин.
Чтобы подготовиться к спектаклю, артисты пересмотрели видеозаписи, изучили архивы и историю постановок, прочитали рецензии критиков, отзывы зрителей и воспоминания участников прошлых версий. «Двое на качелях» получились в духе спектакля, восстановленного Галиной Волчек в 2015 году, но с более актуально расставленными акцентами, новыми интонациями и другой, более близкой сегодняшнему человеку искренностью.
Так, у Джерри в исполнении Чурсина оказалась более широкая палитра чувств, эмоций и внутренних переживаний, чем та, которой своего персонажа рисовал Кирилл Сафонов. Кстати, Джерри называет Гитель не «деткой» – обращение, которое к сегодняшнему дню подрастеряло оттенок трогательности и опошлилось, – а более ласково и заботливо «детенышем».
Следить почти три часа за экзистенциальной драмой, разворачивающейся в декорациях двух комнат, где трубы, провода и оконные проемы стен, обнаженные от бетона, напоминают клетку мегаполиса, в которую попали персонажи, сегодня оказывается по-прежнему интересно. Несмотря на тривиальный сюжет, эта история цепляет деталями, нюансами актерской игры, взаимодействием артистов друг с другом, которое не прикрыто спецэффектами или впечатляющей сценографией. Новая версия спектакля сделана с уважением к постановке Галины Волчек, и когда ее фото появляется на экране в самом финале – зал взрывается аплодисментами.
«Говори со мной»
Начать рассказывать про новую постановку Эльдара Трамова на Новой сцене Вахтанговского театра хочется со слов «во-первых, это красиво». Визуальная составляющая в спектакле играет не менее значимую роль, чем режиссура и талантливые актерские работы. Сценографией и костюмами занимался главный художник Вахтанговского театра Максим Обрезков.
Это второй спектакль Эльдара Трамова, который словно создан, чтобы его снимали. В пространстве сцены, красоту которой и так хочется рассматривать, актеры почти при каждом движении на долю секунды замирают, обращаясь в зал. Поэтому на пресс-показе щелканье фотоаппаратов не умолкает, а те, кто снимать не планировал, делают фото на телефон, быстро заполняя свободные гигабайты внутренней памяти.
Спектакль состоит из пяти одноактных пьес, которые Теннеси Уильямс писал с 1940-го по 1973-й годы. У каждой истории – свой характер и свой цвет не только для декораций, но и для костюмов персонажей: от бежевого и черно-белого до ярко-розового и насыщенно-зеленого. В сценографии находят самые разные аллюзии – от Уэса Андерсона до Андрея Тарковского.
«Сшивает» пространство каждой истории фактура декораций, похожая на скомканный лист бумаги. Что напоминает, с одной стороны, о муках писательского ремесла, а с другой – о том, что все эти персонажи «вышли» из бумажного мира пьес Уильямса.
Пока зрители собираются в зале, на сцене уже есть один из персонажей. Это Джо (Карен Овеян), фигура которого и объединит все пять историй из сборника «Пятерка теннисистам». Джо сидит прямо на полу, спиной к собирающимся. После последнего звонка на сцене появляются еще трое – врач (Данило Гнидо) и медсестра (Александра Стрельцина) в бело-розовых одеждах, вместе с ними – дива (Марина Есипенко). То, что это та самая оперная дива Лайла, становится понятно уже позже. А пока она, в блестящем черном платье с перьями, в черных очках и идеально уложенным каре, чинно проходит вперед, смотрит на собравшихся, возвращается немного назад, снова поглядывает в зал и… поставленным мужским голосом произносит привычную просьбу отключить телефоны. Шутка удается, повисшее было напряжение безмолвия исчезает. На сцене снова оказывается только Джо, и снова он ничего не говорит – только взвинчено перемещается по сцене. В голове проскальзывает мысль: «Ну когда же он, наконец, заговорит со мной?». Впрочем, недостатка в словах в спектакле больше не возникнет, особенно во втором акте.
Джо – писатель. Как и полагается тонкой творческой натуре, он то страдает от творческих мук, то оказывается в перипетиях семейных отношений с мамой и сестрой, то придумывает свои пьесы, сюжеты которых и разворачиваются перед нами.
По словам Эльдара Трамова, эти пьесы Уильямса объединяют «мотив одиночества, отчуждённости творческого человека, его неспособности в полной мере ощутить себя частью прекрасного целого» и «мотив спасения человека в придуманном мире». В жизни каждого из персонажей много страданий и одиночества: у Джо проблемы с мамой (Александра Стрельцина) и сестрой (Анастасия Джентилини) – первая неизлечимо больна и не хочет обременять собой детей, вторая – стала искать спасение от проблем в разгульной жизни; у дивы Лайлы нет счастья во внешне красивой жизни оперной певицы, поэтому она вспоминает маленькую книжную лавку и своего мужа, с которым была по-настоящему счастлива; у Лукреции (Яна Соболевская) появились галлюцинации на фоне еще юношеской неразделенной любви, и единственными, кто выслушивает и сопереживает ее боли, становятся отельные работники-недотепы. Главные герои каждой из историй с разными на то правом могут потребовать: «Говори со мной»! Но не каждому из них нужен собеседник, многим достаточно просто слушателя, которому можно излить все то, что лежит тяжелым грузом на сердце.
«Государь-стендап»
Яркий хулиганский спектакль молодого поколения артистов театра «Сатирикон» в постановке режиссера Александра Локтионова. Сочиненное на темы трактатов Макиавелли «Государь» и Платона «Государство» философско-музыкальное стендап-шоу поставлено как путешествие во времени – из нашего настоящего в далекое прошлое, а оттуда в 3024 год, откуда и прилетели «гости из будущего» – Государь (Даниил Пугаёв), Генерал (Илья Денискин), Священник (Ярослав Медведев) и Марфуша (Алина Доценко), которая и становится нашим «проводником» по историческим вехам.
Марфуша с ее механическими движениями и ярко-розовыми волосами говорит бодро-позитивным техническим голоском, носит «арт»-сапоги, увешанные всевозможными лейблами, и шевелит роботизированной рукой с торчащими цветными проводками. Прибывшая из благополучного будущего, она весела и выдает шутки одну за другой. Точнее, рассказывает-то Марфуша про себя и будущее, но воспринимать всерьез, что ее сын Игорь – пылесос, крайне сложно.
Робот прибыла на землю не одна, а в составе группы Dead Platon (в нее входят все участники спектакля), поэтому со сцены будет звучать рок, все вокруг окутают клубы дыма, которые разрежут мигающие лучи прожекторов – почти как на настоящем концерте.
Затормозили «гости из будущего» в нашем времени, потому что услышали сигнал о помощи. Разбираться в проблеме предложат с самого начала и перенесут в прошлое. В исполнении Данилы Пугаева мы увидим первобытного человека в шкуре (ее он представит как «свою жену – шкуру Наташу»), услышим стендап от «просто Коли» Макиавелли про собственную внешность, посмотрим на гротескных Ивана Грозного и Петра Первого (он появится на ходулях и окажется любителем фаст-фуда), а также правителей будущего.
Нарочно грубовато-неотесанные, абсурдные и даже на грани фола шутки поддержаны образами мужских персонажей – с вайбом четких пацанчиков с района, которые носят растянутые майки, спортивки и видавшие виды черные ботинки. Исторический стендап в спектакле перемежается и глубокомысленными «перебивками». Например, философским повествованием о том, как люди о едином боге спорили, а разрешить спор смогла одна мудрая детская фраза. Или полусерьезными «пяснями» – песнями с моралью, как в баснях. Одна из них – про железного человека, который так поверил в свое всемогущество, что решил выпить море и.… заржавел!
Выбрав комедийный угол зрения, авторы спектакля ищут ответы на вопросы: что такое государство? в чем особенность государства российского? как мы пришли к той точке, в которой оказались сейчас? далеко ли ушли в понимании государственного устройства от наших предков? и что нужно делать уже сейчас, чтобы оказаться в благополучном 3024?
В обновленной редакции легендарного спектакля Галины Волчек, который шел на сцене «Современника» почти 30 лет, играют экс-актриса Воронежского камерного театра Татьяна Бабенкова и Юрий Чурсин, который и стал автором новой версии постановки.
История отношений двоих начинается с нелепого телефонного разговора о холодильнике, который Джерри якобы хочет купить у Гитель, но та его уже продала. Прикрываясь этим холодильником, они будут перезванивать друг другу несколько раз, пока, наконец, не договорятся пообедать.
Так между ними и завяжутся отношения – созависимые, нездоровые. В общем, мечта психолога: абьюз, манипуляции, неумение отстаивать свои границы и уважать чужие, эгоизм, страх одиночества, нежелание понимать, чего они хотят на самом деле. На эмоциональных качелях Джерри и Гитель раскачиваются весь спектакль, пока окончательно не отпускают друг друга – кстати, тоже по телефону.
Интересно, что этот аттракцион любовных отношений, то и дело напоминающий треугольник с одной переменной вершиной в виде ее бывшего парня или его экс-супруги, помогает персонажам обрести лучшую версию себя. Она узнают себе цену, а он наконец осознает, кого любит на самом деле. Расстаются Джерри и Гитель, кстати, сохранив теплые дружеские отношения.
«У нас получилась компиляция всех редакций, которые были. Через костюмы и музыку есть отсылка к спектаклю 1962 года, через декорации – к 2015-му. Наша постановка посвящена Галине Борисовне, это общий поклон за ее работу. Сохранить живость спектакля и сделать его в стиле театра “Современник” – вот к чему мы стремимся», – рассказал в интервью «Театралу» Юрий Чурсин.
Чтобы подготовиться к спектаклю, артисты пересмотрели видеозаписи, изучили архивы и историю постановок, прочитали рецензии критиков, отзывы зрителей и воспоминания участников прошлых версий. «Двое на качелях» получились в духе спектакля, восстановленного Галиной Волчек в 2015 году, но с более актуально расставленными акцентами, новыми интонациями и другой, более близкой сегодняшнему человеку искренностью.
Так, у Джерри в исполнении Чурсина оказалась более широкая палитра чувств, эмоций и внутренних переживаний, чем та, которой своего персонажа рисовал Кирилл Сафонов. Кстати, Джерри называет Гитель не «деткой» – обращение, которое к сегодняшнему дню подрастеряло оттенок трогательности и опошлилось, – а более ласково и заботливо «детенышем».
Следить почти три часа за экзистенциальной драмой, разворачивающейся в декорациях двух комнат, где трубы, провода и оконные проемы стен, обнаженные от бетона, напоминают клетку мегаполиса, в которую попали персонажи, сегодня оказывается по-прежнему интересно. Несмотря на тривиальный сюжет, эта история цепляет деталями, нюансами актерской игры, взаимодействием артистов друг с другом, которое не прикрыто спецэффектами или впечатляющей сценографией. Новая версия спектакля сделана с уважением к постановке Галины Волчек, и когда ее фото появляется на экране в самом финале – зал взрывается аплодисментами.
«Говори со мной»
Начать рассказывать про новую постановку Эльдара Трамова на Новой сцене Вахтанговского театра хочется со слов «во-первых, это красиво». Визуальная составляющая в спектакле играет не менее значимую роль, чем режиссура и талантливые актерские работы. Сценографией и костюмами занимался главный художник Вахтанговского театра Максим Обрезков.
Это второй спектакль Эльдара Трамова, который словно создан, чтобы его снимали. В пространстве сцены, красоту которой и так хочется рассматривать, актеры почти при каждом движении на долю секунды замирают, обращаясь в зал. Поэтому на пресс-показе щелканье фотоаппаратов не умолкает, а те, кто снимать не планировал, делают фото на телефон, быстро заполняя свободные гигабайты внутренней памяти.
Спектакль состоит из пяти одноактных пьес, которые Теннеси Уильямс писал с 1940-го по 1973-й годы. У каждой истории – свой характер и свой цвет не только для декораций, но и для костюмов персонажей: от бежевого и черно-белого до ярко-розового и насыщенно-зеленого. В сценографии находят самые разные аллюзии – от Уэса Андерсона до Андрея Тарковского.
«Сшивает» пространство каждой истории фактура декораций, похожая на скомканный лист бумаги. Что напоминает, с одной стороны, о муках писательского ремесла, а с другой – о том, что все эти персонажи «вышли» из бумажного мира пьес Уильямса.
Пока зрители собираются в зале, на сцене уже есть один из персонажей. Это Джо (Карен Овеян), фигура которого и объединит все пять историй из сборника «Пятерка теннисистам». Джо сидит прямо на полу, спиной к собирающимся. После последнего звонка на сцене появляются еще трое – врач (Данило Гнидо) и медсестра (Александра Стрельцина) в бело-розовых одеждах, вместе с ними – дива (Марина Есипенко). То, что это та самая оперная дива Лайла, становится понятно уже позже. А пока она, в блестящем черном платье с перьями, в черных очках и идеально уложенным каре, чинно проходит вперед, смотрит на собравшихся, возвращается немного назад, снова поглядывает в зал и… поставленным мужским голосом произносит привычную просьбу отключить телефоны. Шутка удается, повисшее было напряжение безмолвия исчезает. На сцене снова оказывается только Джо, и снова он ничего не говорит – только взвинчено перемещается по сцене. В голове проскальзывает мысль: «Ну когда же он, наконец, заговорит со мной?». Впрочем, недостатка в словах в спектакле больше не возникнет, особенно во втором акте.
Джо – писатель. Как и полагается тонкой творческой натуре, он то страдает от творческих мук, то оказывается в перипетиях семейных отношений с мамой и сестрой, то придумывает свои пьесы, сюжеты которых и разворачиваются перед нами.
По словам Эльдара Трамова, эти пьесы Уильямса объединяют «мотив одиночества, отчуждённости творческого человека, его неспособности в полной мере ощутить себя частью прекрасного целого» и «мотив спасения человека в придуманном мире». В жизни каждого из персонажей много страданий и одиночества: у Джо проблемы с мамой (Александра Стрельцина) и сестрой (Анастасия Джентилини) – первая неизлечимо больна и не хочет обременять собой детей, вторая – стала искать спасение от проблем в разгульной жизни; у дивы Лайлы нет счастья во внешне красивой жизни оперной певицы, поэтому она вспоминает маленькую книжную лавку и своего мужа, с которым была по-настоящему счастлива; у Лукреции (Яна Соболевская) появились галлюцинации на фоне еще юношеской неразделенной любви, и единственными, кто выслушивает и сопереживает ее боли, становятся отельные работники-недотепы. Главные герои каждой из историй с разными на то правом могут потребовать: «Говори со мной»! Но не каждому из них нужен собеседник, многим достаточно просто слушателя, которому можно излить все то, что лежит тяжелым грузом на сердце.
«Государь-стендап»
Яркий хулиганский спектакль молодого поколения артистов театра «Сатирикон» в постановке режиссера Александра Локтионова. Сочиненное на темы трактатов Макиавелли «Государь» и Платона «Государство» философско-музыкальное стендап-шоу поставлено как путешествие во времени – из нашего настоящего в далекое прошлое, а оттуда в 3024 год, откуда и прилетели «гости из будущего» – Государь (Даниил Пугаёв), Генерал (Илья Денискин), Священник (Ярослав Медведев) и Марфуша (Алина Доценко), которая и становится нашим «проводником» по историческим вехам.
Марфуша с ее механическими движениями и ярко-розовыми волосами говорит бодро-позитивным техническим голоском, носит «арт»-сапоги, увешанные всевозможными лейблами, и шевелит роботизированной рукой с торчащими цветными проводками. Прибывшая из благополучного будущего, она весела и выдает шутки одну за другой. Точнее, рассказывает-то Марфуша про себя и будущее, но воспринимать всерьез, что ее сын Игорь – пылесос, крайне сложно.
Робот прибыла на землю не одна, а в составе группы Dead Platon (в нее входят все участники спектакля), поэтому со сцены будет звучать рок, все вокруг окутают клубы дыма, которые разрежут мигающие лучи прожекторов – почти как на настоящем концерте.
Затормозили «гости из будущего» в нашем времени, потому что услышали сигнал о помощи. Разбираться в проблеме предложат с самого начала и перенесут в прошлое. В исполнении Данилы Пугаева мы увидим первобытного человека в шкуре (ее он представит как «свою жену – шкуру Наташу»), услышим стендап от «просто Коли» Макиавелли про собственную внешность, посмотрим на гротескных Ивана Грозного и Петра Первого (он появится на ходулях и окажется любителем фаст-фуда), а также правителей будущего.
Нарочно грубовато-неотесанные, абсурдные и даже на грани фола шутки поддержаны образами мужских персонажей – с вайбом четких пацанчиков с района, которые носят растянутые майки, спортивки и видавшие виды черные ботинки. Исторический стендап в спектакле перемежается и глубокомысленными «перебивками». Например, философским повествованием о том, как люди о едином боге спорили, а разрешить спор смогла одна мудрая детская фраза. Или полусерьезными «пяснями» – песнями с моралью, как в баснях. Одна из них – про железного человека, который так поверил в свое всемогущество, что решил выпить море и.… заржавел!
Выбрав комедийный угол зрения, авторы спектакля ищут ответы на вопросы: что такое государство? в чем особенность государства российского? как мы пришли к той точке, в которой оказались сейчас? далеко ли ушли в понимании государственного устройства от наших предков? и что нужно делать уже сейчас, чтобы оказаться в благополучном 3024?