Трагедия, телогрейка и колючая проволока: новая постановка Марка Розовского о Бродском

 
В театре «У Никитских Ворот» прошла премьера тринадцатой постановки в цикле «Лента Поэзии». Марк Розовский, художественный руководитель театра и режиссер-постановщик, посвятил её Иосифу Бродскому.

Спектакль начинается ещё задолго до третьего звонка. Попадая в здание старой сцены, той, что на Большой Никитской, переносишься в прошлое столетие, во времена коммунальных квартир, в одной из которых и располагается театр. Тем, кто пришёл заранее, удаётся рассмотреть в современном интерьере характерные черты прошлого. Фотографии, развешанные повсюду, «рассказывают» о богатой истории и обширном репертуаре театра. Об этом же напоминают и афиши.

Погружение продолжается уже в зрительном зале: егоразмеры невелики, однако именно камерность создаёт ощущение «личного присутствия» на сцене. Каждый из зрителей будто бы принимает участие в постановке, ведя диалог с актёрами, а их в спектакле задействовано двое: Валерий Шейман и Андрей Молотков. Здесь прямо напрашивается пословица: «мал золотник, да дорог». Непревзойденная актёрская игра лишает дара речи, в одно мгновение вводя в нирвану, а в следующее — в шок, граничащий с ужасом. За полтора часа, отведённых на спектакль, зрители успевают испытать всю гамму эмоций: от восторга до страха и сожаления. Особенный эффект производят риторические вопросы. Тишина после каждого из них «говорит» громче слов, произнесенных актёрами. Ведь она приоткрывает для зрителей завесу тайн, коими наполнена жизнь поэта и эпоха, в которую он творил.

Неоднозначность фигуры поэта интересным образом перекликается с легендами о числе 13. Эта параллель приковывает внимание зрителей к действию на сцене и заставляет задуматься о судьбе поэта и его творчестве. Флёр загадочности привлекает внимание, заставляя вслушиваться в каждое произнесенное слово и замирать от малейшего шороха.

Каждая деталь на сцене тесно перекликается с судьбой поэта. Античная театральная маска, колючая проволока, телогрейка с номером «629», бюст Бродского с сигаретой во рту и расколотая стена, по виду напоминающая период античности— все это, наравне с актёрами, погружает нас в эпоху Бродского, его мир и судьбу.

Интересно и то, какую роль играли декорации в спектакле. Сотканная из ниток «колючая» проволока отделяет зал от происходящего на сцене, словно стена, которую актёры всячески пытаются преодолеть, просачиваясь сквозь прутья. Создаётся ощущение, что это метафора, которую использует режиссёр, чтобы показать ту «стену» из времени и расстояния, которую преодолевает каждый, кто читает стихи Бродского. Несмотря на преграды смысл, заложенный автором, касается души читателя, трогает до глубин.

Телогрейка с номером «629» напоминает о сложной судьбе поэта. В спектакле же она играет роль «связующего» звена, уходя с плеч одного актёра к другому и сменяясь на костюм-тройку. Это наводит на мысль о череде событий в жизни: бывают сложные и суровые периоды, на смену которым
приходят светлые и счастливые.

Спектакль построен на цитировании стихотворений. Кольцевая композиция ведёт зрителей сквозь сюжет и биографию Иосифа Бродского, начинаясь и заканчиваясь строками из его «Портрета Трагедии»:

«Здравствуй, трагедия! Давно тебя не видали.
Привет, оборотная сторона медали.
Рассмотри подробно твои детали…»

За полтора часа со сцены цитируются десятки известных на весь мир произведений нобелевского лауреата. Среди них «Я сижу у окна», «На смерть Жукова», «Ни страны, ни погоста не хочу выбирать/На Васильевский остров я приду умирать» и многие другие творения Иосифа Бродского. Строки из произведений подобраны таким образом, что рождают единую сюжетную линию, которая отражает не только жизнь поэта, но и судьбу сотен тысяч советских граждан. Бродский писал о том, что волновало миллионы людей, а потому в зале каждый «проживал» спектакль по-своему, ища в каждом слове ответы на свои вопросы, свою «личную» боль и утрату, а ещё свое счастье и свой смысл. Последнее особенно важно, ведь именно смысл и заставляет нас продолжать жить.


Поделиться в социальных сетях: