В преддверии долгих выходных подготовили подборку спектаклей, которые можно посмотреть онлайн. Выбрали постановки разных лет в театрах самой разной географии – от Москвы до Новосибирска. Ссылки на видеоверсии спрятали в названиях спектаклей.
Бег
МХТ имени Чехова, режиссер Сергей Женовач
Булгаков – знаковый автор для Сергея Женовача, с ним режиссер находится в постоянном внутреннем диалоге – необходимом для себя, важном для зрителей. В «Студии театрального искусства» идут спектакли «Мастер и Маргарита» и «Записки покойника». В МХТ он поставил «Белую гвардию» и «Бег». Премьера состоялась в день рождения Булгакова – 15 мая 2019 года – и стала триумфальным возвращением пьесы на сцену Художественного театра, для которой и была задумана.
Отцы и дети
Ярославский театр имени Федора Волкова, режиссер Анджей Бубень
Известный польский режиссер обратился к роману Тургенева о конфликте поколений. В 2021-м спектакль стал победителем премии «Звезда Театрала» в номинации «Лучшая постановка иностранного режиссера в России».
Постановочная группа выстроила мизансцены так, чтобы публика рассматривала... проекции фотографий над головами героев. Рецензенты называют этот спектакль «фотоальбомом» и замечают, что для героев общая память, которую символизируют фотографии, становится единственным способом примирения.
Головлевы
Новосибирский театр «Старый дом», режиссер Сергей Федоров
Роман «Господа Головлевы» Салтыкова-Щедрина – один из самых загадочных текстов XIX века о жизни одной семьи, которая по непонятным причинам попадает в воронку саморазрушения. Режиссер Сергей Федотов на сцене театра «Старый дом» раскрывает апологию уничтожения. Главный вопрос: возможно ли отыскать противоядие от подлого взгляда Иудушки?
Обыкновенная история
Театр Ленсовета, режиссер Роман Кочержевский
«На примере человека познающего (в лице Александра Адуева) и познавшего (в лице его дядюшки Петра Ивановича Адуева) мы наблюдаем процесс и результат, – говорит режиссер. – В спектакле заложен неназидательный разговор со зрителем о том, как важно смещать центр своего внимания с себя самого, ставить в приоритет не только свои интересы и желания, но [и желания] близких тебе людей».
Бешеные деньги
Театр Маяковского, режиссер Анатолий Шульев
Жанр спектакля определили как «комедия одержимости», а премьеру приурочили к юбилею Светланы Немоляевой. Она сыграла роль Чебоксаровой, образ молодой красавицы Лидии воплотила ее внучка, Полина Лазарева. Героиня Лазаревой молода и амбициозна, ею восхищается вся московская элита: от гимназистов до представителей власти. Она привыкла жить на широкую ногу и находится в поиске того единственного, кто «и в горе и в радости» обеспечил бы ее безбедное существование. Услышав о богатстве одного провинциального предпринимателя, красавица делает свой выбор, однако немного ошибается в расчетах.
Он в Аргентине
МХТ имени Чехова, режиссер Дмитрий Брусникин
Спектакль по пьесе Людмилы Петрушевской строится на разговорах двух покинутых своими детьми женщин. Роза Хайруллина и Юлия Чебаткова здесь выступают в контрастных ролях. Грубоватая Нина и живущая воспоминаниями о прошлом интеллигентная Диана поначалу ненавидят друг друга, но общая беда помогает им выстроить диалог.
Диана – актриса на пенсии – прячется от рэкетиров на закрытой турбазе. Её внук сбежал в Аргентину, и теперь бабушка должна расплачиваться за его ошибки. Её внезапно посещает гостья из прошлого – руководительница турбазы Нина, которая когда-то родила от ее мужа.
Горки-10
Школа драматического искусства, режиссер Дмитрий Крымов
Абсурдный спектакль о советской действительности, сюжет которого пересказать почти нереально – удивляет, шокирует, гипнотизирует, завораживает и не оставляет равнодушным.
«Я хочу поставить такой спектакль – чтобы было долго ничего не понятно, но очень интересно, – цитируют Дмитрия Крымова на сайте театра. – Очень долго ничего не понятно. Но интересно. А потом, не переставая быть интересным, стало бы все понятно. Только не сразу, но довольно быстро. И не то, чтобы «понятно», а, скорее бы, появилось чувство, что ты понимаешь, куда все это клонится. А когда все это наклонится туда, откуда будет уже совсем все понятно, то не возникло бы мысли, что ты напрасно провел время. А еще в конце очень хочется сделать ту сцену из «Оптимистической трагедии» Всеволода Вишневского, где у старушки якобы украли кошелек, а потом она его нашла. И чтобы был антракт и занавес. И бутерброды с колбасой в антракте. И тюль с наклеенными деревьями. И большой обеденный стол с чашками. Чтобы были мир и покой. И еще много стрельбы из разного оружия и крови».
Господа Головлевы
МХТ имени Чехова, режиссер Кирилл Серебренников
Премьера спектакля по роману Салтыкова-Щедрина на сцене МХТ имени Чехова состоялась почти двадцать лет назад. Главные роли исполняли звезды МХТ – Евгения Добровольская, Алла Покровская, Сергей Сосновский и Алексей Кравченко, а образ Порфирия воплотил Евгений Миронов. Этот Иудушка стал, пожалуй, одним из самых эталонных персонажей Салтыкова-Щедрина в театре XXI века.
Сам спектакль о самоуничтожении мещанской семьи получился мрачным и неуютным: омертвение героев Серебренников довел до гиперболизированного и метафорического предела, разложение и экзистенциальную тоску передал, в частности, через костюмы-лохмотья и непрекращающееся жужжание мух. Среди всех образцов театральной классики нового века этот, пожалуй, самый пугающий и безнадежный. Но в то же время – самый оригинальный и запоминающийся.
Бег
МХТ имени Чехова, режиссер Сергей Женовач
Булгаков – знаковый автор для Сергея Женовача, с ним режиссер находится в постоянном внутреннем диалоге – необходимом для себя, важном для зрителей. В «Студии театрального искусства» идут спектакли «Мастер и Маргарита» и «Записки покойника». В МХТ он поставил «Белую гвардию» и «Бег». Премьера состоялась в день рождения Булгакова – 15 мая 2019 года – и стала триумфальным возвращением пьесы на сцену Художественного театра, для которой и была задумана.
Отцы и дети
Ярославский театр имени Федора Волкова, режиссер Анджей Бубень
Известный польский режиссер обратился к роману Тургенева о конфликте поколений. В 2021-м спектакль стал победителем премии «Звезда Театрала» в номинации «Лучшая постановка иностранного режиссера в России».
Постановочная группа выстроила мизансцены так, чтобы публика рассматривала... проекции фотографий над головами героев. Рецензенты называют этот спектакль «фотоальбомом» и замечают, что для героев общая память, которую символизируют фотографии, становится единственным способом примирения.
Головлевы
Новосибирский театр «Старый дом», режиссер Сергей Федоров
Роман «Господа Головлевы» Салтыкова-Щедрина – один из самых загадочных текстов XIX века о жизни одной семьи, которая по непонятным причинам попадает в воронку саморазрушения. Режиссер Сергей Федотов на сцене театра «Старый дом» раскрывает апологию уничтожения. Главный вопрос: возможно ли отыскать противоядие от подлого взгляда Иудушки?
Обыкновенная история
Театр Ленсовета, режиссер Роман Кочержевский
«На примере человека познающего (в лице Александра Адуева) и познавшего (в лице его дядюшки Петра Ивановича Адуева) мы наблюдаем процесс и результат, – говорит режиссер. – В спектакле заложен неназидательный разговор со зрителем о том, как важно смещать центр своего внимания с себя самого, ставить в приоритет не только свои интересы и желания, но [и желания] близких тебе людей».
Бешеные деньги
Театр Маяковского, режиссер Анатолий Шульев
Жанр спектакля определили как «комедия одержимости», а премьеру приурочили к юбилею Светланы Немоляевой. Она сыграла роль Чебоксаровой, образ молодой красавицы Лидии воплотила ее внучка, Полина Лазарева. Героиня Лазаревой молода и амбициозна, ею восхищается вся московская элита: от гимназистов до представителей власти. Она привыкла жить на широкую ногу и находится в поиске того единственного, кто «и в горе и в радости» обеспечил бы ее безбедное существование. Услышав о богатстве одного провинциального предпринимателя, красавица делает свой выбор, однако немного ошибается в расчетах.
Он в Аргентине
МХТ имени Чехова, режиссер Дмитрий Брусникин
Спектакль по пьесе Людмилы Петрушевской строится на разговорах двух покинутых своими детьми женщин. Роза Хайруллина и Юлия Чебаткова здесь выступают в контрастных ролях. Грубоватая Нина и живущая воспоминаниями о прошлом интеллигентная Диана поначалу ненавидят друг друга, но общая беда помогает им выстроить диалог.
Диана – актриса на пенсии – прячется от рэкетиров на закрытой турбазе. Её внук сбежал в Аргентину, и теперь бабушка должна расплачиваться за его ошибки. Её внезапно посещает гостья из прошлого – руководительница турбазы Нина, которая когда-то родила от ее мужа.
Горки-10
Школа драматического искусства, режиссер Дмитрий Крымов
Абсурдный спектакль о советской действительности, сюжет которого пересказать почти нереально – удивляет, шокирует, гипнотизирует, завораживает и не оставляет равнодушным.
«Я хочу поставить такой спектакль – чтобы было долго ничего не понятно, но очень интересно, – цитируют Дмитрия Крымова на сайте театра. – Очень долго ничего не понятно. Но интересно. А потом, не переставая быть интересным, стало бы все понятно. Только не сразу, но довольно быстро. И не то, чтобы «понятно», а, скорее бы, появилось чувство, что ты понимаешь, куда все это клонится. А когда все это наклонится туда, откуда будет уже совсем все понятно, то не возникло бы мысли, что ты напрасно провел время. А еще в конце очень хочется сделать ту сцену из «Оптимистической трагедии» Всеволода Вишневского, где у старушки якобы украли кошелек, а потом она его нашла. И чтобы был антракт и занавес. И бутерброды с колбасой в антракте. И тюль с наклеенными деревьями. И большой обеденный стол с чашками. Чтобы были мир и покой. И еще много стрельбы из разного оружия и крови».
Господа Головлевы
МХТ имени Чехова, режиссер Кирилл Серебренников
Премьера спектакля по роману Салтыкова-Щедрина на сцене МХТ имени Чехова состоялась почти двадцать лет назад. Главные роли исполняли звезды МХТ – Евгения Добровольская, Алла Покровская, Сергей Сосновский и Алексей Кравченко, а образ Порфирия воплотил Евгений Миронов. Этот Иудушка стал, пожалуй, одним из самых эталонных персонажей Салтыкова-Щедрина в театре XXI века.
Сам спектакль о самоуничтожении мещанской семьи получился мрачным и неуютным: омертвение героев Серебренников довел до гиперболизированного и метафорического предела, разложение и экзистенциальную тоску передал, в частности, через костюмы-лохмотья и непрекращающееся жужжание мух. Среди всех образцов театральной классики нового века этот, пожалуй, самый пугающий и безнадежный. Но в то же время – самый оригинальный и запоминающийся.