В Москве вручили премию «Театральный роман»

 
В Государственном институте искусствознания состоялась Х церемония награждения лауреатов премии «Театральный роман». 

За десять лет экспертный совет премии изучил более полутора тысяч изданий, лауреатами стали пятьдесят из них. «Театральный роман» ежегодно старается привлечь внимание к книгам об искусстве. В этот раз организаторы премии прочитали более ста публикаций о театре, из которых выделили семь изданий. Жюри во главе с Константином Райкиным выбрало пять работ, которые назвали победителями этого года.
 
Лауреатами премии стали авторы-составители Инна Соловьева, Ольга Абрамова, Ольга Егошина за двухтомник «Письма в Художественный театр. 1898-1928». Книгу задумали издать ещё в 1970-х годах. Однако осуществить идею по разным причинам не получилось. Три года назад во время ремонта в Школе-студии МХАТ когда-то собранные материалы нашлись. Редакторы провели масштабную работу в рекордные сроки, заново пересортировали и прокомментировали все письма. 
Председатель жюри премии Константин Райкин поздравил победителей, отметив, что особо выделяет именно «Письма…»: «Для меня главное потрясение – это вот эти два тома, в которых я утонул и продолжаю с наслаждением тонуть до сих пор. Это действительно уникально, прекрасно, рождает массу мыслей о предназначении театра, высокие соображения о том, зачем вообще нужно искусство. Это обратная связь, которую можно пощупать. Гигантская работа была проделана, чтобы все классифицировать, отфильтровать, разложить по смыслам, по времени, по целому ряду параметров. Это обратная связь от людей, на которых театр действительно действует… Впечатлений десятки тысяч. Все это проходит в течение тридцатилетнего периода. И какого! Это войны, это и мировая, и гражданская, и революции, и меняются эпохи, эта страшная переломка, перестройка жизни. И ты в письмах видишь, читаешь, как меняются люди, как меняется способ изложения, как меняется лексикон за тридцать лет. Как сначала они просто беспредельно откровенны, уверены, что это прочтет только тот, кому это написано. Потом они уже в этом не уверены. Они начинают реально бояться, и разговаривают с теми, кому они пишут, уже гораздо более осторожно. И все равно театр объединяет таких разных людей! Хочу сказать просто личное спасибо за это издание».

Награду получила Анна Корндорф – автор-составитель книги «Театрократия. Екатерина II и опера». Ее труд рассказывает о связи оперы с жизнью двора и аппаратом власти, о том, как музыкальный театр при Екатерине II стал одним из механизмов преобразования общества и средством художественного воспитания. Константин Райкин также выделил издание, как одно из лучших: «Испытываешь эстетическое удовольствие, держа в руках, это книжное сокровище».

Еще одним победителем стала работа Елены Дунаевой «"Война и мир" Римаса Туминаса. Рождение спектакля». Это документальная запись репетиций спектакля по роману Толстого, поставленного Римасом Туминасом к 100-летию Театра Вахтангова. Аннотация обещает показать, «как происходит рождение сценического образа спектакля, который уже стал вехой в истории российского театра». На страницах запечатлены живые моменты творческого поиска режиссера и актеров. Читатель окунается в репетиционный процесс, слышит комментарии режиссера.

Лауреатом литературной премии стал директор Театра имени Вахтангова Кирилл Крок. Его книга «Театр надо любить, причем вопреки» – это откровенный рассказ о себе, о театре, о людях, живущих и творящих в нем. А также о потерях, разочарованиях, обретениях и любви. Книга отвечает на важные вопросы, которые встают перед тем, кто начинает свой путь в театре или только думает связать с ним свою жизнь. Редактором этого издания выступила Марина Райкина.
Директор Театра Вахтангова признается, что создание книги было не самым легким процессом: «Если бы мне кто-то даже два года назад сказал, что я напишу книгу, что ее будут рассматривать в таком уважаемом научно-журналистско-писательском обществе,  я бы просто рассмеялся...  В первую очередь я, конечно, признателен Театру Вахтангова, потому что вся эта книга о театре, о любви к Театру Вахтангова, и герой этой книги, собственно, не я, а именно театр. Не было бы театра и Римаса Туминаса в моей жизни – никогда не было бы этой книжки. Книжка у меня рождалась долго, сначала были какие-то черновики, потом я попросил их перепечатать, потом я что-то правил, а потом мне это так все надоело, что я кинул просто в стол, сказав, что не хочу этим заниматься. Но появилась как-то вечером в моем кабинете Марина Райкина и спросила: «А что у тебя с книгой?» Говорю: «Вон там она у меня лежит, нет сил больше читать этот текст, переставлять главы. Я уже настолько не понимаю, что с этим делать, что пускай она просто полежит. Когда до нее руки дойдут – тогда дойдут». Она говорит: «Ты что! Дай мне этот файл». И вот как я передал ей этот файл с черновиками, так и началась наша совместная работа. Так и родилась эта книга. Поэтому, Марина, спасибо тебе большое. Самое главное, она родилась совершенно неожиданно для меня».

Книгу «Николай Цискаридзе. Мой театр. По страницам дневника» представила Ирина Дешкова, автор идеи, редактор текста и педагог, наставник Николая Цискаридзе. Издание имеет большую популярность у почитателей таланта артиста. Теперь книга попала и в золотой фонд «Театрального романа».

От лица попечительского совета выступил его председатель –  президент компании Navona Consulting and Communications Хуго Эрикссен: «Мы сейчас находимся в институте, где работают фантастические знатоки самых разных специальностей. И через книги мы каждый год получаем возможность ознакомиться с частью этих знаний. Это фантастика! Почти все, что мы смотрим и обсуждаем – это сугубо убыточный проект, который возможен только потому, что город Москва поддерживает, государство финансирует и потому что есть еще какие-то другие источники и спонсоры. И есть попечительский совет, в который помимо меня входят председатель совета директоров группы компаний «Terra» Сергей Тарасов, главный редактор журнала «Театрал», президент международной премии «Звезда Театрала» Валерий Яков, президент московской пивоваренной компании Игорь Дементьев, ведущий китаист, профессор Алексей Воскресенский. Все эти люди – с нами, и они содействуют этому важному процессу».


Поделиться в социальных сетях: