Яна Балачевцева: «Благодаря цифровому формату, возникает ощущение, что актер ведет беседу лично с тобой»

 
Перед новым годом завершился уже четвертый сезон международного фестиваля цифрового театра Onlife iDEA Fest. О том, что ищут зрители в новом формате, об экспериментах и русской классике «Театрал» спросил у президента фестиваля Яны Балачевцевой.

- Как вы сами определяете для себя, что такое ONLiFE-формат спектаклей, в котором идут постановки на вашем фестивале?

- Если говорить кратко, то это совмещение театрального искусства c возможностями кино и современных цифровых технологий.

Если же копнуть глубже, то наш формат – про любовь, свободу и эксперимент, и… честность, ведь здесь почти всегда крупный план, возможность получше узнать человека, который «находится» напротив, по ту сторону экрана. Благодаря цифровому формату возникает ощущение, что актер не играет на публику, а ведет беседу с тобой. Беседу очень личную, очень трогательную. Свобода и эксперимент, потому что формат живой, не ограничен жесткими рамками и каждый режиссер воспринимает его по-своему. Поэтому постановки получаются очень разноплановыми.  

- Какая из них получилась наиболее экспериментальной?

- Выделять одну всегда сложно, конечно. В каждом сезоне есть такая и даже несколько. Очень нестандартной получилась постановка Василия Березина по «Каштанке» с Розой Хайруллиной в главной роли. Операторская работа, живой оркестр аккомпанемент, Роза, которая одним только выражением глаз может сказать очень многое.

Была инклюзивная постановка «Пугачев» - моноспектакль на жестовом языке. Благодаря выразительной мимике, стихи Сергея Есенина получили дополнительную эмоциональную окраску. Спектакль сделан в версии, которая будет понятна и людям, которые не знают язык жестов.

Много постановок с оригинальной основой, например, «Я шагаю по Москве» по дневникам Геннадия Шпаликова.  

- Основой для постановок этого сезона стала русская классика — Островский, Чехов, Зощенко. Насколько трудно ее совместить с цифровым и современным форматом?

- В рамках фестиваля проходят несколько подпроектов и один из них — открытое обсуждение с участием приглашенных театральных критиков и режиссеров. И в одном из обсуждений вместе с Еленой Ковальской и Виктором Шамировым мы как раз ушли в близкую тему.

Мне кажется, наш фестиваль не только делает театр доступным для широкой русскоязычной аудитории, у которой нет возможности регулярно посещать театр, но и делает классику доступнее и ближе для молодой аудитории.
Неужели Ахов из «Не все коту масленица» не современный персонаж? Самодур, сошедший с ума от денег и власти, которому боятся сказать, что он не прав. Или сама ситуация с возможным замужеством, в которой оказалась Агния? Вообще у Островского интересные женские роли, очень сильные, очень ясные. В них много правды, характеров и вопросов, которые задает себе каждый молодой человек или девушка. Много про поиск себя в этом мире и своего счастья.

- Какие планы на этот год?

- Мы традиционно планируем провести два сезона фестиваля — весной и осенью. Я очень рада, что в нынешних условиях у нас получается делать по-настоящему международный фестиваль. Азербайджан, Армения, Грузия, Израиль, Молдова, Сербия, Кипр, Узбекистан, Франция — актеры и постановщики из этих стран уже участвовали в проекте. В этом еще один плюс цифрового формата, ведь оффлайн я бы скорее всего никогда не увидела работу этих замечательных актеров и режиссеров. К слову, скоро мы откроем прием заявок на новый сезон, так что будем рады дальнейшему расширению географии.
 
erid:2VtzqwCu2T8
Реклама. ИП Грушевский Станислав Геннадьевич, ИНН 773274051937


Поделиться в социальных сетях: