Две главные киноновинки

Новая прокатная неделя: «Феррари» и «Великая магия»

 
Последние предновогодние дни стоит провести не только в магазинах, но и в кинотеатрах. Тем более, что на новой прокатной неделе внимания заслуживают только два фильма, пропустить которые будет непростительной ошибкой. И обо  про Италию! Счастливого Рождестваа и хорошего путешествия!

ФЕРРАРИ

Новый фильм классика американского кино Майкла Манна. Самая громкая премьера декабря, а то и всего года. Уникальный релиз голливудского фильма, который в России вышел на 4 дня раньше, чем в остальном мире. Вышел легально и идет во всех кинотеатрах. Байопик знаменитого автомобильного конструктора Энцо Феррари, в заглавной роли – суперзвезда Голливуда Адам Драйвер, в роли его жены Лауры – несравненная Пенелопа Крус, в роли любовницы Лины Ларди, матери внебрачного сына Феррари Пьеро (сегодня он возглавляет компанию) – Шайлин Вудли, в роли гонщика Пьера Таруффи – актер и заядлый гонщик Патрик Дэмпси.

Майкл Манн задумал этот фильм больше 30 лет назад. В главной роли видел Кристиана Бэйла, который позже снимется в фильме «Форд против Феррари» в роли автогонщика Кена Майлза, а ради роли Энцо Феррари откажется набирать вес. Трудно сравнивать с неслучившимся, но Адам Драйвер точно не хуже. Среди 10 объявленных номинаций «Оскара» у «Феррари» уже есть две (грим и звук), но впереди еще объявление главных, и смею предположить, что Пенелопа Крус точно получит номинацию, да и у Адама шансы велики.

40-летний Адам Драйвер (уж кто только ни пошутил над фамилией) почти не узнаваем под тяжелым гримом седовласого Феррари. Красавец Адам не так уж симпатичен в этой роли – он не только изменяет жене (в фильме у Энцо одна любовница, а в реальности их, как пишут, было множество), но еще и не дает фамилию своему сыну, и не только фамилию, а вообще легализацию – мальчику уже 10 лет, а он все еще без документов. Феррари не доплачивает сотрудникам и гонщиков совершенно не жалеет – требует от них побед любой ценой. Это сегодня спортсмены «Формулы-1» после аварии встают и уходят. А в середине 50-х каждый из них перед заездом писал предсмертную записку любимой девушке или членам семьи: «Если я не выживу, то...» Безразличие Энцо к их безопасности, наверное, объяснимо, ведь он сам ни раз видел смерть – отца, брата и даже сына. Но от того, с каким ледяным выражением лица он назначит переговоры новому гонщику прямо рядом с телом только что погибшего, можно содрогнуться.

«Феррари» – не совсем байопик.  Хоть мы и видим «архивные» кадры, где молодой гонщик Энцо принимает участие в соревнованиях, основной сюжет фокусируется на недлинном этапе жизни Феррари, тяжелом для него 1957 годе, когда крах наступил и в бизнесе, и в личной жизни:  законная жена Феррари, мать его умершего сына Дино, случайно узнает о том, о чем знает весь город Модена – у Энцо есть вторая семья и второй сын. Для Лауры эта новость – мощный удар под дых, для Энцо – тяжелое испытание, ведь Лаура не только его жена, убитая горем от потери своего единственного сына (Дино умер от неизлечимой болезни), она еще и совладелица компании, ведущая ее финансовые дела. А дела идут очень плохо, гонщики гибнут один за другим, компания на грани банкротства. Энцо пытается вырулить из этой петли и договаривается с Лаурой о том, что та отдаст ему свою долю в компании за полмиллиона долларов. Но если Лаура обналичит чек раньше сделки с будущим инвестором, то компании гарантирован бесславный конец.

Чтобы поправить дела, Феррари должен выиграть знаменитую гонку Mille Miglia – 1000 миль через всю Италию по дорогам общего пользования. Эта потрясающе красивая гонка – уникальные старинные машины мчат по фантастическим пейзажам Италии – обернется и победой, и поражением одновременно, драмой, которая должна была сломать главного героя, но только возвысила.

Но этот фильм – не про гонки и даже не про любовный треугольник. Он про уставшего и подавленного человека, который однажды осознает, что всю жизнь мчится по замкнутому кругу, как по гоночному треку, оставляя на обочинах одну смерть за другой. Об одиночестве гения, собственными руками загнавшего себя в петлю. О болезненном эгоизме мужчины, привыкшим быть Commendatore и расплачиваться за свои ошибки не только своей, но и чужими судьбами. И о женщинах, которые оплачивают эти ошибки собственными сердцами.

ВЕЛИКАЯ МАГИЯ

Новый фильм Нанни Моретти, главную роль в котором играет он сам. Знаменитый режиссер Джованни готовится к съемкам своего нового фильма. Снимает он раз в пять лет, на этот раз его история (по мнению режиссера она должна стать шедевром) – про коммунистическую партию Италии, члены которой не могут определиться, как им реагировать на вторжение СССР в Венгрию в 1956 году. В перерывах между съемками исторического эпоса (который исполнительница главной роли постоянно норовит превратить в страстную мелодраму) герои смотрят реальную хронику с проездом танков по Будапешту, и становится совсем не смешно.

Герою не смешно и на собственной съемочной площадке. Зато смешно зрителю. Великая магия – комедия про режиссера, у которого все идет наперекосяк. Его главная опора – жена, она же постоянный продюсер (40 лет вместе, 13 совместных фильмов), уходит к другому режиссеру, а потом и вообще уходит, потому что жить с Джованни ей больше невыносимо. Второго продюсера внезапно арестовывают за махинации с деньгами.  А члены съемочной группы не могут полноценно разделить замысел Джованни, одни даже не знают, что в Италии была компартия, и состояла она из 2 миллионов итальянцев, а не эмигрантов из СССР, как кажется молодежи.  «Поверить не могу, что они такие же коммунисты, как и мы», – говорит героиня фильма Джованни, глядя на кадры вторжения в Будапешт. А тем временем в Рим на гастроли приезжает венгерский цирк. Циркачи и животные тоже задействованы в проекте Джованни, но французские слоны не хотят дружить с немецкими и все вообще к чертям разваливается. А тут еще и дочь режиссера решила познакомить родителей со своим бойфрендом, а им оказался пожилой польский дипломат (Ежи Штур).

Вдобавок к этому, молодой режиссер, которого продюсирует жена Джованни, снимает какую-то чушь про убийства, и эта чушь не дает покоя главному герою, потому он пытается помешать съемкам финала, говоря, что такой фильм «наносит вред кинематографу». Главный герой фильма Джованни в финале, разочаровавшись в идеалах коммунизма, собирается повеситься. И кажется, что Джованни и сам близок к такому решению.

«Великая магия» – очень синефильское кино с множеством цитат (причем не только пасхалок, а именно цитат, которые герой Моретти зачитывает в кадре), но не обязательно быть опытным синефилом, чтобы получить от этой картины удовольствие. Тем более, что историческое и политическое в ней, возможно, важнее синефильского (тем, кто не в курсе событий  1956 года, неплохо бы поинтересоваться). В конце концов, кино – это прежде всего великая магия, которую завсегдатай Каннского фестиваля (обладатель Золотой Пальмы за «Комнату сына» и приза за режиссуру за «Дорогой дневник»), 70-летний Нанни Моретти совсем не растерял. «Великая магия» тоже была представлена в Каннском конкурсе, пусть и не снискала успеха. Но если даже вы не разберетесь в кинематографических цитатах, аллюзиях и метафорах и запутаетесь в истории компартии – этот фильм будет для вас историей про невротика и душнилу, который выносит мозг на площадке всем подряд, и это просто смешно. А в финале вас ждет хеппи-энд с парадом актеров всех предыдущих фильмов Нанни Моретти. Это не спойлер, просто подсказка, иначе, если этого не знать, то можно принять финальную сцену за советский коммунистический Первомай.


Поделиться в социальных сетях: