Последние предновогодние дни стоит провести не только в магазинах, но и в кинотеатрах. Тем более, что на новой прокатной неделе внимания заслуживают только два фильма, пропустить которые будет непростительной ошибкой. И обо – про Италию! Счастливого Рождестваа и хорошего путешествия!
ФЕРРАРИ
Новый фильм классика американского кино Майкла Манна. Самая громкая премьера декабря, а то и всего года. Уникальный релиз голливудского фильма, который в России вышел на 4 дня раньше, чем в остальном мире. Вышел легально и идет во всех кинотеатрах. Байопик знаменитого автомобильного конструктора Энцо Феррари, в заглавной роли – суперзвезда Голливуда Адам Драйвер, в роли его жены Лауры – несравненная Пенелопа Крус, в роли любовницы Лины Ларди, матери внебрачного сына Феррари Пьеро (сегодня он возглавляет компанию) – Шайлин Вудли, в роли гонщика Пьера Таруффи – актер и заядлый гонщик Патрик Дэмпси.
Майкл Манн задумал этот фильм больше 30 лет назад. В главной роли видел Кристиана Бэйла, который позже снимется в фильме «Форд против Феррари» в роли автогонщика Кена Майлза, а ради роли Энцо Феррари откажется набирать вес. Трудно сравнивать с неслучившимся, но Адам Драйвер точно не хуже. Среди 10 объявленных номинаций «Оскара» у «Феррари» уже есть две (грим и звук), но впереди еще объявление главных, и смею предположить, что Пенелопа Крус точно получит номинацию, да и у Адама шансы велики.
40-летний Адам Драйвер (уж кто только ни пошутил над фамилией) почти не узнаваем под тяжелым гримом седовласого Феррари. Красавец Адам не так уж симпатичен в этой роли – он не только изменяет жене (в фильме у Энцо одна любовница, а в реальности их, как пишут, было множество), но еще и не дает фамилию своему сыну, и не только фамилию, а вообще легализацию – мальчику уже 10 лет, а он все еще без документов. Феррари не доплачивает сотрудникам и гонщиков совершенно не жалеет – требует от них побед любой ценой. Это сегодня спортсмены «Формулы-1» после аварии встают и уходят. А в середине 50-х каждый из них перед заездом писал предсмертную записку любимой девушке или членам семьи: «Если я не выживу, то...» Безразличие Энцо к их безопасности, наверное, объяснимо, ведь он сам ни раз видел смерть – отца, брата и даже сына. Но от того, с каким ледяным выражением лица он назначит переговоры новому гонщику прямо рядом с телом только что погибшего, можно содрогнуться.
«Феррари» – не совсем байопик. Хоть мы и видим «архивные» кадры, где молодой гонщик Энцо принимает участие в соревнованиях, основной сюжет фокусируется на недлинном этапе жизни Феррари, тяжелом для него 1957 годе, когда крах наступил и в бизнесе, и в личной жизни: законная жена Феррари, мать его умершего сына Дино, случайно узнает о том, о чем знает весь город Модена – у Энцо есть вторая семья и второй сын. Для Лауры эта новость – мощный удар под дых, для Энцо – тяжелое испытание, ведь Лаура не только его жена, убитая горем от потери своего единственного сына (Дино умер от неизлечимой болезни), она еще и совладелица компании, ведущая ее финансовые дела. А дела идут очень плохо, гонщики гибнут один за другим, компания на грани банкротства. Энцо пытается вырулить из этой петли и договаривается с Лаурой о том, что та отдаст ему свою долю в компании за полмиллиона долларов. Но если Лаура обналичит чек раньше сделки с будущим инвестором, то компании гарантирован бесславный конец.
Чтобы поправить дела, Феррари должен выиграть знаменитую гонку Mille Miglia – 1000 миль через всю Италию по дорогам общего пользования. Эта потрясающе красивая гонка – уникальные старинные машины мчат по фантастическим пейзажам Италии – обернется и победой, и поражением одновременно, драмой, которая должна была сломать главного героя, но только возвысила.
Но этот фильм – не про гонки и даже не про любовный треугольник. Он про уставшего и подавленного человека, который однажды осознает, что всю жизнь мчится по замкнутому кругу, как по гоночному треку, оставляя на обочинах одну смерть за другой. Об одиночестве гения, собственными руками загнавшего себя в петлю. О болезненном эгоизме мужчины, привыкшим быть Commendatore и расплачиваться за свои ошибки не только своей, но и чужими судьбами. И о женщинах, которые оплачивают эти ошибки собственными сердцами.
ВЕЛИКАЯ МАГИЯ
Новый фильм Нанни Моретти, главную роль в котором играет он сам. Знаменитый режиссер Джованни готовится к съемкам своего нового фильма. Снимает он раз в пять лет, на этот раз его история (по мнению режиссера она должна стать шедевром) – про коммунистическую партию Италии, члены которой не могут определиться, как им реагировать на вторжение СССР в Венгрию в 1956 году. В перерывах между съемками исторического эпоса (который исполнительница главной роли постоянно норовит превратить в страстную мелодраму) герои смотрят реальную хронику с проездом танков по Будапешту, и становится совсем не смешно.
Герою не смешно и на собственной съемочной площадке. Зато смешно зрителю. Великая магия – комедия про режиссера, у которого все идет наперекосяк. Его главная опора – жена, она же постоянный продюсер (40 лет вместе, 13 совместных фильмов), уходит к другому режиссеру, а потом и вообще уходит, потому что жить с Джованни ей больше невыносимо. Второго продюсера внезапно арестовывают за махинации с деньгами. А члены съемочной группы не могут полноценно разделить замысел Джованни, одни даже не знают, что в Италии была компартия, и состояла она из 2 миллионов итальянцев, а не эмигрантов из СССР, как кажется молодежи. «Поверить не могу, что они такие же коммунисты, как и мы», – говорит героиня фильма Джованни, глядя на кадры вторжения в Будапешт. А тем временем в Рим на гастроли приезжает венгерский цирк. Циркачи и животные тоже задействованы в проекте Джованни, но французские слоны не хотят дружить с немецкими и все вообще к чертям разваливается. А тут еще и дочь режиссера решила познакомить родителей со своим бойфрендом, а им оказался пожилой польский дипломат (Ежи Штур).
Вдобавок к этому, молодой режиссер, которого продюсирует жена Джованни, снимает какую-то чушь про убийства, и эта чушь не дает покоя главному герою, потому он пытается помешать съемкам финала, говоря, что такой фильм «наносит вред кинематографу». Главный герой фильма Джованни в финале, разочаровавшись в идеалах коммунизма, собирается повеситься. И кажется, что Джованни и сам близок к такому решению.
«Великая магия» – очень синефильское кино с множеством цитат (причем не только пасхалок, а именно цитат, которые герой Моретти зачитывает в кадре), но не обязательно быть опытным синефилом, чтобы получить от этой картины удовольствие. Тем более, что историческое и политическое в ней, возможно, важнее синефильского (тем, кто не в курсе событий 1956 года, неплохо бы поинтересоваться). В конце концов, кино – это прежде всего великая магия, которую завсегдатай Каннского фестиваля (обладатель Золотой Пальмы за «Комнату сына» и приза за режиссуру за «Дорогой дневник»), 70-летний Нанни Моретти совсем не растерял. «Великая магия» тоже была представлена в Каннском конкурсе, пусть и не снискала успеха. Но если даже вы не разберетесь в кинематографических цитатах, аллюзиях и метафорах и запутаетесь в истории компартии – этот фильм будет для вас историей про невротика и душнилу, который выносит мозг на площадке всем подряд, и это просто смешно. А в финале вас ждет хеппи-энд с парадом актеров всех предыдущих фильмов Нанни Моретти. Это не спойлер, просто подсказка, иначе, если этого не знать, то можно принять финальную сцену за советский коммунистический Первомай.
ФЕРРАРИ
Новый фильм классика американского кино Майкла Манна. Самая громкая премьера декабря, а то и всего года. Уникальный релиз голливудского фильма, который в России вышел на 4 дня раньше, чем в остальном мире. Вышел легально и идет во всех кинотеатрах. Байопик знаменитого автомобильного конструктора Энцо Феррари, в заглавной роли – суперзвезда Голливуда Адам Драйвер, в роли его жены Лауры – несравненная Пенелопа Крус, в роли любовницы Лины Ларди, матери внебрачного сына Феррари Пьеро (сегодня он возглавляет компанию) – Шайлин Вудли, в роли гонщика Пьера Таруффи – актер и заядлый гонщик Патрик Дэмпси.
Майкл Манн задумал этот фильм больше 30 лет назад. В главной роли видел Кристиана Бэйла, который позже снимется в фильме «Форд против Феррари» в роли автогонщика Кена Майлза, а ради роли Энцо Феррари откажется набирать вес. Трудно сравнивать с неслучившимся, но Адам Драйвер точно не хуже. Среди 10 объявленных номинаций «Оскара» у «Феррари» уже есть две (грим и звук), но впереди еще объявление главных, и смею предположить, что Пенелопа Крус точно получит номинацию, да и у Адама шансы велики.
40-летний Адам Драйвер (уж кто только ни пошутил над фамилией) почти не узнаваем под тяжелым гримом седовласого Феррари. Красавец Адам не так уж симпатичен в этой роли – он не только изменяет жене (в фильме у Энцо одна любовница, а в реальности их, как пишут, было множество), но еще и не дает фамилию своему сыну, и не только фамилию, а вообще легализацию – мальчику уже 10 лет, а он все еще без документов. Феррари не доплачивает сотрудникам и гонщиков совершенно не жалеет – требует от них побед любой ценой. Это сегодня спортсмены «Формулы-1» после аварии встают и уходят. А в середине 50-х каждый из них перед заездом писал предсмертную записку любимой девушке или членам семьи: «Если я не выживу, то...» Безразличие Энцо к их безопасности, наверное, объяснимо, ведь он сам ни раз видел смерть – отца, брата и даже сына. Но от того, с каким ледяным выражением лица он назначит переговоры новому гонщику прямо рядом с телом только что погибшего, можно содрогнуться.
«Феррари» – не совсем байопик. Хоть мы и видим «архивные» кадры, где молодой гонщик Энцо принимает участие в соревнованиях, основной сюжет фокусируется на недлинном этапе жизни Феррари, тяжелом для него 1957 годе, когда крах наступил и в бизнесе, и в личной жизни: законная жена Феррари, мать его умершего сына Дино, случайно узнает о том, о чем знает весь город Модена – у Энцо есть вторая семья и второй сын. Для Лауры эта новость – мощный удар под дых, для Энцо – тяжелое испытание, ведь Лаура не только его жена, убитая горем от потери своего единственного сына (Дино умер от неизлечимой болезни), она еще и совладелица компании, ведущая ее финансовые дела. А дела идут очень плохо, гонщики гибнут один за другим, компания на грани банкротства. Энцо пытается вырулить из этой петли и договаривается с Лаурой о том, что та отдаст ему свою долю в компании за полмиллиона долларов. Но если Лаура обналичит чек раньше сделки с будущим инвестором, то компании гарантирован бесславный конец.
Чтобы поправить дела, Феррари должен выиграть знаменитую гонку Mille Miglia – 1000 миль через всю Италию по дорогам общего пользования. Эта потрясающе красивая гонка – уникальные старинные машины мчат по фантастическим пейзажам Италии – обернется и победой, и поражением одновременно, драмой, которая должна была сломать главного героя, но только возвысила.
Но этот фильм – не про гонки и даже не про любовный треугольник. Он про уставшего и подавленного человека, который однажды осознает, что всю жизнь мчится по замкнутому кругу, как по гоночному треку, оставляя на обочинах одну смерть за другой. Об одиночестве гения, собственными руками загнавшего себя в петлю. О болезненном эгоизме мужчины, привыкшим быть Commendatore и расплачиваться за свои ошибки не только своей, но и чужими судьбами. И о женщинах, которые оплачивают эти ошибки собственными сердцами.
ВЕЛИКАЯ МАГИЯ
Новый фильм Нанни Моретти, главную роль в котором играет он сам. Знаменитый режиссер Джованни готовится к съемкам своего нового фильма. Снимает он раз в пять лет, на этот раз его история (по мнению режиссера она должна стать шедевром) – про коммунистическую партию Италии, члены которой не могут определиться, как им реагировать на вторжение СССР в Венгрию в 1956 году. В перерывах между съемками исторического эпоса (который исполнительница главной роли постоянно норовит превратить в страстную мелодраму) герои смотрят реальную хронику с проездом танков по Будапешту, и становится совсем не смешно.
Герою не смешно и на собственной съемочной площадке. Зато смешно зрителю. Великая магия – комедия про режиссера, у которого все идет наперекосяк. Его главная опора – жена, она же постоянный продюсер (40 лет вместе, 13 совместных фильмов), уходит к другому режиссеру, а потом и вообще уходит, потому что жить с Джованни ей больше невыносимо. Второго продюсера внезапно арестовывают за махинации с деньгами. А члены съемочной группы не могут полноценно разделить замысел Джованни, одни даже не знают, что в Италии была компартия, и состояла она из 2 миллионов итальянцев, а не эмигрантов из СССР, как кажется молодежи. «Поверить не могу, что они такие же коммунисты, как и мы», – говорит героиня фильма Джованни, глядя на кадры вторжения в Будапешт. А тем временем в Рим на гастроли приезжает венгерский цирк. Циркачи и животные тоже задействованы в проекте Джованни, но французские слоны не хотят дружить с немецкими и все вообще к чертям разваливается. А тут еще и дочь режиссера решила познакомить родителей со своим бойфрендом, а им оказался пожилой польский дипломат (Ежи Штур).
Вдобавок к этому, молодой режиссер, которого продюсирует жена Джованни, снимает какую-то чушь про убийства, и эта чушь не дает покоя главному герою, потому он пытается помешать съемкам финала, говоря, что такой фильм «наносит вред кинематографу». Главный герой фильма Джованни в финале, разочаровавшись в идеалах коммунизма, собирается повеситься. И кажется, что Джованни и сам близок к такому решению.
«Великая магия» – очень синефильское кино с множеством цитат (причем не только пасхалок, а именно цитат, которые герой Моретти зачитывает в кадре), но не обязательно быть опытным синефилом, чтобы получить от этой картины удовольствие. Тем более, что историческое и политическое в ней, возможно, важнее синефильского (тем, кто не в курсе событий 1956 года, неплохо бы поинтересоваться). В конце концов, кино – это прежде всего великая магия, которую завсегдатай Каннского фестиваля (обладатель Золотой Пальмы за «Комнату сына» и приза за режиссуру за «Дорогой дневник»), 70-летний Нанни Моретти совсем не растерял. «Великая магия» тоже была представлена в Каннском конкурсе, пусть и не снискала успеха. Но если даже вы не разберетесь в кинематографических цитатах, аллюзиях и метафорах и запутаетесь в истории компартии – этот фильм будет для вас историей про невротика и душнилу, который выносит мозг на площадке всем подряд, и это просто смешно. А в финале вас ждет хеппи-энд с парадом актеров всех предыдущих фильмов Нанни Моретти. Это не спойлер, просто подсказка, иначе, если этого не знать, то можно принять финальную сцену за советский коммунистический Первомай.