Обыкновенное чудо все же случится

Иван Поповски поставил в Театре Вахтангова одну из самых мудрых пьес Шварца

 
Иван Поповски поставил «Обыкновенное чудо» как долгое прощание. Поэтому ироничный, отчасти дистилированно-саркастичный тон, знакомый по фильму Марка Захарова, выветрился отовсюду, в том числе из сцен с Королем, остался только в обертонах. Тень неизбежной потери, неотвратимого расставания – с человеком и всей прошлой жизнью – нависает над спектаклем от начала и до конца. Но вся постановка пронизана любовью, способной творить чудеса – и всё же надломленной тем, что уже нельзя исправить. 

Художник Мария Трегубова масштабировала фантазии человека, который пытается отсрочить уход смертельно больной жены. Придумывая сказку, он вырезает из бумаги и картона: сначала мужскую и женскую фигурки, черную и белую, потом – лес, где хотя бы на время можно укрыться от диктата реальности, как в Арденнском лесу. Сидя на полу в больничном боксе, он кромсает коробку из-под мороженого – и получаются деревья; крепит их на макете – и тут же с колосников спускаются картонные деревья-великаны. В это пространство почти сразу набегают приглашенные Хозяином (Леонид Бечевин/ Владимир Логвинов) гости, а Хозяйка (Яна Соболевская) забывает про постельный режим и неотрывно следит за парой совсем юных влюбленных, болеет за них. Эти двое – Медведь (Эюб Фараджев/ Николай Романовский) и Принцесса (Полина Рафеева), которым мешает быть вместе одно непреодолимое обстоятельство, – напоминают ей о собственных отношениях, где есть нечто непроговорённое, болезненное, и близок выход на «финишную прямую»: «Настанет день, настанет час – и рвётся связь».    

РОЗОВО-ОРАНЖЕВЫЙ «ПРАЗДНИК»

Для костюмов Короля со свитой и Принцессы художник не пожалела красок – ярких, как на детском празднике или в магазине игрушек, на полках с куклами: красный, оранжевый, розовый. Эти же цветовые доминанты – в шарах, стульях, гостевом кресле-троне… Так Хозяин – «выдумщик, озорник, человек, влюбленный в жизнь во всех её проявлениях» – разгоняет цветовым «фейерверком» мысли о смерти. Своих гостей он намеренно делает нелепыми и смешными, как артистов маленькой бродячей труппы, с нахлобученными прическами и причудами. Чего стоит только обаятельно-устрашающий и всегда готовый к «делу» палач (Сергей Пинегин), повсюду катающий за собой плаху со складной ручкой и колесиками, как у дорожных сумок. Не говоря уже о самом Короле (Артур Иванов) – он, как большой ребенок, до безобразия избалованный и внезапный, может выкинуть что угодно и когда угодно. То губки надует, то на казнь отправит, а то вдруг закричит, как король Лир из спектакля Юрия Бутусова: «Дуй, ветер! Дуй, пока не лопнут щеки!» В общем, и комика «включает», и трагика, и страшно переживает за дочь, так что кипятится и «накаляется» докрасна. Оттого, что не может помочь.

В свите, которую он повсюду за собой таскает, как Карабас Барабас – кукол, не особо заботясь об условиях содержания, первую скрипку играет Придворная дама, она же Эмилия (в одном составе – Мария Волкова, в другом – Юлия Рутберг). Ей достались самые эффектные сольные партии. Как профсоюзный лидер, она отстаивает права всех, с кем оказалась в одной лодке – в походных условиях и без средств гигиены – и поёт с дерзостью, которую тут никто, кроме министра-администратора, себе не позволяет: «Кто экономит на чистоте, тот или вор, или свинья!» Эмилия с хозяином гостиницы Эмилем (Евгением Князевым в мятой бумажной курточке) встроится в один их трех любовных дуэтов – самый эксцентричный и образцово-показательный, и с профессиональной точки зрения, и с точки зрения совпадения – пусть с большим опозданием, но эта пара сложилась, случилась, как обыкновенное чудо.

Эти двое – пример того, к чему надо бы прийти, даже если оступился и решил, что «день, когда влюблённым всё удаётся», уже не повторится – время упущено. Прийти, наконец, к диалогу, который может всё расставить по местами, а не сбегать, не самоустраняться, как Медведь. Потому Хозяин и сбрасывает его с перевёрнутого стола – как проигравшего, упавшего в пропасть отчаяния и ничегонеделания – что видит в нём себя, свою неспособность говорить. Диалог для Хозяина и Хозяйки – последний шанс устранить всё, что мешало жить, сказать всё недосказанное, и театральная «сказка» это по-своему делает.

СНЕЖНЫЙ РАЙСКИЙ САД

Эту историю Хозяин, как театральный художник или режиссер, творит собственными руками: он рвет на клочки бумагу – и вот уже на сцене большие снежные бугры, белые медведи с конфетных фантиков и снегопад, заметающий все входы и выходы из гостиницы «Эмиль и Эмилия». Он вырезает из настенного календаря на 2023 год птичку, которая вот-вот упорхнет, как душа жены, а вместе с ней – полевые цветы, травы... И стебелек за стебельком они вырастают, встают почти до самых колосников новым, теперь уже зеленым лесом, точнее – райским садом.

Эта красота – рукотворная, завораживающая и абсолютно сказочная – ожидаемо окажется недолговечной: Принцесса, закрывшись в гостиничном номере, будет умирать от любви, точнее – оттого, что ей не оставили шансов, а тем временем придуманный мир вокруг померкнет, останется только черный и цвет пепла или ранней седины. Королевская свита наденет траур – и в замедленном, как на съемке в рапиде, темпе будет перебрасываться белыми мячами, кажется, ледяными на ощупь, и прыгать в задубевшие на морозе скакалки. Ну, а девочка, которая еще вчера бегала в платье, похожем на едва раскрывшейся розовый бутон, уже совсем выцветшей выкатит на больничной койке. И споет «арию смерти», переехавшую в вахтанговскую премьеру из мюзикла «Обыкновенное чудо», который Иван Поповски ставил в 2010-м.

О беззаботном прошлом поседевшей Принцессе будет напоминать только красный игрушечный медведь. Он, кстати, так и останется в ногах Хозяйки, когда фантасмагории Хозяина разойдутся и палата опустеет. А где-то там, вдалеке, на фоне экрана с бледным свечением, как в теневом театре, Медведь все-таки поцелует Принцессу – и останется человеком. Обыкновенное чудо случится, но зрительница, ради которой всё затевалось, это уже не увидит. Заговорить смерть не получится... Иван Поповски с горечью признает, что «чудотворство» художнику не доступно, никакой он не волшебник – и театр, и музыка, которой в спектакле, в отличие от захаровского фильма, мало, в заданной «системе координат» бессильны. Никого не спасут. Помогут только приподняться над реальностью и посмотреть на неё отстранённо – «не правда ли, меньше болит»?

СТРАНА «ВДРУГ»

Эту премьеру ждали как спектакль-праздник, наследующий традиции «Принцессы Турандот», последней постановке Вахтангова родом из 1920-х, как спектакль, разгоняющей смехом тьму. Отчасти это удалось – открытая театральность, игровая стихия прорывается в сольных номерах, которыми «выстреливает» пёстрая королевская свита, но очень робко, – в целом постановка получилась совсем другой по настроению. Она «пропитана» горькой темой, которая под конец четко артикулирована в монологе Придворной дамы, – это тема абсолютной непредсказуемости жизни в наших краях, где если не всё, то очень многое, определяется словом «вдруг». Здесь нет никакой уверенности, что не произойдет «сбой ритма» и предлагаемые обстоятельства не отменят то, что казалось константой. Зыбкая реальность – то, с чем имеет дело любой, в том числе творческий человек. И перед лицом данности он бессилен, даже если управляет, как Хозяин, своим «параллельным измерением». На территории искусства тоже случается «вдруг». Поэтому Хозяйка предупреждает: никогда не знаешь, куда пойдут люди, куда их поведёт… Это «вдруг» ходит за всеми в образе одержимого Охотника, всегда готового стрелять, причем не только в сотого медведя – охотится он рандомно, как сама смерть или несчастье, которого не ждешь... Даже к музыке Геннадия Гладкова – в аранжировке композитора Натальи Хрущёвой – тут добавилась внезапная «аритмия», с «зубцами» музыкальной линии, которая то прыгает, как воробей, а то передергивается от металлического скрежета времени. 

«Обыкновенное чудо» вахтанговцев – это спектакль-перевертыш, реквием с праздничным антуражем и двойным финалом, один оглушительнее другого. Хотя оба – тихие. Первый заполнит вахтанговскую сцену антрацитовым морем, живым, подвижным, с едва слышным дыханием – по нему уйдет за горизонт Хозяйка, пока Хозяин будет спать. Уйдет незаметно, как свойственно любящим людям. Не оглядываясь. Второй финал – прощальная песня «Давайте негромко, давайте вполголоса… Что было, то было. Прошло». Команда спектакля поет её так, что, кажется, прощается со всей эпохой Римаса Туминаса в Театре Вахтангова, прощается с Мастером, которого уже не вернуть, прощается со временем активного цветения всего российского театра, который в последние пару сезонов неизбежно начал «отцветать»... Но, конечно, все ждут, что рано или поздно он выйдет на новый виток.   


Поделиться в социальных сетях: