Настоящим подарком для петербургской публики стала оперная постановка «Лакме» французского композитора Лео Делиба на сцене Мариинского театра в рамках Форума объединенных культур.
Дело в том, что увидеть полноформатную постановку этого произведения сейчас можно только в Красноярском театре оперы и балета им. Хворостовского. Спектакль был поставлен там в 2022 году режиссером Сергеем Новиковым. В Северной столице до этого показывали только полусценическую версию оперы.
Но премьеру в Петербурге нельзя считать гастролями сибиряков. Ведущие партии, ансамбль певцов и балет – мариинские. А сопрано Кристина Гонца (Лакме), тенор Борис Степанов (Джеральд) и бас-баритон Магеррам Гусейнов (Нилаканта) до этого уже выступали в этом спектакле на Красноярской сцене. Предполагается, что сибирская история «Лакме» станет жемчужиной основного репертуара Мариинки.
– Очень жаль, что эта прекрасная опера ставится у нас крайне редко, – рассказал Магеррам Гусейнов. – В ней есть и экзотический колорит, и добротный сюжет, и трогательные сцены. Поначалу нам было сложно войти в музыкальную стилистику и петь на французском, но чем больше мы погружались в материал, тем становилось легче и интересней. По сути, это история о разнице культур и о том, что люди не хотят понять друг друга. Британский офицер не может оценить силу любви индийской девушки. В итоге она погибает, оставаясь для него диковинным цветком. Отец Лакме теряет дочь.
Если посмотреть историю постановок «Лакме», то ответ найдется сам собой. Во Франции ее ставят с момента написания (1883 г.) и до сих пор достаточно часто, потому что по своему музыкальному материалу она сопоставима с «Кармен». Между Бизе и Делибом всегда было много творческих пересечений. А вот в Англии она была представлена лишь дважды: в 1919 году в Ливерпуле и в 1970 году фестивале забытых партитур в Уэскфорде.
Знаменитая австралийско-британская певица Джоан Сазерленд, чтобы исполнять Лакме была вынуждена летать с Туманного Альбиона в Сидней, потому что ей очень нравилась эта партия. Но в «Ковент Гарден» отказывались ставить то, что по содержанию англосаксы объявили «клеветой на добропорядочных офицеров короны».
– Эта опера политическая, – рассказал режиссер Сергей Новиков. – В ней показана практика двойных стандартов, которые запад применяет на протяжении всей своей истории. И мы в этой постановке это подчеркнули. В сценографии присутствует эскиз к картине Василия Верещагина «Расстрел браминов из пушек в Индии», или «Дьявольский ветер». Англичане изобрели для индуистов такую казнь: они привязывали их к жерлам пушек, чтобы части тела разлетались и перемешивались между представителями разных каст. Что для них было намного страшнее самой смерти, т.к. сулило перерождение на низкой ступени их иерархии.
По словам постановщика, сегодня разница в ценностных ориентирах не проходит по границе Запад-Восток. Она переплетается, по сути, в каждом большом городе. В Петербурге, в Ханое, в Лондоне, в Париже, в Нью-Йорке, в Москве, в Владивостоке. Везде соседствуют конфессии, народы, народности, этносы. И когда люди, представители этих разных ценностных миров, встречаются друг с другом, они сами того не подозревая и даже испытывая самые нежные чувства, могут нечаянно наступить на какие-то национальные или конфессиональные особенности и смертельно обидеть своего любимого человека. Поэтому нужно более внимательно относиться друг к другу.
Действие оперы перенесено из британской Индии позапрошлого века в современный мегаполис. Без подготовки сложно понять страдания брамина и его дочери. Нужно знать: кто такие брамины, почему они носили белые одежды и так далее. А когда зритель видит культурный центр, зажатый в небоскребах мегаполиса, и власти хотят на эту землю покуситься, все сразу становится узнаваемо и понятно.
– Такое концептуальное решение для того, чтобы показать, что это все про нас, – говорит Сергей Новиков. – А в остальном здесь просто огромное количество прекрасного музыкального материала, тонкого, проникновенного, изысканного. Музыка настолько чудесная, что она поглощает и ведет за собой. И это не только всемирно известный хитовый Цветочный дуэт, который люди не идентифицируют как музыку «Лакме». Часто спрашивают: «Что за опера такая?»
Ближайшие показы спектакля на сцене Мариинки 9 декабря в 13 и 19 часов.
Дело в том, что увидеть полноформатную постановку этого произведения сейчас можно только в Красноярском театре оперы и балета им. Хворостовского. Спектакль был поставлен там в 2022 году режиссером Сергеем Новиковым. В Северной столице до этого показывали только полусценическую версию оперы.
Но премьеру в Петербурге нельзя считать гастролями сибиряков. Ведущие партии, ансамбль певцов и балет – мариинские. А сопрано Кристина Гонца (Лакме), тенор Борис Степанов (Джеральд) и бас-баритон Магеррам Гусейнов (Нилаканта) до этого уже выступали в этом спектакле на Красноярской сцене. Предполагается, что сибирская история «Лакме» станет жемчужиной основного репертуара Мариинки.
– Очень жаль, что эта прекрасная опера ставится у нас крайне редко, – рассказал Магеррам Гусейнов. – В ней есть и экзотический колорит, и добротный сюжет, и трогательные сцены. Поначалу нам было сложно войти в музыкальную стилистику и петь на французском, но чем больше мы погружались в материал, тем становилось легче и интересней. По сути, это история о разнице культур и о том, что люди не хотят понять друг друга. Британский офицер не может оценить силу любви индийской девушки. В итоге она погибает, оставаясь для него диковинным цветком. Отец Лакме теряет дочь.
Если посмотреть историю постановок «Лакме», то ответ найдется сам собой. Во Франции ее ставят с момента написания (1883 г.) и до сих пор достаточно часто, потому что по своему музыкальному материалу она сопоставима с «Кармен». Между Бизе и Делибом всегда было много творческих пересечений. А вот в Англии она была представлена лишь дважды: в 1919 году в Ливерпуле и в 1970 году фестивале забытых партитур в Уэскфорде.
Знаменитая австралийско-британская певица Джоан Сазерленд, чтобы исполнять Лакме была вынуждена летать с Туманного Альбиона в Сидней, потому что ей очень нравилась эта партия. Но в «Ковент Гарден» отказывались ставить то, что по содержанию англосаксы объявили «клеветой на добропорядочных офицеров короны».
– Эта опера политическая, – рассказал режиссер Сергей Новиков. – В ней показана практика двойных стандартов, которые запад применяет на протяжении всей своей истории. И мы в этой постановке это подчеркнули. В сценографии присутствует эскиз к картине Василия Верещагина «Расстрел браминов из пушек в Индии», или «Дьявольский ветер». Англичане изобрели для индуистов такую казнь: они привязывали их к жерлам пушек, чтобы части тела разлетались и перемешивались между представителями разных каст. Что для них было намного страшнее самой смерти, т.к. сулило перерождение на низкой ступени их иерархии.
По словам постановщика, сегодня разница в ценностных ориентирах не проходит по границе Запад-Восток. Она переплетается, по сути, в каждом большом городе. В Петербурге, в Ханое, в Лондоне, в Париже, в Нью-Йорке, в Москве, в Владивостоке. Везде соседствуют конфессии, народы, народности, этносы. И когда люди, представители этих разных ценностных миров, встречаются друг с другом, они сами того не подозревая и даже испытывая самые нежные чувства, могут нечаянно наступить на какие-то национальные или конфессиональные особенности и смертельно обидеть своего любимого человека. Поэтому нужно более внимательно относиться друг к другу.
Действие оперы перенесено из британской Индии позапрошлого века в современный мегаполис. Без подготовки сложно понять страдания брамина и его дочери. Нужно знать: кто такие брамины, почему они носили белые одежды и так далее. А когда зритель видит культурный центр, зажатый в небоскребах мегаполиса, и власти хотят на эту землю покуситься, все сразу становится узнаваемо и понятно.
– Такое концептуальное решение для того, чтобы показать, что это все про нас, – говорит Сергей Новиков. – А в остальном здесь просто огромное количество прекрасного музыкального материала, тонкого, проникновенного, изысканного. Музыка настолько чудесная, что она поглощает и ведет за собой. И это не только всемирно известный хитовый Цветочный дуэт, который люди не идентифицируют как музыку «Лакме». Часто спрашивают: «Что за опера такая?»
Ближайшие показы спектакля на сцене Мариинки 9 декабря в 13 и 19 часов.