Режиссер Сергей Новиков: «Лакме – это про нас»

 
Настоящим подарком для петербургской публики стала оперная постановка «Лакме» французского композитора Лео Делиба на сцене Мариинского театра в рамках Форума объединенных культур.

Дело в том, что увидеть полноформатную постановку этого произведения сейчас можно только в Красноярском театре оперы и балета им. Хворостовского. Спектакль был поставлен там в 2022 году режиссером Сергеем Новиковым. В Северной столице до этого показывали только  полусценическую версию оперы.

Но премьеру в Петербурге нельзя считать гастролями сибиряков. Ведущие партии, ансамбль певцов и балет  мариинские. А сопрано Кристина Гонца (Лакме), тенор Борис Степанов (Джеральд) и бас-баритон Магеррам Гусейнов (Нилаканта) до этого уже выступали в этом спектакле на Красноярской сцене. Предполагается, что сибирская история «Лакме» станет жемчужиной основного репертуара Мариинки.

 Очень жаль, что эта прекрасная опера ставится у нас крайне редко,  рассказал Магеррам Гусейнов.  В ней есть и экзотический колорит, и добротный сюжет, и трогательные сцены. Поначалу нам было сложно войти в музыкальную стилистику и петь на французском, но чем больше мы погружались в материал, тем становилось легче и интересней. По сути, это история о разнице культур и о том, что люди не хотят понять друг друга. Британский офицер не может оценить силу любви индийской девушки. В итоге она погибает, оставаясь для него диковинным цветком. Отец Лакме теряет дочь.

Если посмотреть историю постановок «Лакме», то ответ найдется сам собой. Во Франции ее ставят с момента написания (1883 г.) и до сих пор достаточно часто, потому что по своему музыкальному материалу она сопоставима с «Кармен». Между Бизе и Делибом всегда было много творческих пересечений. А вот в Англии она была представлена лишь дважды: в 1919 году в Ливерпуле и в 1970 году фестивале забытых партитур в Уэскфорде.

Знаменитая австралийско-британская певица Джоан Сазерленд, чтобы исполнять Лакме была вынуждена летать с Туманного Альбиона в Сидней, потому что ей очень нравилась эта партия. Но в «Ковент Гарден» отказывались ставить то, что по содержанию англосаксы объявили «клеветой на добропорядочных офицеров короны».

 Эта опера политическая,  рассказал режиссер Сергей Новиков.  В ней показана практика двойных стандартов, которые запад применяет на протяжении всей своей истории. И мы в этой постановке это подчеркнули. В сценографии присутствует эскиз к картине Василия Верещагина «Расстрел браминов из пушек в Индии», или «Дьявольский ветер». Англичане изобрели для индуистов такую казнь: они привязывали их к жерлам пушек, чтобы части тела разлетались и перемешивались между представителями разных каст. Что для них было намного страшнее самой смерти, т.к. сулило перерождение на низкой ступени их иерархии.  

По словам постановщика, сегодня разница в ценностных ориентирах не проходит по границе Запад-Восток. Она переплетается, по сути, в каждом большом городе. В Петербурге, в Ханое, в Лондоне, в Париже, в Нью-Йорке, в Москве, в Владивостоке. Везде соседствуют конфессии, народы, народности, этносы. И когда люди, представители этих разных ценностных миров, встречаются друг с другом, они сами того не подозревая и даже испытывая  самые нежные чувства, могут нечаянно наступить на какие-то национальные или конфессиональные особенности и смертельно обидеть своего любимого человека. Поэтому нужно более внимательно относиться друг к другу.

Действие оперы перенесено из британской Индии позапрошлого века в современный мегаполис. Без подготовки сложно понять страдания брамина и его дочери. Нужно знать: кто такие брамины, почему они носили белые одежды и так далее. А когда зритель видит культурный центр, зажатый в небоскребах мегаполиса, и власти хотят на эту землю покуситься, все сразу становится узнаваемо и понятно.

 Такое концептуальное решение для того, чтобы показать, что это все про нас,  говорит Сергей Новиков.  А в остальном здесь просто огромное количество прекрасного музыкального материала, тонкого, проникновенного, изысканного. Музыка настолько чудесная, что она поглощает и ведет за собой. И это не только всемирно известный хитовый Цветочный дуэт, который люди не идентифицируют как музыку «Лакме». Часто спрашивают: «Что за опера такая?»

Ближайшие показы спектакля на сцене Мариинки 9 декабря в 13 и 19 часов.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Ушел из жизни народный артист Валерий Ивченко

    2 марта в возрасте 84 лет ушел из жизни народный артист России и Украины, актер БДТ имени Товстоногова Валерий Ивченко. «Благородный, мужественный, бесстрашный, Валерий Михайлович был большим актером, обладал неповторимым музыкальным, пластическим и драматическим даром … Мы запомним Валерия Михайловича не только выдающимся, разноплановым артистом, но и человеком редких душевных качеств, исполненным внутренней силы и благородства. ...
  • Культурный дайджест

    Весна начинается с кинопремьер. На этих выходных смотрим оскаровский фаворит «Прошлые жизни», фильмы о помешательстве на тру-крайме и трудностях эмиграции. А еще спешим заглянуть на музыкальные «Диалоги», вечер книжных свиданий и выставки Егора Кошелева. ...
  • Укрыться в театре

    «Мне так хочется глупенькой сказки,/ Детской сказки наивной смешной», – эти слова из стихотворения Александра Вертинского становятся лейтмотивом спектакля, напоминают, что как бы герои-эмигранты ни светились счастьем в театре-кабаре, за его пределами их ждет тоска и пустота. ...
  • «Очень важно нейтрализовать этот «вирус вражды»»

    20 и 21 марта в театре «Сатирикон» выйдет премьера «Дубровский». Пушкинский роман о вражде ближайших соседей и мести «благородного разбойника» Яков Ломкин ставит как пластическую фантасмагорию, где нашлось место для рыжего бесенка, группы химер и самого Александра Сергеевича. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • Ушел из жизни народный артист Валерий Ивченко

    2 марта в возрасте 84 лет ушел из жизни народный артист России и Украины, актер БДТ имени Товстоногова Валерий Ивченко. «Благородный, мужественный, бесстрашный, Валерий Михайлович был большим актером, обладал неповторимым музыкальным, пластическим и драматическим даром … Мы запомним Валерия Михайловича не только выдающимся, разноплановым артистом, но и человеком редких душевных качеств, исполненным внутренней силы и благородства. ...
  • Культурный дайджест

    Весна начинается с кинопремьер. На этих выходных смотрим оскаровский фаворит «Прошлые жизни», фильмы о помешательстве на тру-крайме и трудностях эмиграции. А еще спешим заглянуть на музыкальные «Диалоги», вечер книжных свиданий и выставки Егора Кошелева. ...
  • Укрыться в театре

    «Мне так хочется глупенькой сказки,/ Детской сказки наивной смешной», – эти слова из стихотворения Александра Вертинского становятся лейтмотивом спектакля, напоминают, что как бы герои-эмигранты ни светились счастьем в театре-кабаре, за его пределами их ждет тоска и пустота. ...
  • «Очень важно нейтрализовать этот «вирус вражды»»

    20 и 21 марта в театре «Сатирикон» выйдет премьера «Дубровский». Пушкинский роман о вражде ближайших соседей и мести «благородного разбойника» Яков Ломкин ставит как пластическую фантасмагорию, где нашлось место для рыжего бесенка, группы химер и самого Александра Сергеевича. ...
Читайте также