Игорь Берлин: «Дух Булгакова витает в Театре сатиры»

 
Свой столетний сезон Театр сатиры встречает во главе с новым директором, которым, согласно распоряжению Департамента культуры Москвы, стал Игорь БЕРЛИН – театральный менеджер и продюсер. Свое первое интервью в этой директорской должности Игорь Эдуардович дал «Театралу».

– Игорь Эдуардович, когда вы возглавили Театр сатиры, то цеховое сообщество вскоре облетел слух, что вы очень творческий директор. Родились в семье джазового музыканта, учились в музыкальной школе, поступили в музыкальное училище, не расставались с музыкой на срочной службе в Советской Армии и на следственной работе в МВД, а потом занимались частными театральными проектами, поддерживали балетные постановки. Но это, собственно, то немногое, что довелось о вас узнать при подготовке к интервью. У вас еще не было встреч с журналистами?

– Да, фактически это первое интервью для театрального журнала.

– Но вот примечательно, что, несмотря на годы довольно напряженной работы, творческая искра в вас не угасла…

– Даже, сказал бы, наоборот: накопилось большое желание к творческой реализации. В 2010 году после службы в МВД я вышел на пенсию, и через некоторое время вернулся к изначальному творческому пути. Являясь поклонником балета, старался не пропускать лучшие спектакли Большого театра. Однажды, после очередного спектакля пришла в голову идея организовать балетный проект с авторскими постановками. Иван Васильев, в то время премьер Михайловского театра, ее поддержал. Результатом творческого союза стал проект «В.И.В.А.Т.» («Васильев Иван Владимирович, Авторский Театр»).

Общение со значительным кругом артистов Большого, Мариинки, Михайловского, МАМТа очень помогало. Проект начал стремительно развиваться и в 2018 году на сцене РАМТа прогремел постановкой трех одноактных балетов. Успех был колоссальным. К сожалению, пандемия внесла свои коррективы. Запланированные на 2020 год гастроли в несколько стран – Эстонию, Китай и Великобританию, в том числе вместе с продюсерской компанией балерины Светланы Захаровой не состоялись.
В России же балетный проект «В.И.В.А.Т.» был дважды представлен на сцене «Геликона». Совместно с Дмитрием Бертманом также думали над реализацией спектакля по мотивам «Иван Васильевич меняет профессию». Но увы, пандемия….

– Потом, вероятно, вы встретились в работе с Сергеем Газаровым?

– Нет, с Сергеем Ишхановичем меня познакомили в Департаменте культуры, и пока я трудился на руководящих должностях в московских театрах – театре Иллюзии, театре Каскадер и ФЦ Москва, – мы с ним успели подружиться. Благодаря поддержке Газарова и руководства Департамента культуры, в феврале этого года состоялось мое назначение директором Театра сатиры.

– Вас буквально преследуют «Иваны Васильевы» и «Иваны Васильевичи». Вот и сейчас Театр сатиры готовит премьеру по Булгакову… Это с вашей подачи?

– Нет, «Иван Васильевич» был в планах у Сергея Ишхановича. Я же рассматриваю это как мистическое совпадение. Дух Булгакова витает в Театре сатиры. Убеждаюсь в этом постоянно. Театр в некотором смысле «заархивировал» прошлое, причем настолько блестяще, что за какую нить ни потяни – сталкиваешься с великой историей и выдающимися именами.

– Что вас удивляет?

– В истории Театра сатиры удивляет все – начиная с самых первых его программок и афиш, на которых указаны великие имена, и заканчивая уникальными находками. Недавно, например, увидел в помещении архива роскошное, вручную расшитое шелком бархатное знамя, которое Театр сатиры получил в день своего 50-летия вместе со званием Ордена трудового Красного знамени. Такие вещи имеют колоссальное значение, и эту часть огромной столетней истории театра нужно бережно хранить. Одна из первостепенных задач, которую мы с Сергеем Ишхановичем перед собой поставили, заключается в том, чтобы к 100-летию сделать в театре полноценный музей. Знаю, что Театр сатиры много лет мечтает о воплощении этого замысла, но архитектура основного здания такова, что здесь довольно сложно выкроить экспозиционное пространство. Возможно, либо ремонт, либо размещение в других зданиях когда-нибудь решит и эту проблему.

– Кстати, о ремонте. Сейчас вы начали с обновления фасадов…

– Да, Театр сатиры один из центральных в Москве. Он выходит фасадом на Садовое кольцо, рядом Тверская, две остановки до Кремля. Однако в силу исторических обстоятельств так уж вышло, что это дореволюционное здание конного цирка братьев Никитиных в советские годы закрыли серым коробом, в котором театр и жил несколько десятилетий.

Летом в театре отпуск, но административная и техническая работа не останавливается. Как руководитель театра, вижу особую важность открыть 100-й сезон во внешне обновленном здании. Фасад украсит масштабный цифровой экран, будут обновлены входная группа и козырек, заменены окна.

Работа предстоит долгая. К зиме обновится и купол, оставшийся в наследство от цирка. Предстоит много перемен: театр, находясь на одной из самых красивых площадей столицы, в окружении не менее значимых строений, должен привлекать к себе внимание. Безусловно, все это делается под строгим надзором и с большим вниманием к прошлому и к истории.

Внутренний ремонт тоже частично производится. Это объективная необходимость. Театр сатиры – это большой производственный процесс. После присоединения Театра им. Армена Джигарханяна в оперативном управлении учреждения находятся четыре сцены: Основная сцена и Чердак сатиры в здании на Триумфальной площади, «Прогресс Сцена» на Ломоносовском проспекте и Детская сцена на улице Кооперативная. Все они требуют активного операционного управления.

– Вы там тоже директор?

– Да. У нас очень большой объем материального обеспечения, и необходимо, чтобы все это грамотно функционировало. Театр развивается в новых обстоятельствах и переживает своего рода турбулентность, которая тоже очень важна: она закладывает столь необходимый опыт в руководстве объединенными театрами, формирует почву, на которой в дальнейшем многое прорастет.

– Какой-то внутренний срок для себя вы поставили? Ведь вам приходится накапливать этот опыт буквально на ходу…

– Да, считается, что для ознакомления с тем, «как работает театр», оптимально требуется около пяти лет. По нынешним временам так долго «погружаться в процесс» – непозволительная роскошь. Поэтому придется ускоряться.

– Хочется задать вопрос о «Прогресс Сцене Армена Джигарханяна». Удалось выстроить экологическую систему между ней и Театром сатиры? Тут вопрос не только художественного плана, но и, прежде всего, организационного. «Прогресс Сцена» расположена в Академическом районе, метро «Университет», – со своей публикой и, несомненно, другой жизнью, нежели в центре столицы…

– Да, тут имеются определенные сложности, над которыми мы работаем. И работаем так, чтобы зритель остался доволен. Мнения, кстати, при слиянии сцен у театральной публики разделились: одни говорили, что такая реорганизация только на пользу, другие считали, что это внесет в работу много сложностей. Время покажет.

– Ваша задача сделать так, чтобы оно было все-таки «на пользу».

– Совершенно верно. И там, и тут должна кипеть жизнь. Сейчас «Прогресс Сцена» находится в преддверии капитального ремонта. Но даже в этом состоянии все работает как единый организм. Уверен, что два театра станут полноценной экосистемой.

– И все же, насколько велика вероятность того, что это получится воплотить? Все-таки у Театра сатиры всегда был постоянный зритель: помимо москвичей его активно посещали туристы. Плюс труппа достаточно именитая, и всегда хорошие сборы дают спектакли с участием Александра Ширвиндта, Алены Яковлевой, Максима Аверина, Натальи Селезневой, Юрия Васильева и т. д. С «Прогресс Сценой» картина несколько иная. Туда ходили в основном жители района.

– Конечно, многое зависит от правильного бизнес-планирования. Сейчас крайне важна обратная связь со зрителем. Стараемся услышать всех, выделить точки роста. Например, у московского зрителя очень стойкий запрос на спектакли детского репертуара, и потому афиша Детской сцены на метро «Спортивная» пополняется столь стремительно. Когда у театра есть качественные спектакли, публика, поверьте, готова ехать в любой район города.

Кроме этого, планируется Детскую сцену сделать «по-взрослому», то есть давать спектакли каждый день, как в настоящем взрослом театре. Более того, расширяется и возрастной ценз. Театр сатиры делает постановки 0+, тогда как большинство театров ориентируются на 6+.

– Это достаточно сложно, поскольку практика показывает: целесообразнее проходит работа именно с материалом «6+».

– Я бы не стал столь категорично отсекать потенциальную детскую аудиторию, поскольку даже по опыту спектакля «Поющий поросенок» видно, что на него активно приводят детей, чей возраст младше шести лет. Так что, если говорить языком менеджмента, это вопрос стратегического расчета. Плюс, к разговору об экосистеме для театра крайне важно растить своего зрителя. Подобное уже было со спектаклем «Малыш и Карлсон». Меня водили родители на него в детстве, и это оставило очень теплые воспоминания: помню, что Спартак Мишулин общался после спектакля с детьми в фойе. Все это помогает театру сплотить вокруг себя юного зрителя.

У нас чудесная творческая и административная команда, с горящими сердцами. Уверен, с таким коллективом можно сделать очень многое.

– Здесь был бы закономерен вопрос о столетнем юбилее Театра сатиры, но наверняка многие сюрпризы вы пока держите в тайне.

– Да, как говорится, не хотелось бы опережать события. Подробную программу Сергей Ишханович объявит в самом начале сотого сезона. Но с уверенностью могу сказать, что зрителей ждет много сюрпризов. Об одном из них мы уже объявили – спектакль «Иван Васильевич» по пьесе Булгакова, которую Михаил Афанасьевич писал специально для Театра сатиры. Автор получил солидный гонорар, но спектакль тогда, увы, запретили. «Нерациональное расходование бюджета театра!», – сказал бы я, как директор.

– Что значит профессиональная хватка следователя – сразу обнаружить финансовую течь.

– Если без шуток, Театр сатиры учреждение солидное, могу с уверенностью сказать, что коллектив встречает вековой юбилей в хорошей творческой форме. Помимо мэтров, в труппе много молодежи и артистов среднего возраста. И если перенести текущие показатели на систему координат, то они выстраиваются по восходящей амплитуде, что свидетельствует о хорошем качественном балансе.

Весь коллектив театра сейчас работает над 100-летним сезоном: разрабатываются экскурсии, планируются юбилейные мероприятия для зрителей всех возрастов. Возможно, создадим издательскую программу, чтобы регулярно публиковать материалы о театре – альбомы, мемуары и т.п. Архивные материалы тут бесценные.

– Кроме того, Театр сатиры один из немногих драматических театров Москвы, у которого есть свой оркестр, и, наверное, какая-то деятельность в этом направлении тоже планируется?

– Оркестр театра сатиры – это отдельное структурное подразделение художественной части. В предыдущем сезоне он успешно принимал участие в музыкальной составляющей аншлагового спектакля «Кабачок Сатиры». Несомненно, планируется развивать музыкальное направление и в следующем сезоне, в том числе в новых музыкальных жанрах. Это тоже будет сюрпризом 100-го юбилейного сезона.


Поделиться в социальных сетях: