Светлана Юртайкина: «Театр делает людей счастливее»

 

Чем молодые люди отличаются от более зрелой публики?Какие зрители приходят на спектакли? И какие результаты приносит Александринскому театру просветительская программа «Формирование молодежной зрительской аудитории и культурной театральной среды» ­– на эти и другие вопросы ответила руководитель просветительских программ театра Светлана ЮРТАЙКИНА.

 
Светлана, какова основная задача просветительской деятельности театра? 
– Программа, по которой мы работаем с молодежной зрительской аудиторией появилась еще в 2006 году и до сих пор она актуальна. Основная задача этой деятельности –формирование устойчивого интереса молодого зрителя к театру. Если спектакль не интересен молодежи, значит по каким-то параметрам он не соответствует современным реалиям. Ко мне на практику ежегодно приходит большое количество студентов из разных вузов: журналистов, пиарщиков, менеджеров. Я часто слышу от них, что главное – продать билеты, потому что зритель голосует рублем. Отчасти это так, но тогда возникает вопрос: если сегодня зал полон, то означает ли это, что эти зрители придут к нам и в следующий раз?  Программа просветительских проектов позволяет получать обратную связь от зрительской аудитории и понимать, как зрители смотрят наши спектакли и с каким ощущением они выходят из зала.
Студенты имеют возможность посещать не только спектакли нашего театра, но и других национальных театров, а также участвовать в творческих встречах, в мастер-классах, в круглых столах, лекциях, пресс-конференциях и т.д., например, огромное количество разнообразных мероприятий сейчас прошло в рамках фестиваля «Александринский». Такая форма общения обогащает и сближает создателей спектаклей и зрителей и делает театр актуальным.  Я считаю, что Александринский театр сегодня – это актуальный театр. 

– Как работают со зрителем в других театрах? 
– Все театры сегодня понимают важность работы с молодежной аудиторией. В Мариинском театре, например, водили целыми классами ребят на экскурсии по цехам театра, а по окончании им предлагалось сделать макет к спектаклю, который они увидят в этот вечер. В афише БДТ очень много названий из школьной программы, поэтому туда часто ходят целые группы учеников и учителей. В театрах очень активно сегодня используются социальные сети, как инструмент маркетинга и рекламы. Александринский театр широко представлен в медиапространстве, что тоже приносит популярность театру в молодежной среде. Наши партнеры – студенческие СМИ, и разные группы в соцсетях часто публикуют у себя интересные новости о нас, делятся впечатлениями, придумывают свои конкурсы, используют разные формы включения студентов в театральную жизнь.  
 
– Театры конкурируют между собой в борьбе за молодого зрителя? 
– Театры конкурируют не друг с другом, а с теми видами досуга, которые находятся вне социокультурной сферы. Интересно понять - почему люди не хотят пойти в театр, какие у них ценности, духовные запросы, эстетические потребности.  Просветительская деятельность в нашем театре как раз и формирует ту самую мотивацию и стремление к познанию у студентов разных факультетов, у молодых людей из разной профессиональной среды. В результате нашего партнерства с вузами они начинают предпочитать театр другим видам досуга и приходят на наши спектакли все чаще и чаще.

– Какие проекты реализуются сейчас, и что планируется в дальнейшем? 
У нас только что прошел фестиваль «Александринский», в рамках которого проводились встречи и лекции, мастер-классы как с мэтрами российской сцены, так и с начинающими свой путь в профессии режиссерами. Совсем недавно, 9 октября, в СПбГУ открылась выставка «Александринское наследие Островского». В ноябре пройдут читки работ молодых драматургов, куда пригласят и студентов. Если говорить о предстоящих проектах, то будущий год богат на юбилеи. Мы проведем множество акций, приуроченных к 225-летию со дня рождения Пушкина. В этом сезоне целый блок мероприятий будет посвящен 150-летию со дня рождения легендарного режиссера Всеволода Мейерхольда, чье творчество неразрывно связано с Александринским театром.  Кроме того, у нас еще один важный юбилей - 20 лет назад Валерий Владимирович Фокин в 2003 году был назначен художественным руководителем Александринского театра. Студенты не только станут активными зрителями и соучастниками целого комплекса интереснейших событий, но и создателями самостоятельных проектов в студенческой среде.

– На ваш взгляд, больше молодежь стала ходить в ваш театр?
– В 2006-2007-х годах после глобальной реконструкции театра у нас полностью переформатировалась зрительская аудитория. Театр становился год от года все популярнее среди молодежи и сейчас наш театр интересен молодому поколению. Студенты заканчивают вузы, но важно, что они не расстаются с театром. С каждым годом приходит все больше ребят на практику, особенно ценно для меня то, что они искренне нацелены на результат – продвижение и популяризацию театра в молодежной среде.

Как меняется жизнь ребят после сотрудничества с Александринским театром? 
– Кто-то становится постоянным зрителем и не только нашего театра, кто-то даже меняет свою профессию и поступает в театральный вуз. В любом случае театр делает людей более вдумчивыми и внимательными ко всем явлениям жизни, расширяет кругозор и вообще, театр делает людей счастливее. 

– Чем молодежь отличается от остальной публики? 
– Это наиболее легкая и восприимчивая часть публики. У молодого зрителя нет никакой твердой установки -  каким должен быть спектакль, нет шаблонов. Они в определенном смысле непредсказуемы, поэтому и работать с ними очень интересно.

– Почему молодежь не всегда интересуется театром и как можно ее привлечь? 
– Иногда люди боятся, что не поймут спектакя, замысла режиссера. Наши встречи со зрителями, лекции, обсуждения, круглые столы, встречи с режиссерами помогают ребятам преодолеть психологические барьеры и заинтересоваться спектаклями.
 
– А как театр адаптируется под молодежь? 
– Никак, да это и незачем. Скорее наоборот, если молодежь приходит в театр, то она и адаптируется под предлагаемые театром обстоятельства.  Происходит самое главное и самое важное - живое общение актер-зритель, сотворчество, эмоциональное включение, сопереживание, все то, ради чего зритель и приходит в театр.
 
 


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • Оборот столичных учреждений культуры вырос более чем на 20%

    По сравнению с показателями за 2022 год оборот учреждений культуры Москвы вырос почти на 22% и составил 75,7 млрд рублей, пишет ТАСС.   «Оборот театров, концертных залов, парков, кинотеатров и других развлекательных площадок столицы в 2023 году достиг 75,7 млрд рублей, увеличившись почти на 22%. ...
  • Кирилл Крок презентует свою монографию о театре в Доме книги на Арбате

    14 марта в 19:00 в Московском доме книги на Новом Арбате состоится презентация книги Кирилла Крока «Театр надо любить. Причём вопреки» и творческая встреча с ее автором. Директор Вахтанговского театра в своей монографии рассказал о себе, о «потерях, разочарованиях, обретениях и. ...
  • «Замужняя невеста» Евгения Марчелли в Театре Моссовета. Фоторепортаж

    24 февраля в Театре им. Моссовета состоится премьера «Замужней невесты» Евгения Марчелли. Жанр нового спектакля художественного руководителя определен как «сентиментальная комедия», играть ее будут на сцене «Под крышей». ...
  • Статус веры

    На сцене театра «Сфера» прошла премьера спектакля «Прозрачное солнце осени» режиссера Александра Коршунова. Постановка объединяет семь рассказов «трех Юриев»: Юрия Домбровского, Юрия Трифонова и Юрия Казакова. ...
Читайте также

Разыгрываем пригласительный на премьеру оперы Верди в кинотеатре «Октябрь»!

Заходи в канал «Театрала» в Telegram и участвуй!