«Для Туминаса это был абсолютный сюрприз»

В Театре Вахтангова презентовали новые книги

 
Театр им. Вахтангова провëл презентацию новых книг, которые были изданы совместно с издательством «Театралис»: «Вахтанговцы: Л.М. Шахматов и В.К. Львова», «"Война и мир" Римаса Туминаса. Рождение спектакля» и «Театр надо любить. Причëм вопреки» Кирилла Крока. 

Новые издания не только посвящены истории Театра Вахтангова, в том числе новейшей, но и наполнены записями с репетиций, воспоминаниями и размышлениями вахтанговцев, а также театральными легендами.

Первой была представлена книга «Вахтанговцы: Л. М. Шахматов и В. К. Львова», редакторами-составителями которой стали Анна Бруссер и Екатерина Высоковская. Эту работу можно назвать не только культурным наследием, но и настоящим учебным пособием. Здесь представлены записи Леонида Шихматова, который всю жизнь вëл дневники и отражал в них различные этапы своей актëрской и педагогической деятельности.

Анна Бруссер отмечает, что создание этого двухтомника стало «детективной историей».  Когда в 2020 году книга «Вахтанговцы после Вахтангова» находилась уже на вёрстке, в недрах Арбатской квартиры она нашла воспоминания Евгения Симонова про Леонида Шихматова, что и стало отправной точкой для создания новой книги.

Затем гости познакомились с уникальным изданием «"Война и мир" Римаса Туминаса. Рождение спектакля», над которой работали Елена Дунаева и Герман Марченко. Процесс воссоздания постановочного процесса на страницах книги оказался очень энергоëмким: авторам приходилось следить за ходом репетиций, расшифровывать множество видеозаписей и бережно редактировать с сохранением режиссерских интонаций. Это издание отражает путь создания спектакля «Война и мир» от самых первых репетиций до конечного варианта постановки, премьера которой состоялась к 100-летию Театра Вахтангова. Первым читателем книги стал сам Туминас, но о её создании он даже не догадывался.

«Римас Владимирович не знал, что мы подготовили издание по видеозаписям, которые велись на репетициях, – рассказал на презентации Кирилл Крок. – Сначала их снимали в репзале на чердаке, где всегда стоит камера для технических нужд. Потом, когда Туминас с артистами перешел на сцену, наш фотограф Валерий Мясников ставил камеру в зрительный зал – и так же шли записи. Но когда мы приступили к их расшифровке, серьезно говорю, я Римасу Туминасу не докладывал, его тогда уже не было в России. И больше скажу – даже если бы он был здесь, я все равно бы с ним это не согласовывал. Объясню почему. Если бы я пришел к нему и сказал: «Римас, мы хотим твои репетиции шифровать», – знаю, что бы услышал. – «Не надо! Что вы придумали! Ерунда. Кому это надо? Перестаньте». Поэтому для него это был абсолютный сюрприз.

Книга была готова, собственно, уже в прошлом году, а в начале лета мы получили от издательства «Театралис» весь тираж. Я позвонил в Литву и сказал: «Римас, мы тут подготовили книжку о «Войне и мире». Хочу вам ее отправить».  И одну пачку, 4 экземпляра, я передал с оказией – с человеком, который ехал через Европу, и я знал, что он будет в Вильнюсе».

Следующая книжная новинка стала результатом работы Марины Райкиной и Кирилла Крока. Редко можно встретить книги, написанные директорами театров. Но «Театр надо любить. Причëм вопреки» Кирилла Крока можно считать настоящим руководством по конструированию собственной жизни и жизни театра, вышедшим из под руки человека по-настоящему влюблённого в своë дело.

«Так сложилось, что последние несколько лет приходилось проводить много круглых столов, давать интервью на разных площадках, в разных изданиях. И все время я получал множество вопросов о жизни театра. В какой-то момент я почувствовал, что моя память не фиксирует так четко, как хотелось бы, всё, что происходит в театре каждый день, – какие-то важные моменты я должен сам для себя фиксировать, – пояснил Крок. – И я стал это делать».           

«Я получила рукопись в совершенно сыром виде и решила, что стану для еë автора наставником в деле писательства. Таким образом появилась книга именно Кирилла Крока, я лишь давала инструкции», – рассказала Марина Райкина.

Последним на презентации был представлен буклет «Людмила Максакова», ставший сборником архивных фотографий сценических образов народной артистки. Людмила Васильевна отметила, что ей удалось поработать с гениальными людьми, которые создали её образ на страницах этого буклета.

Уже сейчас эти книги можно приобрести в книжных лавках Театра им. Вахтангова до начала спектакля или в антракте. Со временем издания поступят в книжные магазины Москвы и Петербурга, а также станут доступными в электронном формате.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • Оборот столичных учреждений культуры вырос более чем на 20%

    По сравнению с показателями за 2022 год оборот учреждений культуры Москвы вырос почти на 22% и составил 75,7 млрд рублей, пишет ТАСС.   «Оборот театров, концертных залов, парков, кинотеатров и других развлекательных площадок столицы в 2023 году достиг 75,7 млрд рублей, увеличившись почти на 22%. ...
  • Кирилл Крок презентует свою монографию о театре в Доме книги на Арбате

    14 марта в 19:00 в Московском доме книги на Новом Арбате состоится презентация книги Кирилла Крока «Театр надо любить. Причём вопреки» и творческая встреча с ее автором. Директор Вахтанговского театра в своей монографии рассказал о себе, о «потерях, разочарованиях, обретениях и. ...
  • «Замужняя невеста» Евгения Марчелли в Театре Моссовета. Фоторепортаж

    24 февраля в Театре им. Моссовета состоится премьера «Замужней невесты» Евгения Марчелли. Жанр нового спектакля художественного руководителя определен как «сентиментальная комедия», играть ее будут на сцене «Под крышей». ...
  • Статус веры

    На сцене театра «Сфера» прошла премьера спектакля «Прозрачное солнце осени» режиссера Александра Коршунова. Постановка объединяет семь рассказов «трех Юриев»: Юрия Домбровского, Юрия Трифонова и Юрия Казакова. ...
Читайте также

Разыгрываем пригласительный на премьеру оперы Верди в кинотеатре «Октябрь»!

Заходи в канал «Театрала» в Telegram и участвуй!