В Санкт-Петербурге поставили спектакль-хрестоматию по Островскому

 
В честь дня рождения Александра Николаевича Островского режиссер Стас Парфёнов в театре Эстрады им. Аркадия Райкина представил спектакль-хрестоматию по хорошо известным и не очень популярным произведениям драматурга.
 
Девять пьес Александра Николаевича от всем известной еще со школы «‎Грозы» до малознакомого «Свата Фадеича» крутятся вокруг личности писателя, как планеты вокруг солнца. Смена пьес происходит со сменой эпох российского общества. Между отрывками на сцене появляется и сам Островский (Юрий Гальцев), сошедший с картины работы Василия Перова, в уютном синем халате с рыжей бородой и гитарой наперевес он поёт романсы, рассказывает байки из жизни и просит зрителей подпевать ему. Перед каждым отрывком видеопроекция сообщает название пьесы и эпоху, в которой разворачивается действие Стас Парфёнов смог представить Островского вневременным драматургом, чьи тексты актуальны не только в далеком для нас XIX веке, но и в современных реалиях. 
 
«Сердце не камень‎» и «‎На бойком месте» отражают дореволюционную эпоху, где жизнь будущих поколений зависит от наследства богатого дяди (Андрей Зибров), а написание завещания – от его кума (Андрей Гульнев). Купец в халате тревожного желтого цвета при родственниках нерешителен в распределении наследства и даже сам не берет перо в руки, лишь диктует весь текст жене племянника (Мария Насырова), которая с грустью записывает будущее огромное состояние тихой жены Потап Потаповича (Татьяна Калашникова), с радостью выводит часть собственного мужа (Александр Алексин) и с безразличием вносит запись небольшой суммы денег для преданного слуги (Роман Виноградов). Вот только все эти действия обесцениваются, первый раз – когда купец загоняет родственников под стол, в этот момент деньги сыпятся с неба, словно кирпичи, а он переписывает наследство в пользу бедных и своей души, второй раз – когда в усадьбе появляется девушка-революционерка (Алёна Кухоткина), а на арьерсцене выстраивают образ Ленина.
 
Действие «‎Грозы» неожиданно разворачивается в советский период, где между репликами Кабанихи (Алена Кухоткина) звучит барабанная дробь, а монолог Катерины (Алена Савастова) про невозможность людей летать звучит на фоне небесных просторов, которые бороздят самолеты и дирижабли, а на встречу с возлюбленным девушка бежит сквозь коридор плакатов с рабочими-комсомольцами. Борис в исполнении Арсения Попова, популярного импровизатора, вернувшегося на театральную сцену спустя годы, привлекательный рабочий с обманчиво нежным голосом и классическим «пиджаком-защитником», скрывающим девушку не только от холода, но и от ужаса партсобрания, где обсуждают её измену тихому Тихону (Роман Виноградов), который сам не осуждает поступок жены. Хотя перед миниатюрой Островский произносит: «‎Грозу написал не я, а матушка Волга», – в конце отрывка Катерина в бурную реку все же не бросается, вода обрушивается на хрупкую девушку с потолка, как хорошо знакомый питерской публике и всегда неожиданный ливень.
 
«‎Волга» появляется в спектакле только потрепанной машиной в пьесе «‎Сват Фадеич». Двор в окружении панелек, танцы под песню ‎Boys, boys, boys, яркие спортивные костюмы, большие кресты, меховые шапки и угрожающе-насмешливые интонации переносят в эпоху лихих девяностых. Где влюбленный парень Вакула (Арсений Попов) добивается руки своей девушки у её властных родителей лишь благодаря знакомству с криминальным авторитетом Фадеичем (Андрей Зибров).
 
Пьесу «Старый друг лучше новых двух‎» перенесли в современный мир, правда, ограниченный рамками гламурной реальности спортивного зала в дорогом ЖК. Именно тут благодаря разговорчивой Пульхерии Андреевне (Регина Щукина) все узнают свежие новости, больше похожие на сплетни, а интернет-переписка из реплик «‎Я тя лю» и смайликов с котиками расшифровывается словами драматурга.

 
Стас Парфёнов представил Островского не памятником, отлитым в бронзе, а добрым дедушкой, который и про друзей расскажет, и произведения свои перескажет, и все эпохи опишет в красках. За два часа актёры мастерски сменяют несколько ролей: Андрей Зибров становится из смешного купца жутким преступником, а Алёна Кухоткина меняет роль властной матери на влюбленную девушку, только Юрий Гальцев остаётся неизменным драматургом с гитарой в руках. Создается впечатление, что Островский не только наблюдает за сменяющимися эпохами, но и присматривает за своими произведениями. В конце спектакля под народную песню «‎Я сажу, сажу капустку» зрители громко аплодируют, встают и сами готовы пуститься в пляс с актёрами на сцене. Похоже, что публике необходимы именно такие спектакли-хрестоматии по творчеству писателей, когда за три часа можно и произведения узнать, и поплакать, и посмеяться, и на разное время посмотреть.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • Оборот столичных учреждений культуры вырос более чем на 20%

    По сравнению с показателями за 2022 год оборот учреждений культуры Москвы вырос почти на 22% и составил 75,7 млрд рублей, пишет ТАСС.   «Оборот театров, концертных залов, парков, кинотеатров и других развлекательных площадок столицы в 2023 году достиг 75,7 млрд рублей, увеличившись почти на 22%. ...
  • Кирилл Крок презентует свою монографию о театре в Доме книги на Арбате

    14 марта в 19:00 в Московском доме книги на Новом Арбате состоится презентация книги Кирилла Крока «Театр надо любить. Причём вопреки» и творческая встреча с ее автором. Директор Вахтанговского театра в своей монографии рассказал о себе, о «потерях, разочарованиях, обретениях и. ...
  • «Замужняя невеста» Евгения Марчелли в Театре Моссовета. Фоторепортаж

    24 февраля в Театре им. Моссовета состоится премьера «Замужней невесты» Евгения Марчелли. Жанр нового спектакля художественного руководителя определен как «сентиментальная комедия», играть ее будут на сцене «Под крышей». ...
  • Статус веры

    На сцене театра «Сфера» прошла премьера спектакля «Прозрачное солнце осени» режиссера Александра Коршунова. Постановка объединяет семь рассказов «трех Юриев»: Юрия Домбровского, Юрия Трифонова и Юрия Казакова. ...
Читайте также

Разыгрываем пригласительный на премьеру оперы Верди в кинотеатре «Октябрь»!

Заходи в канал «Театрала» в Telegram и участвуй!