«Обыкновенная история» в Театре им. Ленсовета

 
Спор романтика и материалиста, влюбленного и эгоиста, недавнего студента и состоявшегося чиновника разворачивается на сцене Театра им. Ленсовета. Спектакль о конфликте поколений стал третьей самостоятельной постановкой Романа Кочержевского в родном театре, и три в этом случае – точно счастливое число.

Под шум волн и блеск воды перед зрителями разворачивается история будто не из XIX века, а из XXI. Хроника жизни амбициозного юноши после переезда из глухой провинции в большой город и сейчас звучит современно, а приближают её к нашему времени декорации: сигнальные фонари для ограждения строительных работ, дорожные знаки, фиолетовый цвет от светодиодных ламп для растений. История юноши не уникальна, а потому близка многим.

Александр Адуев (Федор Федотов) покинул родные просторы, чтобы построить блистательную карьеру в городе, но все его мечты разбиваются о несчастную любовь. Петр Адуев (Александр Новиков) знает все повороты судьбы племянника заранее. Он и сам совершил немало ошибок, выстраивая жизнь провинциала в Петербурге. Весь первый акт холодный, но любящий дядя пытается предотвратить падение племянника в болото разочарования, он легко кидает локон волос провинциальной возлюбленной Александра в мутные воды петербургского канала, наивные стихи отправляются туда же. Вот только юношеская лирика уже заинтересовала светскую даму Марью Любецкую (Виктория Волохова) и её немного наивную дочь Наденьку (Диана Милютина). Первое разочарование неизбежно.

Адуев-младший окрылен любовью к Наденьке, их отношения чисты и робки, диалоги наивны и смешны, кажется, они вместе готовы отправиться даже в космос, но юношеская влюбленность, словно волна Невы, разбивается о камень в виде дамского угодника Новинского (Олег Сенченко). Милый и учтивый граф привлекает внимание молодой барышни, их танец-скачка на лошадях страстный и дерзкий, это совсем не нежный бег Александра и Наденьки по воображаемой лестнице любви. Адуев-младший теряет возлюбленную и готов стреляться с графом, но милый дядя впервые подставляет крепкое плечо племяннику и отговаривает его от дуэли. Первое разочарование настигло юношу, скоро будет и второе.

Петр Адуев, пытаясь отвлечь Александра от любовной драмы, предлагает племяннику познакомиться со светской дамой Юлией Тафаевой (Римма Саркисян). Мгновенно возникает пылкая любовь. История, похожая на сказку (знакомство в театре, встречи на катке, страстное танго), перетекает в болезненную драму (истерики и упреки, ревность и обвинения). В этот раз отношения Адуева-младшего заканчиваются побегом из рабства любви. Второе разочарование произошло.

Третье разочарование Александра связано с Петербургом. Молодой человек не смог построить жизнь в городе мечты. Медный всадник стал преследующим злым роком, Нева – черной дырой, а каменные здания – давящей коробкой. Юноша, выросший среди простора полей, не стал своим в городе камня и бетона, вот только возвращение на малую родину вряд ли вернет его душе былой покой. Он разочарован уже не только в любви и городе, но и в самом себе.


На фоне постоянно болезненных историй Александра течет размеренная жизнь его дяди. Успешная карьера, молодая жена Лиза (Лидия Шевченко) и полная стабильность, однако не все так просто. Петр Иванович не терпит разговоров, а Лизе они необходимы, он старается откупиться деньгами, она пытается решить все словами. Их спокойная любовь резко контрастирует со страстными перипетиями Адуева-младшего, вот только домашнее спокойствие незаметно перетекает в серую рутину. Остро чувствующая Лиза становится усталой домохозяйкой без эмоций, а Петр Иванович, напротив, превращается из практичного чиновника в милого домашнего философа. Дядя с тетей всегда жили в полулюбви/полупривычке, оттого их драма менее ощутима, чем всегда острые чувства Александра.

Современная жизнь окутывает текст Гончарова, добавляя спектаклю яркости. Динамичные переходы между сценами напоминают дискотеку в клубе: резкая музыка, разноцветные огни прожекторов, ломанные движения героев. Выстроенное на сцене здание превращается из дома в ресторан, из ресторана в театр, из театра в вокзал. В моменты душевных терзаний юноши на арочном окне здания возникают проекции: Медный всадник символизирует мечту о жизни в городе, воздушный шар – возвышенные стремления, качающаяся пшеница – возвращение в деревню. Александр даже город покидает с современного вокзала с электронным табло, чтобы оказаться в деревне среди реальных стогов сена.

В спектакле есть сцена, где герои посещают театр. Артисты вглядываются в зал, и уже зрители могут почувствовать себя на месте актеров. Публика всматривается в глаза публике. Эта сцена максимально приближает нас к реальной жизни: мужчина, пробирающийся через весь ряд на свое место во время спектакля, разговоры людей между собой, заинтересованные игрой актеров зрители.

«Обыкновенная история» – это спектакль о взрослении и расставании с юношеской мечтой, карьеризме и сложных романтических отношениях. История Александра Адуева – история без концовки не только потому что зрители не знают, как сложится его дальнейшая жизнь, но и потому что, покидая Петербург, он произносит: «Прошлое погибло! Будущее уничтожено! Счастья нет! Только горе реально, и оно впереди». Но если в спектакле будущего нет, то зрители еще могут изменить свою жизнь, чтобы обрести настоящее счастье...


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • Оборот столичных учреждений культуры вырос более чем на 20%

    По сравнению с показателями за 2022 год оборот учреждений культуры Москвы вырос почти на 22% и составил 75,7 млрд рублей, пишет ТАСС.   «Оборот театров, концертных залов, парков, кинотеатров и других развлекательных площадок столицы в 2023 году достиг 75,7 млрд рублей, увеличившись почти на 22%. ...
  • Кирилл Крок презентует свою монографию о театре в Доме книги на Арбате

    14 марта в 19:00 в Московском доме книги на Новом Арбате состоится презентация книги Кирилла Крока «Театр надо любить. Причём вопреки» и творческая встреча с ее автором. Директор Вахтанговского театра в своей монографии рассказал о себе, о «потерях, разочарованиях, обретениях и. ...
  • «Замужняя невеста» Евгения Марчелли в Театре Моссовета. Фоторепортаж

    24 февраля в Театре им. Моссовета состоится премьера «Замужней невесты» Евгения Марчелли. Жанр нового спектакля художественного руководителя определен как «сентиментальная комедия», играть ее будут на сцене «Под крышей». ...
  • Статус веры

    На сцене театра «Сфера» прошла премьера спектакля «Прозрачное солнце осени» режиссера Александра Коршунова. Постановка объединяет семь рассказов «трех Юриев»: Юрия Домбровского, Юрия Трифонова и Юрия Казакова. ...
Читайте также

Разыгрываем пригласительный на премьеру оперы Верди в кинотеатре «Октябрь»!

Заходи в канал «Театрала» в Telegram и участвуй!