Любви все покорны – и белые, и красные

Премьера «Сорок первый» в Губернском театре

 
В Московском Губернском театре состоялась премьера «Сорок первый» в постановке Ивана Пачина. 

Повесть Бориса Лавренёва «Сорок первый», написанная в 1924 году, отсылает нас к событиям Гражданской войны. Сценограф Ольга Галицкая переносит зрителя в реалии того времени без лишнего реквизита и декораций. Многие детали совершенно условны. Но благодаря мультимедийному сопровождению (художник Аня Леонова), удивительно органичному сочетанию света (Павел Бабин) и звука (Матвей Родионов), а также кинематографичной манере режиссёра полностью погружаешься в материал. Перед нами разворачивается эпическое полотно Гражданской войны, на фоне которой происходит история любви.

Она (Ирина Токмакова) – сирота из рыбацкой деревни, необразованная девушка, выговаривающая слова со смешным архангельским говором, оказывается первоклассным стрелком в отряде комиссара Евсюкова. Каждого убитого белого офицера героиня заносит в свой личный снайперский список. Но вдруг «рыбья холера»! (это «фирменное» ругательство главной героини) на сорок первом прицеле её винтовка даёт осечку…

Он (Антон Соколов) – поручик Говоруха-Отрок, интеллигентный, образованный синеглазый красавец, попадает в плен к Евсюкову. В отличие от Марютки, он на войне лишь из чувства долга…

Красных и этого белого офицера разделяют не только политические взгляды. Евсюков не понимает, как Говоруха-Отрок, такой худосочный и бледный, может переносить плен, жару и голод. «Разница культур, – объясняет ему офицер. – У тебя тело подавляет дух, а у меня дух владеет телом». «Польщен быть в плену у прекрасной амазонки!» – говорит поручик, становясь на колено перед Марюткой. Девушка его не понимает, но такое обращение для неё и приятно, и непривычно.

Режиссёр Иван Пачин – в большей степени режиссёр детских спектаклей. Очевидно, отсюда идея ввести рассказчика (Алексей Веретин), который «переносит» зрителя от одной сцены к другой, представая то солдатом, то погонщиком верблюдов, то услужливым киргизом. Благодаря инсценировке Фёдора Парасюка, фигура рассказчика не выбивается из общего действия, а органично в него вписывается.

Ирония Бориса Лавренёва передана и в спектакле. Красноармейцы предстают необразованными увальнями – и винтовки из рук у них валятся, и дисциплинка хромает. Главную героиню как-то до смешного жалко – редакторы местных газет катаются по полу, читая её стихи, написанные хоть и шероховато, но от чистого сердца. Зато чистота этого сердца не укрылась от синих глаз пленного поручика.

По иронии судьбы эта смешная, молоденькая мужичка и знатный красавец после шторма оказываются одни на необитаемом острове. Она спасает его от смерти, вылечивая от простуды. Он пересказывает ей сюжеты прочитанных книг. Так тот, кто должен был стать сорок первым в её снайперском списке, стал первой в ее жизни любовью. Но сколько может продлиться это святое чувство?..

«У этих героев нет совместного будущего, – считает Антон Соколов, исполняющий роль Говорухи-Отрока. – Всегда хочется верить, что люди могут договориться, в будущем избежать ссор и продолжить отношения. Но такое бывает только в книгах. В жизни всё не так. И повесть Бориса Лавренёва, и наш спектакль – про жизнь».

Едва вкусив райского блаженства, герои вновь начинают спорить. Ему, кроме покоя, книг и её – любимой Машеньки – ничего не нужно, но она не может оставаться в стороне, пока её братья не победят в этой кровавой войне. И вот зритель XXI века вновь и вновь задается вопросом: мог ли в финале не раздаться этот предательский выстрел? Разве можно было бы в наше время убить любимого из-за убеждений?..

«По слухам, у Бориса Лавренёва был другой финал, где Марютка отпускает поручика. Но автору позвонили и попросили переписать концовку, – рассказывает Иван Пачин. – В любом случае, героям повести намного легче, чем нам, обычным людям. За них всё решает писатель, а мы должны делать выбор самостоятельно. Мог ли финал быть иным? В зарубежной традиции – возможно, а в русской – нет, потому что нашему зрителю нужно пережить потрясение на сцене, ощутить страдание и боль другого человека, чтобы не допустить подобных ошибок в жизни».

Хоть повесть Бориса Лавренёва и написана о событиях почти столетней давности, поднятые в ней проблемы актуальны и сейчас. Почему мы не можем понять любимого человека? Ведь каждому из нас так хочется верить, что чувство победит политические взгляды, разницу культуры и образования, и не будет этого сорок первого выстрела…


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Анна Ардова: «Всё время пытаюсь что-то сказать про любовь»

    Анна Ардова уже более 25 лет служит в Театре им. Маяковского, без которого не мыслит своей актерской жизни. В Маяковку актриса поступила по окончании мастерской худрука этого театра Андрея Гончарова в ГИТИСе. Будучи представительницей знаменитой династии (мама – актриса Мира Ардова, папа – актер и режиссер Борис Ардов, дядя – актер Алексей Баталов, бабушка – актриса Нина Ольшевская, дедушка – писатель Виктор Ардов), Анна Ардова росла в театре и будущую профессию выбрала еще в четыре года. ...
  • Галина Зальцман возьмется за «Молодость» китайского кинорежиссера

    5 марта в Новом Пространстве Театре Наций состоится премьера спектакля «Молодость» режиссера Галины Зальцман. В основу постановки лег фильм китайского режиссера Фэн Сяогана. Эта история о паре идеалистически настроенных молодых людей, ставших частью Государственного ансамбля танца Народно-освободительной армии. ...
  • Олег Янковский: «Я знаю себе цену»

    Сегодня, 23 февраля, исполнилось бы 80 лет Олегу Янковскому. В память о народном артисте публикуем его последнее интервью «Театралу».     Олег Иванович Янковский держится, как звезда. Не вчера взошедшая, не на один день зажженная, не дутая, не мыльная, а настоящая такая звезда. ...
  • 23 февраля Олегу Янковскому исполнилось бы 80 лет

    23 февраля Олегу Янковскому исполнилось бы 80 лет. Коллеги по театру «Ленком» почтят его память, возложив венки к памятнику на Новодевичьем кладбище, а вечером сыграют спектакль «Tout paye, или Все оплачено», где Олег Иванович был первым исполнителем главной роли. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • Анна Ардова: «Всё время пытаюсь что-то сказать про любовь»

    Анна Ардова уже более 25 лет служит в Театре им. Маяковского, без которого не мыслит своей актерской жизни. В Маяковку актриса поступила по окончании мастерской худрука этого театра Андрея Гончарова в ГИТИСе. Будучи представительницей знаменитой династии (мама – актриса Мира Ардова, папа – актер и режиссер Борис Ардов, дядя – актер Алексей Баталов, бабушка – актриса Нина Ольшевская, дедушка – писатель Виктор Ардов), Анна Ардова росла в театре и будущую профессию выбрала еще в четыре года. ...
  • Галина Зальцман возьмется за «Молодость» китайского кинорежиссера

    5 марта в Новом Пространстве Театре Наций состоится премьера спектакля «Молодость» режиссера Галины Зальцман. В основу постановки лег фильм китайского режиссера Фэн Сяогана. Эта история о паре идеалистически настроенных молодых людей, ставших частью Государственного ансамбля танца Народно-освободительной армии. ...
  • Олег Янковский: «Я знаю себе цену»

    Сегодня, 23 февраля, исполнилось бы 80 лет Олегу Янковскому. В память о народном артисте публикуем его последнее интервью «Театралу».     Олег Иванович Янковский держится, как звезда. Не вчера взошедшая, не на один день зажженная, не дутая, не мыльная, а настоящая такая звезда. ...
  • 23 февраля Олегу Янковскому исполнилось бы 80 лет

    23 февраля Олегу Янковскому исполнилось бы 80 лет. Коллеги по театру «Ленком» почтят его память, возложив венки к памятнику на Новодевичьем кладбище, а вечером сыграют спектакль «Tout paye, или Все оплачено», где Олег Иванович был первым исполнителем главной роли. ...
Читайте также

Разыгрываем пригласительный на премьеру оперы Верди в кинотеатре «Октябрь»!

Заходи в канал «Театрала» в Telegram и участвуй!