Директор Александринки Сергей Емельянов: «Без цифровизации сегодня никак не обойтись»

 
Главный национальный театр страны – Александринский театр – с приходом на директорский пост Сергея ЕМЕЛЬЯНОВА продолжает активно развивать свои новейшие проекты. В их числе не только цифровизация музея, формирование многочисленных медиарасширений, но и создание Национальной театральной школы.

– Сергей Витальевич, год назад в интервью «Театралу» вы говорили, что планируете создать музейный устав с тем расчетом, чтобы Александринка могла вести еще и полноценную выставочно-просветительскую деятельность. Реализовались в итоге ваши планы?

– Устав мы сделали. И от идеи перешли к проектированию: расширяем зрительскую зону нашего музея. Нам предстоит организовать еще целый ярус, сделать ремонт, оснастить пространство экспозиционным оборудованием и новой мебелью. Все это влечет за собой капитальные вложения, но процесс идет. В 2023-2024 годах музей Александринского театра заработает в таком обновленном формате – как музей Национального театра.

Однако и сейчас музейная деятельность является для нас значимой. Если вы зайдете на наш портал alexandrinsky.ru, то сможете прямо в разделе «Афиша» приобрести билет в музей, причем на совершенно разные программы. Они представлены по временным слотам. Хочется посмотреть на театр перед спектаклем? Пожалуйста, в шесть часов каждый день, когда идет спектакль, можно посетить экскурсию. Хочется погрузиться в историю театрального квартала? Пожалуйста, есть дневная музейная программа, рассчитанная на посещение обеих наших сцен. Есть желание посетить Новую сцену Александринского театра и ко всему прочему прикоснуться еще к театральной истории Петербурга? Пожалуйста, мы запустили с Натальей Метелицей – директором Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства – совместную программу.

Всё это сделано, всё воплотилось и стало не только просветительским экспериментом, но еще и важной статьей доходов. По итогам 2022 года мы выйдем на цифр в 5-7 миллионов рублей.

– Сейчас экскурсии в театральное закулисье действительно стали очень популярными: в московских театрах билеты на них тоже раскупаются молниеносно.

– Спрос очевиден. Нам звонят – просят добавить слоты. Но тут есть два нюанса. Во-первых, Александринский театр – это многосоставной механизм, в котором все творческие процессы выстроены по секундам и подчинены строжайшему порядку, и беспрерывно водить экскурсии сложно. А во-вторых, одна такая группа может вместить не более двух десятков человек, и потому билеты быстро кончаются.

– Хочу вернуться к разговору про обновленный музей. Экспозиция предполагает, конечно, и мультимедийные расширения?

– Конечно, без цифровизации сегодня никак не обойтись, особенно если речь идет о столь богатой коллекции, как в Александринском театре. Многое хранится на складах, и даже если построить для него отдельное выставочное здание – все равно многое не поместится.

– Знаю, что одна только коллекция мебели состоит из 160 гарнитуров. А есть еще коллекция оружия, коллекция придворного костюма, коллекция украшений и многое другое… Теоретически какие-то временные экспозиции предполагаются? Можно ведь представлять свои экспонаты для других музеев?

– Да, безусловно. Сейчас мы активнее стали расширять и такой вид деятельности. Александринский театр ведет активную выставочную деятельность, сотрудничая со многими музеями Санкт-Петербурга, а также участвуя в масштабных межмузейных проектах. В июне 2022 года в Комендантском доме Петропавловской крепости мы организовали выставку к 350-летию со дня рождения императора Петра Первого, представив вниманию публики костюмы, фотографии и архивные материалы из спектакля Бориса Сушкевича «Петр Первый» по пьесе Алексея Толстого (1935 года). Мы принимали участие и в другой общегородской юбилейной выставке «Именем Петра», которая проходила в Невской куртине Петропавловской крепости. На эту выставку мы также предоставили костюмы и архивные материалы из спектаклей, посвященных эпохе Петра Первого. В 2022 году театр принимал участие в выставке «Посвящение Мольеру», организованной Санкт-Петербургской Театральной библиотекой к 400-летию со дня рождения драматурга; в двух выставках Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства «Семен Мандель. От кино до мюзикла» и «Любовь к трем апельсинам. Венеция Казановы – Петербург Дягилева»; в выставке Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга, приуроченной к 120-летию режиссера Надежды Кошеверовой. К юбилею здания Александринского театра совместно с Центральным музеем железнодорожного транспорта Российской Федерации в Царском фойе театра была организована выставка «190 лет зданию Александринского театра. Эмпиризм и рационализм», на которой была представлена уникальная модель металлических перекрытий 1830 года, а также редкие экспонаты из фондов театра.

Статус и масштаб национального театра позволяют нам иметь в штате и научных сотрудников для ведения столь активной музейно-выставочной деятельности.

– Так мы плавно переходим к разговору о национальном театре и, в частности, о Национальной театральной школе, которую недавно запустила Александринка. Насколько я понимаю, это образовательный проект…

– Да, проект запущен. Он должен был стартовать еще раньше, но коронавирус притормозил наши планы. С октября 2022 года мы провели в общей сложности семь резиденций Национальной театральной школы в Махачкале, Казани, УланУдэ, Уфе, Йошкар-Оле, Сыктывкаре и Петрозаводске. Мы реализуем проект при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Первый сезон Школы завершаем на успешной волне и сейчас получаем заявки отовсюду – как из национальных республик, так и из регионов, где работают русские драматические театры.

– Связано это с тем, что в сфере театрального менеджмента нет скамейки запасных, нет мощного института директоров…

– Да, качественное управление театром – проблема из разряда вечных. Как в административном плане, так и в творческом. И потому Александринский театр запустил магистерский курс художественных руководителей и главных режиссеров в Российском государственном институте сценических искусств. Мастером курса является Валерий Фокин.

Проект Национальной театральной школы мы реализуем с Санкт-Петербургским государственным университетом – все слушатели получают свидетельства государственного образца о повышении квалификации по программе «Основы менеджмента в современном национальном театре». Разработку осуществляли в партнерстве с ГИТИСом и РГИСИ. Это резидентская выездная программа для молодых менеджеров культуры и искусства. Получилась совершенно беспрецедентная акция, никто столь масштабно этим никогда не занимался – так, чтобы на место выезжал профессорско-преподавательский состав ведущих вузов страны и в течение трех дней нон-стоп проводил лекции, практические занятия, проектные сессии – тщательно «накачивал информацией» наших коллег в регионах.

Минувшим летом мы провели Летнюю театральную школу вместе с РГИСИ для руководителей художественно-постановочных частей театров на базе Александринского театра. И, конечно же, мы увидели, как на глазах от резиденции к резиденции растет интерес к проекту – сказывается «сарафанное радио». Мы осуществили конкурсный отбор на проведение в 2023 году Национальной театральной школы среди всех регионов страны. Мы никому ничего не навязываем – дело добровольное. Вообще любое дело на свете должно быть добровольным, иначе все пойдет через пень-колоду. В итоге с апреля 2023-го по сентябрь 2024-го проведем Школу еще в 20 регионах России.

– Так постепенно охватите и всю страну…

– Если не снижать обороты, то – да. Но и это не всё. Национальная театральная школа стартовала сейчас с программой для управленческих кадров, но мы получили множество пожеланий расширить образовательные направления.

Исходя из запроса наших коллег из национальных театров, мы проведем здесь, в Санкт-Петербурге, Лабораторию современной драматургии. Кроме того, у нас снова пройдет Техническая школа для специалистов художественно-постановочных частей. Только что перед вами за этим столом собирались наши коллеги, художественные руководители и генеральные директора главных театров Армении. Они говорят: «Возьмите и нас в эту школу. Мы очень хотим в этом участвовать». А до них к нам обращались белорусы и тоже озвучили желание присоединиться. Так что спрос растет на глазах.

В наших планах проведение и творческих мастер-классов – по актерскому мастерству, сценографии. Будем развивать проект Александринского театра «Другая сцена» – как в части творческого сотрудничества с национальными театрами России, так и нарастим его просветительскую сторону. Мы живем в бурно меняющемся мире и каждый день что-то корректируем, перестраиваем.

– Некоторые международные планы, как я понимаю, Александринскому театру пришлось поменять?

– В этом нет никакого секрета, в связи с внешней конъюнктурой и агрессивной настроенностью наших партнеров мы какие-то планы меняем самостоятельно, какие-то планы нам пытаются поменять. Я всем все время говорю, что насильно мил не будешь, никому себя насильно предлагать не собираемся. То есть куда-то ехать против чьей-то воли – это последнее, чем мы будем заниматься. Поэтому, конечно, гастрольные, фестивальные планы пришлось перекроить. У нас есть международный фестиваль Александринский, который регулярно принимал у себя крупные, в том числе западные театры. Но поскольку с Западом сотрудничать стало непросто, мы решили, что есть много прекрасных театров и в других уголках земного шара.

– То есть вы просто меняете вектор?

– Конечно. Ни в коем случае ничего мы не будем замораживать, в том числе и международные дни Александринского театра. Каждый год мы 2-3 раза ездили на международные гастроли. И в 2023 году поедем: проведем Дни Александринского театра в тех уголках планеты, куда не ступала наша нога. Мы проведем Дни Александринки в Армении и Сербии – с них и начнем 2023 год. Мы будем иметь возможность провести большее количество внутрироссийских гастролей – Дни Александринского театра в Москве (в МХТ Чехова и в Большом театре), в Карелии и Бурятии.


Поделиться в социальных сетях: