«Россия, повернись к нам передом!»

 
Новый театральный сезон наш журнал открыл новым форматом международного фестиваля «Мир русского театра» – мы впервые провели этот форум в онлайне. Решение это было вынужденным, и надо признать, дирекция форума почти до последнего сомневалась, что идею удастся реализовать. Нынешние события не очень располагают к активным контактам с зарубежными коллегами, причём к контактам не только из России, но и с Россией. Да и праздничный дух фестивалей выглядит не вполне уместным на фоне тревожных времён. И тем не менее, мы решили хотя бы попытаться. К этому обязывало не только название нашего фестиваля – «Мир русского театра», которое неожиданно обрело особые смыслы, но и многолетний девиз форума: «Мир театра – мир добра». Ради добра, которого сегодня так остро всем недостаёт, стоило рискнуть. И мы рискнули.

Наш фестиваль, уже четвёртый по счёту, должен был проходить в Париже летом 2020-го в рамках «Русских сезонов во Франции». До этого мы собирали русскоязычные театральные коллективы на форум в итальянской Тоскане, а затем дважды в Берлине. Но парижская встреча оборвалась буквально в последний момент – внезапная пандемия захлопнула границы. Отправившись на удаленку, мы перенесли творческое рандеву на лето 2021-го. И снова ковидные ограничения нарушили планы, вынудив отложить встречу еще на год. Вряд ли стоит объяснять, почему в нынешнем, 2022-м, оказалось невозможным провести «Мир русского театра» в Париже…

И все же добро должно торжествовать. Добро, которое из года в год, из века в век дарит людям русский театр, обращённый к душе, к человеку, к вечности. Дарит вне зависимости от того, где рождается и творит – в каком городе, стране, на каком континенте. Мир русского театра не знает границ, как их не знает душа и мечта. Памятуя об этом, мы стали обзванивать русскоязычные коллективы дальнего зарубежья и стали приглашать их на встречу в онлайн. Разговоры бывали сложными, согласились не все… Но мы их понимали – такие времена. Главное, что нас радовало – они все продолжают творить. В эти сложнейшие времена, когда одно слово «русский» во многих странах может вызвать негативную реакцию, они продолжают играть на русском. Продолжают дарить добро своей публике, вопреки цунами за окном.

Точно так же – вопреки всему– 5 сентября в онлайн-гостиной «Театрала» собрались многие из тех, кого мы ждали в Париже. И наш форум стартовал в пространстве, не знающем границ. А спектакли, которые в оффлайне увидела бы лишь небольшая аудитория скромных театральных залов, оказались открытыми для зрителей разных стран и континентов. Мир русского театра стал миром в самом широком смысле слова. Сразу девять русскоязычных коллективов из Венгрии, Израиля, Италии, США, Канады, Франции и Швейцарии на неделю распахнули свои двери, предложив публике спектакли на любой вкус и возраст. Эта программа, который мы гордимся, заслуживает того, чтобы её напомнить. 5 сентября фестиваль открылся спектаклем русскоязычного Театра «Synthese» из Швейцарии «Дом Бернарды Альбы». 6 сентября – «Доктор Чехов» Русского театра-студии из Венгрии и рок-опера «Dogs» израильского «ТЮЗа Шауля Тиктинера». 7 сентября – детский спектакль «Трусохвостик» Театра «Апрелик» из Франции. В этот же день – «Товарищество актёров» из Израиля представило моноспектакль по прозе Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо». 8 сентября – детская сказка «Русского молодёжного театра» из Канады «Царевналягушка» и постановка по рассказу Чехова «Ведьма» от Центра интернационального театра из Италии. 9 сентября в заключительный день фестиваля – гуманистический спектакль «Хрупкие истории» детского театра «Балаганчик» из Италии и притча «Капля мёда» Театра русской классики из США.

Эти работы были разными по уровню, по качеству съёмки и звука, но их всех объединяла удивительная позитивная энергетика, которую несут в своём творчестве люди, увлечённые и одарённые. А русские театры дальнего зарубежья лишь на таких людях и держатся. Они отдают годы жизни, энергию, талант, скромные средства, которые с трудом удаётся заработать, на главное своё детище– русский театр. И вокруг каждого из них возникает микромир таких же замечательных людей разных национальностей, увлечённых многовековой русской культурой, искусством, языком. История каждого из этих театральных творцов заслуживает отдельного внимания и бесконечного восхищения. Борис Казинец, народный артист Грузии, уехавший в США почти тридцать лет назад, создал там Театр русской классики и в свои 92 года не устаёт ставить Чехова, Бабеля, Лермонтова, Пушкина… Не устаёт восхищаться коллегами, щедро одаривая их комплиментами и делясь своим богатейшим опытом. Его монологами и шутливыми репликами заслушивались на ежедневных круглых столах нашего фестиваля все участники. И все улыбались, когда слово просил Вашингтон…

Людмила Дробич в своём парижском «Апрелике» уже не один десяток лет открывает детям русский театр, вырастив несколько поколений, увлечённых русской культурой. Уже не один год она пытается достучаться в различные культурные инстанции нашей страны, стремясь реализовать свою идею о сотрудничестве с театральными вузами России. Она мечтает о том, чтобы одарённые старшекурсники режиссёрских факультетов приезжали в русские зарубежные театры и ставили там спектакли, открывая детям новые тренды. Чтобы нашлись в стране структуры, готовые поддержать такие творческие поездки… Но структур не находится, и достучаться ни к кому не удаётся.

Ольга Мельник – потрясающе увлечённая личность, сумевшая объединить вокруг своего интернационального театра во Флоренции десятки людей разных национальностей. С 1994 года она поставила в своём театре более 100 спектаклей, отдавая предпочтение Булгакову, Достоевскому, Бунину, Чехову, Гоголю… Ольга, окончившая в своё время театральное училище в Питере, давно уже не ждёт помощи от культурных инстанций Отечества и зарабатывает на свой театр собственным трудом. А в ее спектаклях на русском языке играют итальянцы, которые специально для этого изучают язык. Играют и сегодня, когда Россию, если верить пропагандистам, все и всюду поголовно не любят. Просто любовь пробуждается не пропагандой, она пробуждается добром.

Алла Картузова создала 22 года назад в Торонто «Русский молодёжный театр» и ставит вместе со своим мужем удивительной красоты спектакли, в которых дети и подростки увлечённо играют русские сказки и пьесы, изучая одновременно язык. Спектакли театра пользуются в Канаде такой популярностью, что Алле удаётся окупать затраты на костюмы, декорации и аренду зала, и она этому очень рада, потому что тоже давно уже не надеется на поддержку российских гуманитарных структур. Пыталась обращаться, но тщетно.

Анжелика Соколова-Оберхольцер ставит в Швейцарии прекрасные профессиональные спектакли на русском языке, придумывая и создавая собственными руками декорации, костюмы, реквизит, чтобы сэкономить каждый цент, потому что на гранты и субсидии рассчитывать не приходится…

У каждого из участников нашего фестиваля, как и у других создателей русскоязычных театров дальнего зарубежья, своя потрясающая судьба, отданная театру. Каждый из них без громких слов, без пафоса и апломба изо дня в день занимается благороднейшим бескорыстным делом – они сохраняют культурные связи между людьми, народами и странами. Они прокладывают свою тропинку от ребёнка к ребёнку, от человека к человеку, от души к душе. И мир русского театра, который они творят, остаётся театром добра.

В ноябре 2015-го я опубликовал материал с международного конгресса русских театров зарубежья, который проходил в Тбилиси и был приурочен к 170-летию Грибоедовского театра. Публикация называлась «Россия, повернись к нам передом». Это была прямая цитата из выступления Николая Свентицкого, многолетнего успешного директора Тбилисского Театра им. Грибоедова, человека, исключительно много делающего для развития грузино-российских культурных связей. Еще тогда, выступая на конгрессе, он говорил, обращаясь к России: «Наши великие режиссёры в русских театрах мира поддерживают вашу страну на чистом энтузиазме. Нас не надо агитировать за любовь к Пушкину, к России. Мы этой любви никогда не теряли. Это вы нас теряете. И нам все время хочется воскликнуть: «Россия, повернись к нам передом!» Но Россия нас не слышит».

С тех пор прошло семь лет. Отношение к нашей стране в мире по известным причинам явно не улучшилось. Но, даже несмотря на это, русские театры продолжают творить добро. А Россия продолжает их не видеть. И не слышать. И поэтому хочется еще раз громче воскликнуть: «Россия, повернись к ним передом!»


Поделиться в социальных сетях: