В этом году театральный фестиваль «Балтийский дом», которому исполняется 35 лет, проходит с 5 по 18 октября под девизом «Место силы». В преддверии фестиваля «Театрал» поговорил с его генеральным директором Сергеем ШУБОМ.
– Сергей Григорьевич, расскажите, какие сюрпризы готовит своим зрителям ваш юбилейный 35-й фестиваль?
– Мы боимся громких слов, поэтому я бы сказал, что это не юбилей, а просто повод собрать тех, кто долгие годы с нами дружил, сотрудничал, помогал нам и кому, в меру своих сил, помогали мы. Поэтому юбилейными тостами мы особенно не увлекаемся. Это очередной фестиваль, который существует в реальных условиях. А это означает, что мы сейчас обратили свой взгляд на Восток. К сожалению, наши европейские партнёры к нам пока не приезжают. Надеюсь, что это изменится. Мы всегда рады сотрудничеству с нашими традиционными партнерами – со странами Балтии. Но сегодня мы уже третий год зарубежный акцент фестиваля делаем на театрах к востоку от Петербурга. И это уже третий такой фестиваль.
Первый назывался «Взгляд на восток», второй – «Взгляд на восток»-2. Этот фестиваль мы назвали загадочно, но в то же время очень притягательно – «Место силы». Мы продолжаем сотрудничество с театрами, которые были у нас в прошлые два года. Это театры из Китая, из Индии, из Бахрейна. Они уже стали постоянными участниками нашего фестиваля. Мы приглашаем театры со спектаклями, я бы сказал, поэтическими и метафорическими. Это театры, исповедующие не только и не столько слово, сколько пластику, музыку, ритм. Мы открываем фестиваль с выступления Национального театра танца Республики Саха (Якутия). Их спектакль называется «С грозными очами, с острым кулаком девушка-богатырь Кыыдаан». Поставил этот спектакль известный режиссёр Сергей Потапов из Якутии, у нас в «Балтийском доме» он ставил несколько спектаклей, в частности, «Укрощение строптивой». А новая его постановка – это сочетание танца, пластики и музыки. Именно такого направления спектакли будут привлекать к себе, я думаю, особое внимание зрителей.
Приедет Казахский государственный академический театр для детей и юношества со спектаклем «Улпан». Это музыкальная драма Габита Мусрепова, связанная с историей казахского народа, а поставила этот спектакль Гульназ Балпеисова, тоже хорошо известная в России, ученица Римаса Туминаса.
А еще, как я уже сказал, будет спектакль нашего друга из Индии – Раджата Капура. Два года назад он привозил «Гамлета», а теперь «Братья Карамжале». Можно догадаться, что это «Братья Карамазовы», но своя интерпретация, безумно интересная для нашего российского зрителя.
Театр из Тибета – это вообще сенсация! В фестивале впервые примет участие Тибетский драматический театр из Китая с пьесой Шекспира «Гамлет». Вот такая потрясающая амплитуда жанров и интерпретаций будет на нашем фестивале!
В фестивале примут участие и наши давние друзья. Это и Театр Моссовета со спектаклем «Женитьба» в постановке главного режиссера театра Евгения Марчелли, который когда-то привозил к нам свой спектакль «Маскарад», еще когда руководил театром в городе Советске, и потом еще много других своих работ.
Театр «Сатирикон» – это тоже наш давний партнёр. Константин Аркадьевич Райкин покажет свой поэтический моноспектакль и свою новую режиссерскую работу – «Сирано де Бержерак» по Ростану, в котором играют его вчерашние студенты – молодые артисты театра. Он очень гордится и дорожит этим спектаклем, и мы будем им завершать наш фестиваль. Вот такой краткий обзор того, что можно будет у нас увидеть.
– Как вы выбирали работы участников международной программы или театры сами предлагали вам спектакли на свое усмотрение?
– Это взаимный процесс. За 35 лет жизни фестиваля у нас появились друзья практически в любой точке мира – от Якутии до Южно-Африканской Республики. Поэтому мы многое знаем, во многих странах и городах есть наши советники, эдвайзеры, которые нам подсказывают, что может быть интересно. Мы ездим сейчас, к сожалению, реже, но получаем видео, отсматриваем и выбираем. Это процесс диалога. Но повторяю, что у нас Бахрейн, Индия и Китай уже не в первый раз участвуют. Поэтому мы уже знаем, чего ждать и где искать. Где заложен тот магический кристалл искусства, который делает наш фестиваль одним из лучших и интеhеснейших в России.
– А Тибетский театр как вы нашли?
– У нас есть люди, которые нас держат в курсе того, что происходит в Китайской Народной Республике. Они рассказали нам об этом тибетском драматическом театре, как об уникальном явлении в Тибетском автономном округе. Эта часть страны для нас закрытая, почти недоступная. Но мы долго вели переговоры с руководством соответствующих структур Китая и получили разрешение.
Удалось добиться их приезда сюда к нам на фестиваль. Это всегда длинный процесс переговоров. Придумать-то можно всё что угодно, а воплотить труднее. Ведь это вопросы и политические, и экономические, и социальные, а также логистические и вопросы тайминга. Собрать фестиваль – непросто! Проще всего составить программу из названий, а вот конечная реализация программы в рамках задуманного – это уже огромные сложности, которые успешно решает наша, я бы сказал, совершенная команда. Команда у нас постоянная, много лет не меняющаяся. Это и арт-директор Марина Беляева, и наши кураторы фестиваля Мария Дубанова (Костина) и Ирина Якушева, и многие другие. И административная служба… Целый завод работает!
– Какие принципы остаются незыблемыми все годы существования вашего фестиваля?
– Несмотря на все обстоятельства, которые возникают, главное – это, конечно, художественный уровень того искусства, которое мы предъявляем зрителю. Мы не имеем права портить вкус зрителя. Мы можем предлагать ему спектакли на каком-то новом театральном языке, непривычном для зрения и слуха нашего петербургского и в целом российского зрителя. Это может быть экспериментом, но художественный уровень все равно должен быть высоким, должен волновать сердце зрителя, радовать его слух и очи. Высокий художественный уровень должен быть незыблем. И, конечно, мы на каждом фестивале должны предъявлять некий продукт, который будет «предвещать» театр завтрашнего дня. В этом году, например, у нас будет показан спектакль студентов ГИТИСа «Я – Гамлет. Ошибка». Это спектакль, ставший очень ярким событием в Москве. И появление такого плана работ тоже является необходимым звеном любого фестиваля.
– В этом году слоган фестиваля: «Место силы». Как вы расшифровываете это словосочетание применительно к вашему фестивалю и к театру в целом как явлению?
– Это популярное сегодня понятие. Место силы – это некий духовный центр, некое средоточие физической и духовной энергии. Это понятие широко распространено в буддизме, в восточных религиях, представители которых принимают участие в наших последних фестивалях. Это некое культовое место и в то же время источник какой-то уникальной энергии. Это священное место, это духовный центр, где соединяется духовная энергия театра, искусства и зрителя. И всё это вполне соответствует определению нашего фестиваля.
– Сергей Григорьевич, расскажите, какие сюрпризы готовит своим зрителям ваш юбилейный 35-й фестиваль?
– Мы боимся громких слов, поэтому я бы сказал, что это не юбилей, а просто повод собрать тех, кто долгие годы с нами дружил, сотрудничал, помогал нам и кому, в меру своих сил, помогали мы. Поэтому юбилейными тостами мы особенно не увлекаемся. Это очередной фестиваль, который существует в реальных условиях. А это означает, что мы сейчас обратили свой взгляд на Восток. К сожалению, наши европейские партнёры к нам пока не приезжают. Надеюсь, что это изменится. Мы всегда рады сотрудничеству с нашими традиционными партнерами – со странами Балтии. Но сегодня мы уже третий год зарубежный акцент фестиваля делаем на театрах к востоку от Петербурга. И это уже третий такой фестиваль.
Первый назывался «Взгляд на восток», второй – «Взгляд на восток»-2. Этот фестиваль мы назвали загадочно, но в то же время очень притягательно – «Место силы». Мы продолжаем сотрудничество с театрами, которые были у нас в прошлые два года. Это театры из Китая, из Индии, из Бахрейна. Они уже стали постоянными участниками нашего фестиваля. Мы приглашаем театры со спектаклями, я бы сказал, поэтическими и метафорическими. Это театры, исповедующие не только и не столько слово, сколько пластику, музыку, ритм. Мы открываем фестиваль с выступления Национального театра танца Республики Саха (Якутия). Их спектакль называется «С грозными очами, с острым кулаком девушка-богатырь Кыыдаан». Поставил этот спектакль известный режиссёр Сергей Потапов из Якутии, у нас в «Балтийском доме» он ставил несколько спектаклей, в частности, «Укрощение строптивой». А новая его постановка – это сочетание танца, пластики и музыки. Именно такого направления спектакли будут привлекать к себе, я думаю, особое внимание зрителей.
Приедет Казахский государственный академический театр для детей и юношества со спектаклем «Улпан». Это музыкальная драма Габита Мусрепова, связанная с историей казахского народа, а поставила этот спектакль Гульназ Балпеисова, тоже хорошо известная в России, ученица Римаса Туминаса.
А еще, как я уже сказал, будет спектакль нашего друга из Индии – Раджата Капура. Два года назад он привозил «Гамлета», а теперь «Братья Карамжале». Можно догадаться, что это «Братья Карамазовы», но своя интерпретация, безумно интересная для нашего российского зрителя.
Театр из Тибета – это вообще сенсация! В фестивале впервые примет участие Тибетский драматический театр из Китая с пьесой Шекспира «Гамлет». Вот такая потрясающая амплитуда жанров и интерпретаций будет на нашем фестивале!
В фестивале примут участие и наши давние друзья. Это и Театр Моссовета со спектаклем «Женитьба» в постановке главного режиссера театра Евгения Марчелли, который когда-то привозил к нам свой спектакль «Маскарад», еще когда руководил театром в городе Советске, и потом еще много других своих работ.
Театр «Сатирикон» – это тоже наш давний партнёр. Константин Аркадьевич Райкин покажет свой поэтический моноспектакль и свою новую режиссерскую работу – «Сирано де Бержерак» по Ростану, в котором играют его вчерашние студенты – молодые артисты театра. Он очень гордится и дорожит этим спектаклем, и мы будем им завершать наш фестиваль. Вот такой краткий обзор того, что можно будет у нас увидеть.
– Как вы выбирали работы участников международной программы или театры сами предлагали вам спектакли на свое усмотрение?
– Это взаимный процесс. За 35 лет жизни фестиваля у нас появились друзья практически в любой точке мира – от Якутии до Южно-Африканской Республики. Поэтому мы многое знаем, во многих странах и городах есть наши советники, эдвайзеры, которые нам подсказывают, что может быть интересно. Мы ездим сейчас, к сожалению, реже, но получаем видео, отсматриваем и выбираем. Это процесс диалога. Но повторяю, что у нас Бахрейн, Индия и Китай уже не в первый раз участвуют. Поэтому мы уже знаем, чего ждать и где искать. Где заложен тот магический кристалл искусства, который делает наш фестиваль одним из лучших и интеhеснейших в России.
– А Тибетский театр как вы нашли?
– У нас есть люди, которые нас держат в курсе того, что происходит в Китайской Народной Республике. Они рассказали нам об этом тибетском драматическом театре, как об уникальном явлении в Тибетском автономном округе. Эта часть страны для нас закрытая, почти недоступная. Но мы долго вели переговоры с руководством соответствующих структур Китая и получили разрешение.
Удалось добиться их приезда сюда к нам на фестиваль. Это всегда длинный процесс переговоров. Придумать-то можно всё что угодно, а воплотить труднее. Ведь это вопросы и политические, и экономические, и социальные, а также логистические и вопросы тайминга. Собрать фестиваль – непросто! Проще всего составить программу из названий, а вот конечная реализация программы в рамках задуманного – это уже огромные сложности, которые успешно решает наша, я бы сказал, совершенная команда. Команда у нас постоянная, много лет не меняющаяся. Это и арт-директор Марина Беляева, и наши кураторы фестиваля Мария Дубанова (Костина) и Ирина Якушева, и многие другие. И административная служба… Целый завод работает!
– Какие принципы остаются незыблемыми все годы существования вашего фестиваля?
– Несмотря на все обстоятельства, которые возникают, главное – это, конечно, художественный уровень того искусства, которое мы предъявляем зрителю. Мы не имеем права портить вкус зрителя. Мы можем предлагать ему спектакли на каком-то новом театральном языке, непривычном для зрения и слуха нашего петербургского и в целом российского зрителя. Это может быть экспериментом, но художественный уровень все равно должен быть высоким, должен волновать сердце зрителя, радовать его слух и очи. Высокий художественный уровень должен быть незыблем. И, конечно, мы на каждом фестивале должны предъявлять некий продукт, который будет «предвещать» театр завтрашнего дня. В этом году, например, у нас будет показан спектакль студентов ГИТИСа «Я – Гамлет. Ошибка». Это спектакль, ставший очень ярким событием в Москве. И появление такого плана работ тоже является необходимым звеном любого фестиваля.
– В этом году слоган фестиваля: «Место силы». Как вы расшифровываете это словосочетание применительно к вашему фестивалю и к театру в целом как явлению?
– Это популярное сегодня понятие. Место силы – это некий духовный центр, некое средоточие физической и духовной энергии. Это понятие широко распространено в буддизме, в восточных религиях, представители которых принимают участие в наших последних фестивалях. Это некое культовое место и в то же время источник какой-то уникальной энергии. Это священное место, это духовный центр, где соединяется духовная энергия театра, искусства и зрителя. И всё это вполне соответствует определению нашего фестиваля.




