Алексей Черепнев: «Мы предпочитаем делиться радостью»

 
Театр имени Моссовета переживает не самый простой сезон, рискнув совместить его с довольно серьезными ремонтными и реставрационными работами. С раннего утра в театр приходили мастера и строители, днем под шум строительного оборудования проводились репетиции, а вечером двери открывались для зрителей. Как удавалось все это совмещать, не реагировать на критику социальных сетей и презентовать публике очередные премьеры – в беседе с главным редактором «Театрала» рассказывает директор театра Алексей Черепнев.

– Алексей Анатольевич, давайте поговорим о минувшем годе, вы уже наверняка подвели итоги. Насколько активно публика отдавала предпочтение вашему театру и шла к вам? Удалось ли сохранить тот рост продаж, который возник после пандемии?

– Если сравнивать сегодняшнюю ситуацию не с сезонами ковидных ограничений, а с допандемийным 2019-м, что, на мой взгляд, корректнее, то нам удалось поднять планку продаж, посещаемости, количества премьер на 60 процентов, и это неплохие результаты. Во многом они объясняются репертуарной политикой нашего художественного руководителя Евгения Марчелли, который очень аккуратно и грамотно обновляет репертуар. По объективным причинам, минувший сезон был скромнее, хотя рост продаж в среднем по году на 10 процентов нам сохранить удалось.

Дело в том, что у нас был довольно сложный процесс ремонта зрительских туалетов, который мы не успели завершить за короткие каникулы, длящиеся у нас всего месяц, поскольку, как известно, Театр Моссовета – это один из немногих московских театров, работающих летом. Объём этих работ оказался значительно большим, чем мы предполагали – пришлось менять не только плитку и сантехнику, но и коммуникации, не знавшие ремонта множество лет и находящиеся в весьма плачевном состоянии. Когда стали снимать старую плитку, то выяснилось, что под ней находятся еще два плиточных «культурных слоя», оставшихся от предыдущих ремонтов, которые, как видно, делали второпях, просто покрывая одну плитку другой. До коммуникаций при таком сугубо косметическом подходе руки, естественно, не доходили, и все глубинные проблемы достались нам.

В результате пришлось сдвигать запланированные сроки работ и продолжать ремонт после того, как мы возобновили показы спектаклей. Это было чрезвычайно сложно, потому что с раннего утра шли ремонтные работы, после обеда приходилось отмывать театр от строительной пыли перед приходом публики, а вечером играть спектакль. Пришлось даже искусственно ограничить количество зрителей, чтобы снизить нагрузку на работающую часть туалетов; мы перестали продавать билеты на ярусы, изменили частично логистическую историю – меняли мужские туалеты на женские, попросив мужчин пользоваться этими удобствами на верхних этажах. И при этом нам было очень важно, чтобы темп ремонтных работ не отразился на качестве, мы контролировали буквально все – каждую деталь и мелочь. Заказали настоящие дубовые двери, хорошую плитку, отечественную, но красивую и надежную; сделали в дамских и мужских комнатах нормальные закрытые кабинки, избавившись наконец от «солдатских» полуфанерных перегородок. Одним словом – период был, что называется, врагу не пожелаешь.

– Зато сейчас эта часть инфраструктуры вашего театра выглядит исключительно достойно и стала одной из лучших среди московских театров. «Театрал» регулярно уделяет внимание этой деликатной теме после опроса, который мы провели на наших ресурсах. Мы попросили зрителей ответить на вопрос: «С чего для вас начинается театр: с гардероба, с буфета, с туалета?» И подавляющее большинство неожиданно для нас ответили: «С туалета»… Но ремонт у вас, насколько я понимаю, был значительно более объемным и не ограничивался лишь мужскими и дамскими комнатами?

– Конечно, самое главное и первое, за что мы взялись, так это замена оборудования сцены, которое давно уже не соответствовало требованиям времени. Теперь у нас один из самых современных пультов, полный парк лучшего светового оборудования. Причём нам повезло, потому что мы успели «заскочить в последний вагон» до ввода ограничений и закупили европейскую технику, которая значительно качественнее и надежнее. Сейчас еще что-то добираем, но уже не без сложностей, потому что порою поставщики, которые выигрывают конкурс, предлагают затем какую-то сомнительную технику под видом известных брендов, и нам приходится с этим бороться, всё перепроверяя и требуя привезти именно то, что театр заказывал. И подобные проблемы возникают едва ли не на каждом шагу, потому что многие подрядчики стремятся выиграть за счет разницы цен и предпочитают материалы подешевле, а нам важно, чтобы все было качественным, достойным и на года. Поэтому вместе с лучшим световым оборудованием мы заменили и звуковое, установив надежную и высококлассную систему «Майер». Как раз сейчас вся эта техника проходит свое первое серьезное «полевое» испытание премьерой музыкального спектакля Аллы Сигаловой «Щастье!». И мы с удовольствием осваиваем ее богатые возможности, радуя зрителя новыми форматами световых и звуковых эффектов, которые раньше нам были недоступны. Причем и здесь буквально всё приходилось подстраивать на ходу, немецкие инженеры с утра корректировали свет и звук, а вечером по-живому игрался спектакль.

В идеале, конечно, нужно было бы закрыть театр на время ремонта, как это делали и делают многие наши коллеги, но мы рискнули пойти своим тернистым путем. Предварительно обсудили этот рискованный шаг с коллективом, все настроились на временные неудобства, подготовили необходимые объяснения и извинения зрителям, и лишь после этого мы шагнули в свою эпоху перемен. Она еще продолжается, но первые результаты, радующие глаз, уже видны.

– Нельзя сказать, чтобы все были в восторге от такого искусства на марше. Вам, наверное, тоже приходилось читать и критические отзывы на такой формат совмещения ремонта со спектаклями. И видеть нелестные оценки стиля оформления…

– Нужно сказать, что до начала ремонта жалобы на устаревшие туалеты и отсутствие ремонта приходили регулярно и в больших количествах. А в течение самого сложного ремонтного периода, как раз связанного с туалетами, написали только одну жалобу. Всего за это время театр посетили более 20 тысяч человек, которые приняли наши объяснения и наши извинения, они нас поняли и, по сути, поддержали. Но мы и автору жалобы предложили извинительные бонусы, чтобы сгладить осадок, который действительно мог возникнуть.

А стилю и, главное, качеству ремонтно-восстановительных работ мы, как я уже говорил, уделяли и уделяем особое внимание. Нам с трудом удалось найти уникальных специалистов, которые еще сохранили навыки реставрации оселкового мрамора, а им облицованы наши исторические колонны. Я поражался дотошности, с которой они восстанавливали каждый сантиметр этих колонн. Посмотрите теперь, как празднично выглядит наша входная группа, как сияет отполированный мрамор, как современно и свежо выглядят фотографии, ставшие настоящим художественным украшением, а не просто элементами интерьера. Обратите внимание на наше большое фойе, которое мы где-то на месяц огородили, переоснастили там всю электрику, сделали потолок, отреставрировали огромную люстру – и теперь там зрители с удовольствием отдыхают и фотографируются.

Что же до тех наших «доброжелателей», которым все никак не дают покоя новые стилевые решения внутреннего оформления, то тут могу сказать только одно: театр – это отнюдь не памятник интерьерного искусства (разве что за исключением Большого театра). Напротив, это та культурная институция, которая обязана меняться – в том числе и внешне – вместе с меняющимся временем. А еще можно вспомнить, что Эйфелеву башню когда-то называли «срамом Парижа», и Мопассан бежал от нее – как говорится в одной хорошей пьесе (новая редакция которой, кстати говоря, в ближайшее время планируется к выпуску в Театре Моссовета) – потому что она «давила ему мозг своей пошлостью». Так что и великие иной раз бывают не вполне правы, а история все расставляет по местам.

– Учитывая, что в нашем отечестве любые временные неудобства имеют обыкновение становиться постоянными или сохраняться на неопределенный срок, чего ожидать зрителям от ваших перемен на марше? Есть шанс дожить до их завершения?

– Работы в зрительской зоне мы уже практически завершили, остались какие-то детали, которые доведем до ума незаметно для публики. Из масштабных дел, которые нам еще предстоят – это замена кресел в зале. Им уже больше 30 лет, и они свое отслужили. Сейчас мы завершаем подготовку проекта, чтобы за летний месяц оперативно организовать эту замену, провести косметическое обновление зала, проложить заодно новую систему суперсовременного объемного звучания. Также планируем завершить реконструкцию компьютерных штанкетных подъемов, произвести ремонт гримерок. Планы очень серьезные, но мы, уверен, справимся, потому что нам очень помогает департамент культуры столицы, нас всячески поддерживает руководство Москвы, и мы не можем не оправдать ожиданий наших зрителей.

– Возвращаясь к теме финансов, которые всегда и всех интересуют: если доходы театра стабильно, как вы говорите, растут, отражается ли это на доходах ваших сотрудников?

– Да, мы проиндексировали в 2024 году на 5 процентов окладную часть всем сотрудникам театра, а кроме окладной у нас существует еще и стимулирующая. Это касается не только актерской части коллектива, но и технической, а также Театра МОСТ, который теперь является обособленным структурным подразделением Театра Моссовета. Плюс к этим пяти процентам возросли и надбавки за интенсивность, потому что у нас стал плотнее репертуар, появились аншлаговые детские спектакли, которые по выходным идут несколько раз в день. Кроме этого, стало больше гастрольных поездок, стал напряженнее график – то есть нагрузка на сотрудников существенно возросла, а вместе с этим возросли и их доходы.

По итогам года у многих получается где-то 15–17 % увеличения. Уверен, этот рост продолжится, и аншлаговых спектаклей, которые приносят нам уверенные доходы, станет еще больше. Впрочем, и сейчас на «Бременских музыкантов» билеты, начиная с премьеры, разлетались, как только мы открывали продажи; убежден, что после того, как публика привыкнет к «паспортным» изменениям, все вернется на круги своя. «8 любящих женщин», недавно сыгранный в 100-й раз, собирает аншлаги не только в Москве, но и по всей стране. Я уже не говорю про легендарный мюзикл «Иисус Христос – суперзвезда», юбилейный 1300-й показ которого мы недавно отпраздновали. Эти спектакли стали нашей палочкой-выручалочкой и реально помогли нам уверенно стать на ноги вопреки ремонтным испытаниям.

– Насколько я понимаю, это не единственный юбилей, который выпал на текущий сезон?

– Конечно, сезон, вопреки всему, выдался действительно знаменательно праздничным. 22 января мы отметили юбилей Народной артистки РСФСР Валентины Илларионовны Талызиной, 17 марта мы отмечаем 90-летие Сергея Юрского, готовим для этого специальную программу его памяти. Затем – 100-летие Павла Хомского с открытием музейной экспозиции, ему посвященной, а летом – еще один юбилей его немеркнущего шедевра «Иисус Христос – суперзвезда», на сей раз 35-летие. Открывали же мы сезон мероприятиями, посвященными 130-летию Юрия Завадского. К юбилею создали в фойе мемориальный кабинет-музей Мастера. Сюда теперь постоянно приходят экскурсии, молодежь, увлеченная театром, там, как она выражается, «зависает». Очень уютный получился уголок с его рисунками, шаржами, книгами, набросками, личными близкими ему вещами. Это новое для нас пространство высоко оценили родственники Юрия Александровича. Его внук был тронут тем вниманием и любовью, с которой воссозданы штрихи многогранного образа легендарного худрука Театра им. Моссовета.

– У вас теперь можно путешествовать не только в прошлое, но и в настоящее. Сайт театра позволяет за пару минут виртуально пролететь от парадного подъезда до партера и балконов. И там, на сайте, много еще любопытных новинок появилось. То есть «ремонт» не обошел и эту цифровую часть театра?

– Сайт у нас не новый, но довольно свежий, просто мы его немного модернизировали. Наши сотрудники постоянно следят за ним, обновляют дизайн, добавляют новые функции. Теперь зрители могут не только виртуально побродить по театру, но и посмотреть фрагменты любимых спектаклей, послушать монологи своих кумиров. Причем все это грузится быстро, не зависает, без проблем открывается. А мы, со своей стороны, имеем возможность постоянно анализировать, что интересует нашего зрителя, какие странички он чаще посещает, где зависает, какими спектаклями интересуется, какие билеты покупает.

А дальше уже видим этих посетителей сайта у себя в зале и понимаем, что наша аудитория заметно молодеет, что ей с нами интересно. И виртуальная поначалу связь с театром превращается в реальное живое общение с ним уже в зале и в фойе, где мы после ремонта возобновляем специальные программы, которыми Театр Моссовета всегда славился. Сейчас там проходят музыкальные и творческие вечера наших артистов, сборные концерты, посвященные разным датам. Все это пользуется огромным успехом, и билеты на такие вечера раскупаются очень быстро. Причем не только нашими постоянными и верными зрителями, но и молодежью, которая зачастую сперва приобщается к театру, благодаря подобному «неформальному» формату, а следом покупает билеты уже на «традиционные» спектакли. Это, разумеется, не может не внушать оптимизма, поскольку если зрительская аудитория молодеет, то значит, у театра есть завтрашний день.

– А вы как-то стимулируете своих молодых и популярных актеров вести собственные блоги в сетях и тем самым тоже расширять аудиторию театра? Наш журнал все время ищет активных актеров-блогеров, чтобы публиковать их наиболее интересные посты, но список наш, увы, невелик.

– Да, конечно же, многие наши актеры ведут активную жизнь в социальных сетях и рассказывают, в том числе, о внутренней, закулисной жизни театра. Это сугубо их личное пространство, но если благодаря ему мы видим у себя новые лица, приобретаем новых друзей, то это не может не радовать.

– Однако социальные сети не только приводят новых друзей, но и раздувают новые конфликты или не дают угаснуть старым. Как вы справляетесь с этой виртуальной реальностью? Я что-то не встречал в сетях ваших ответов на нелестные оценки и выпады в ваш адрес.

– Я не вижу смысла ввязываться в дискуссии и давать поводы для все новых, грозящих стать бесконечными, препирательств. Мы все в театре заняты делом. У нас нет времени на пустословие. И конфликты, которые возникали по различным причинам, мы всегда стремились разрешить живым общением. Старались найти общий язык, точки соприкосновения, пытались услышать друг друга. Это не во всех случаях удалось, но мы, по крайней мере, старались. Не выносили все это в публичное пространство. И не будем выносить. Мы предпочитаем делиться радостью, а не горечью редких ссор.

– Если от мелких конфликтов перейти к глобальным: сейчас появился реальный шанс на завершение боевых действий на Украине. Десятки тысяч участников этих событий вернутся к мирной жизни, и многим из них потребуется эмоциональная реабилитация, будет нужна реальная помощь для того, чтобы перезагрузиться, прийти в себя, адаптироваться к новой реальности. Театр готов взять на себя миссию такой гуманитарной психологической помощи?

– Мы этим занимаемся едва ли не с первых месяцев СВО. Наши актеры не раз выезжали с концертами и творческими выступлениями в зону СВО, наши самые популярные и любимые зрителями актрисы много раз бывали в госпиталях, общались с ранеными, выступали перед ними, дарили им подарки. На наши спектакли приходили и постоянно приходят участники СВО, которых мы принимаем с особым вниманием, общаемся с ними после спектакля. Так что нам не привыкать к этой очень важной социальной миссии, мы ею занимаемся постоянно. И всегда готовы оказать помощь и поддержку тем, кто в этом нуждается.

В наши бригады, которые выезжали с выступлениями в самые тревожные точки СВО, входили ведущие актеры театра, а возглавлял эти гуманитарные поездки худрук Евгений Марчелли, что само за себя говорит, насколько серьезно мы относимся к этой миссии. Мне тоже доводилось бывать в освобожденных регионах, и я видел, как радостно и благодарно наших артистов встречали и принимали не только участники спецоперации, но и местные жители.

– Возвращаясь к творческой жизни театра – чем вы собираетесь порадовать зрителя в конце сезона, который неумолимо приближается?

– Наш замечательный режиссер Андрей Сергеевич Кончаловский готовит постановку «Макбета» – одну из величайших пьес мирового репертуара, которая в версии Кончаловского предстанет, я не сомневаюсь, чрезвычайно современной и актуальной историей и станет – несмотря на трагический жанр – настоящим подарком для публики. Готовится приуроченный ко Дню Победы спектакль «Нашествие» по пьесе Леонида Леонова, который поставит номинант «Золотой маски» этого года Владимир Кузнецов. Это сильное, во многом необычное и странным образом почти забытое произведение классика советской литературы, звучащее сегодня с какой-то особой актуальностью.

Планируется премьера спектакля «Машенька» Александра Афиногенова, над постановкой работает молодой режиссер Евгения Тикиджи-Хамбурьян, ученица Кончаловского – еще один сценический эксперимент по обращению к советской классике в наших реалиях. Важно отметить, что в 1940-е годы обе эти пьесы – и «Машеньку», и «Нашествие» – с большим успехом поставил на сцене Театра Моссовета Юрий Завадский, так что не будет преувеличением сказать, что весь нынешний сезон у нас проходит под знаком его юбилея. У нас есть и целый план различных проектов, в которых мы хотим задействовать старшее поколение труппы – очень всеми любимых артистов, чтобы подарить им возможность новой встречи со зрителями, а зрителям позволить еще раз насладиться их неувядающим талантом.

Мы все в театре погружены в работу, которая нас воодушевляет и радует и от которой невозможно оторваться. Я уже четыре года не был в отпуске (хотя это, конечно, и неправильно), но не чувствую усталости от работы. От общения с нашими потрясающе одаренными людьми. Каждый день с раннего утра я тороплюсь в театр. И всякий раз словно по-новому открываю для себя и все его радости, и все проблемы, и удивительный потенциал, который нам с нашей талантливой командой еще предстоит раскрывать и реализовывать, превращая в новые яркие постановки на радость нашим зрителям.

Журнал «Театрал», апрель 2025 г.


Поделиться в социальных сетях: