24 ноября в Театре Маяковского состоялась премьера уникального акустического проекта композитора и режиссера Петра Айду «Сон в русскую ночь». В своем полифоническом произведении он в звуковых образах раскрыл для зрителей-слушателей фрагменты знаковых для русской культуры текстов Пушкина, Шукшина, Булгакова и Платонова.
В этот акустический «Сон» зрители погружаются благодаря звуковым машинам, которыми артисты управляют как единый слаженный организм, словно своего рода «человечки из часов». В сюжетах, которые можно увидеть и услышать на сцене, нет конкретных персонажей, есть только их акустические прообразы. Они создаются актерами в разных точках сцены и зала: один актер озвучивает персонажа, произнося его реплики, второй – аудиально воссоздает движения его тела, воспроизводя стук шагов и шуршание одежды, а третий – помогает герою перемещаться в пространстве: местонахождение его меняется благодаря рупорам, так герои могут «оказаться» в любой точке зала.
Для создания этого акустического спектакля худрук Театра им. Маяковского Егор Перегудов пригласил лидера «Персимфанса», преподавателя Московской Консерватории, композитора и режиссера Петра Айду.
«Спектакль создан целиком из звуков – мы называем этот жанр «акустический театр». Артисты «рисуют» звуковые картины самыми разными способами, создавая драматическое действие только для слухового восприятия. Звуковые миражи переносят зрителей в поворотные сцены русской литературы: булгаковская Маргарита летит над Москвой, Дубровский поджигает родное поместье, инфернальный герой Платонова передаёт на Землю послание из космоса... И весь этот парад видений сплетается в сон в русскую ночь», – говорит режиссер.
Такой формат аудиальных картин появился под влиянием радиоспектаклей советского времени, когда еще не существовало монтажа и для того, чтобы транслировать радиоспектакль, актеры, шумовая бригада и оркестр собирались и исполняли одним дублем всю музыкально-драматическую композицию целиком. В постановке Петра Айду весь состав «оркестра актеров» создает уже трехмерную картину, находясь в непосредственной близости от слушателя и применяя как старинные акустические устройства, так и современные технологии.
Особенность спектакля – применение ноу-хау разработок, сосуществующих на сцене со звуковыми системами XVII века. Для того, чтобы воспроизвести все необходимые шумы, актерам Театра Маяковского буквально пришлось освоить новую профессию фоли-артиста, погрузившись в главные особенности студийной синхронной работы. Звук пения птиц, например, создается за счет движения воды и канифоли по поверхности зеркала, а шумовая машина «Кузнечики» за секунду воссоздает ассоциацию стрекотания жуков в жаркий летний вечер. Самый древний инструмент в оркестре – «Ветер-машина», используемая в театральной механике не одно столетие. Благодаря скольжению ткани по лопастям барабана создается почти настоящий шум ветра, дождя и бури. В партитуре спектакля нашлось место и записанным на грампластинки с натуры звукам со старыми театральными шумами, и экспериментальной электронной музыке.
Как отметил режиссер, при выборе материала он ориентировался на те произведения и те их фрагменты, в которых авторы подробно описывали «звуковую дорожку» текста. Как, например, это делает Пушкин в «Дубровском». Петр Айду воспроизводит сцену поджога усадьбы: треск пламени, звук обвалившейся кровли, звон колокола, крики дворовых. Все элементы единой звуковой картины направлены на то, чтобы зритель погрузился в самый эпицентр эпизода: мог ощутить себя если не частью событий, то буквально прямым свидетелем происходящего. Закрыв глаза, мог бы почувствовать и отпрянуть, давая дорогу с грохотом отъезжающей от горящей усадьбы тройке лошадей. А в рассказе Шукшина ощутить шелест травы в летний день и шум внезапно начавшегося дождя или подслушать разговоры соседей за тонкой стенкой коммуналки. А потом стать «свидетелем» буйства булгаковской Маргариты в квартире критика Латунского.
Благодаря использованию всех возможностей саунд-арта на сцене, действие оживает в тех проявлениях, которые в театре обычно воспроизводят лишь через динамики. Здесь вы не увидите ярких костюмов или декораций, но легко почувствуете, как герои произведений словно бы пройдут рядом и уведут вас за собой, в сны, навеянные их авторами.
В этот акустический «Сон» зрители погружаются благодаря звуковым машинам, которыми артисты управляют как единый слаженный организм, словно своего рода «человечки из часов». В сюжетах, которые можно увидеть и услышать на сцене, нет конкретных персонажей, есть только их акустические прообразы. Они создаются актерами в разных точках сцены и зала: один актер озвучивает персонажа, произнося его реплики, второй – аудиально воссоздает движения его тела, воспроизводя стук шагов и шуршание одежды, а третий – помогает герою перемещаться в пространстве: местонахождение его меняется благодаря рупорам, так герои могут «оказаться» в любой точке зала.
Для создания этого акустического спектакля худрук Театра им. Маяковского Егор Перегудов пригласил лидера «Персимфанса», преподавателя Московской Консерватории, композитора и режиссера Петра Айду.
«Спектакль создан целиком из звуков – мы называем этот жанр «акустический театр». Артисты «рисуют» звуковые картины самыми разными способами, создавая драматическое действие только для слухового восприятия. Звуковые миражи переносят зрителей в поворотные сцены русской литературы: булгаковская Маргарита летит над Москвой, Дубровский поджигает родное поместье, инфернальный герой Платонова передаёт на Землю послание из космоса... И весь этот парад видений сплетается в сон в русскую ночь», – говорит режиссер.
Такой формат аудиальных картин появился под влиянием радиоспектаклей советского времени, когда еще не существовало монтажа и для того, чтобы транслировать радиоспектакль, актеры, шумовая бригада и оркестр собирались и исполняли одним дублем всю музыкально-драматическую композицию целиком. В постановке Петра Айду весь состав «оркестра актеров» создает уже трехмерную картину, находясь в непосредственной близости от слушателя и применяя как старинные акустические устройства, так и современные технологии.
Особенность спектакля – применение ноу-хау разработок, сосуществующих на сцене со звуковыми системами XVII века. Для того, чтобы воспроизвести все необходимые шумы, актерам Театра Маяковского буквально пришлось освоить новую профессию фоли-артиста, погрузившись в главные особенности студийной синхронной работы. Звук пения птиц, например, создается за счет движения воды и канифоли по поверхности зеркала, а шумовая машина «Кузнечики» за секунду воссоздает ассоциацию стрекотания жуков в жаркий летний вечер. Самый древний инструмент в оркестре – «Ветер-машина», используемая в театральной механике не одно столетие. Благодаря скольжению ткани по лопастям барабана создается почти настоящий шум ветра, дождя и бури. В партитуре спектакля нашлось место и записанным на грампластинки с натуры звукам со старыми театральными шумами, и экспериментальной электронной музыке.
Как отметил режиссер, при выборе материала он ориентировался на те произведения и те их фрагменты, в которых авторы подробно описывали «звуковую дорожку» текста. Как, например, это делает Пушкин в «Дубровском». Петр Айду воспроизводит сцену поджога усадьбы: треск пламени, звук обвалившейся кровли, звон колокола, крики дворовых. Все элементы единой звуковой картины направлены на то, чтобы зритель погрузился в самый эпицентр эпизода: мог ощутить себя если не частью событий, то буквально прямым свидетелем происходящего. Закрыв глаза, мог бы почувствовать и отпрянуть, давая дорогу с грохотом отъезжающей от горящей усадьбы тройке лошадей. А в рассказе Шукшина ощутить шелест травы в летний день и шум внезапно начавшегося дождя или подслушать разговоры соседей за тонкой стенкой коммуналки. А потом стать «свидетелем» буйства булгаковской Маргариты в квартире критика Латунского.
Благодаря использованию всех возможностей саунд-арта на сцене, действие оживает в тех проявлениях, которые в театре обычно воспроизводят лишь через динамики. Здесь вы не увидите ярких костюмов или декораций, но легко почувствуете, как герои произведений словно бы пройдут рядом и уведут вас за собой, в сны, навеянные их авторами.