30 сентября, в день рождения Бориса Юхананова, в Электротеатре прошла презентация его книги «Театр целиком. Заметки о режиссуре». В монографию вошли тексты, лекции и манифесты разных лет (в период с 1980 до 2018 года), ранее не публиковавшиеся.
Открыла презентацию директор театра Ирина Золина: «Каждый год мы старались освободить в репертуаре этот день для Бориса Юрьевича, но он очень не любил проводить дни своего рождения в бездействии и, наоборот, старался максимально занять своё расписание. Думаю, и сегодняшний день срежиссирован им, презентация книги должна была состояться ещё в июле. В итоге мы все собрались здесь 30 сентября, в первый день рождения без него».
Книгу «Театр целиком. Заметки о режиссуре» представили театровед Кристина Матвиенко, преподаватель ГИТИСа Алёна Карась, театровед и специалист по творчеству Бориса Юхананова Леда Тимофеева, издатель Егор Зернов. Кураторы презентации рассказали не только о том, что вошло в «Заметки о режиссуре», о процессе создания книги, но много размышляли о большом наследии, архиве Бориса Юхананова, который с уходом режиссёра предстоит осмыслить, а самое главное – найти адекватную форму выражения.
Возможно ли без упрощения, сокращения, без стремления адаптировать архивные записи сохранить интонацию Юхананова, первоначальный смысл его высказываний и размышлений? Этот вопрос задавали друг другу все работающие с архивом режиссёра в попытке понять, какую стратегию подачи материала выбрать в последующих изданиях.
«Книгу «Театр целиком. Заметки о режиссуре» мы готовили вместе с Борисом Юрьевичем. Меня поразило его свойство не просто делать искусство, а сразу же находить слово для этого искусства, причем слово новое, исследующее, переозначающее пространство. В книге мы постарались отразить все периоды творчества Юхананова: дали к каждому периоду программные тексты, что позволяет выделить эволюцию художественной мысли режиссёра. Все тексты, манифесты я кристаллизировал до необходимого минимума и приносил готовый материал уже для обсуждения с Борисом Юрьевичем. В таких разговорах книга приближалась к выпуску. При этом в ней нет адаптивности, упрощения», – поделился Егор Зернов.
Участники презентации охарактеризовали получившуюся книгу и путешествием по теоретическому миру, который неразрывно связан с практикой, и интеллектуальной рефлексией, равной настоящей поэзии. Алёна Карась также подчеркнула, что режиссёры, способные сами осмыслять свой путь в текстах и монографиях, – это большая редкость.









Открыла презентацию директор театра Ирина Золина: «Каждый год мы старались освободить в репертуаре этот день для Бориса Юрьевича, но он очень не любил проводить дни своего рождения в бездействии и, наоборот, старался максимально занять своё расписание. Думаю, и сегодняшний день срежиссирован им, презентация книги должна была состояться ещё в июле. В итоге мы все собрались здесь 30 сентября, в первый день рождения без него».
Книгу «Театр целиком. Заметки о режиссуре» представили театровед Кристина Матвиенко, преподаватель ГИТИСа Алёна Карась, театровед и специалист по творчеству Бориса Юхананова Леда Тимофеева, издатель Егор Зернов. Кураторы презентации рассказали не только о том, что вошло в «Заметки о режиссуре», о процессе создания книги, но много размышляли о большом наследии, архиве Бориса Юхананова, который с уходом режиссёра предстоит осмыслить, а самое главное – найти адекватную форму выражения.
Возможно ли без упрощения, сокращения, без стремления адаптировать архивные записи сохранить интонацию Юхананова, первоначальный смысл его высказываний и размышлений? Этот вопрос задавали друг другу все работающие с архивом режиссёра в попытке понять, какую стратегию подачи материала выбрать в последующих изданиях.«Книгу «Театр целиком. Заметки о режиссуре» мы готовили вместе с Борисом Юрьевичем. Меня поразило его свойство не просто делать искусство, а сразу же находить слово для этого искусства, причем слово новое, исследующее, переозначающее пространство. В книге мы постарались отразить все периоды творчества Юхананова: дали к каждому периоду программные тексты, что позволяет выделить эволюцию художественной мысли режиссёра. Все тексты, манифесты я кристаллизировал до необходимого минимума и приносил готовый материал уже для обсуждения с Борисом Юрьевичем. В таких разговорах книга приближалась к выпуску. При этом в ней нет адаптивности, упрощения», – поделился Егор Зернов.
Участники презентации охарактеризовали получившуюся книгу и путешествием по теоретическому миру, который неразрывно связан с практикой, и интеллектуальной рефлексией, равной настоящей поэзии. Алёна Карась также подчеркнула, что режиссёры, способные сами осмыслять свой путь в текстах и монографиях, – это большая редкость.













