Ночь музея

Почему о театральном наследии заботятся только энтузиасты? На вопрос «Театрала» отвечают эксперты номера

 

Страна без памяти


Уже не один год группы немногочисленных энтузиастов воюют с московскими властями за сохранение культурного наследия столицы – старинных особняков, которые один за другим сносят под различными предлогами ради точечной застройки. У энтузиастов от спасения ветхого домика никакой личной выгоды. Одно моральное удовлетворение, если удастся сохранить хоть осколочек великой истории. У чиновников всех мастей от этих осколков никакого удовлетворения, зато от любой застройки, да еще в самом центре, не то что удовлетворение, а сладостный откат. Стоит ли гадать, у кого больше шансов выиграть? Память в России ничего не стоит. С нею играют как хотят и в угоду любой конъюнктуре. Будь то история, которую без конца переписывают. Будь то памятники, которые все чаще и чаще сносят. Будь то храмы, которые то модно сносить, то модно строить, хотя и в том и в другом случае к вере это не имеет никакого отношения. Всего лишь политика и бизнес или бизнес и политика. Но не вера и не память.

У нас каждый новоиспеченный вождь, просидевший на троне чуть больше разумного, начинает считать себя великим, полагает, что народ без него сирота, а страна его именем увековечит все, что только можно. Но стоит даже самому народному вождю слететь из кресла в никуда, и память о нем выветривается тут же, а об его имя вытирают ноги даже те, кто еще недавно припадал к его голенищу. И можно не заглядывать для примера в прошлый век, вспоминая Ленина, Сталина или Брежнева. Оглянемся на Лужкова, которого еще вчера вроде бы обожала едва ли не вся Москва вместе с ближним Подмосковьем. Вышибли стул из-под Михалыча, и память о нем в неблагодарных сердцах москвичей развеялась быстрее, чем он вывез из мэрии свои знаменитые кепки. В стране всеобщего беспамятства это нормально. В обществе цивилизованном подобное дико. Но у нас цивилизованность измеряют в баррелях, а уровень культуры – по спискам «Форбса».

Поэтому всякий раз, когда в редакцию приходит очередное письмо с просьбой поддержать театральный музей, спасти мемориальную квартиру великой актрисы или уникальную библиотеку всемирно известного режиссера – мы не удивляемся. Мы не восклицаем: как же так?! И не питаем иллюзий, даже если нам удается достучаться до очередного чиновника. Мы просто никогда не забываем, что живем в стране без памяти, где и живых классиков не принято ценить и беречь. Где не только о ветеранах сцены, но и о ветеранах войны, которые нас когда-то спасли, вспоминают лишь раз в году, да и то формально. Мы с горечью понимаем, что наша память – она в наших руках и наших сердцах. Если не сохраним сами, не сбережем и не защитим – надеяться не на кого. И меньше всего смысла рассчитывать на власть. Она будет помнить лишь тех, чье имя работает на нее. А с теми, чьи имена остались в истории, ей не по пути, как бабочке-однодневке со стаей белых журавлей. Вот и получается, что выход один – не взывать и не надеяться, а помнить и беречь. Самим. Без надежд и иллюзий.

  • Нравится


Самое читаемое

  • В Грузии устроили протест против гастролей театра «У Никитских ворот»

    В Кутаиси вечером в  субботу, 19 октября, около двух десятков членов неправительственной организации вышли на акцию протеста, стихийно устроенную перед знанием Театра им. Месхишвили. Участники акции показали администрации кутаисского театра и московской труппе «красные карточки», заявив тем самым, что для них неприемлемо нахождение российского театра в Кутаиси. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Ленком» готовит премьеру последнего спектакля Марка Захарова

    Творческая команда «Ленкома» продолжает работу над спектаклем «Капкан» по произведениям Владимира Сорокина, который не успел закончить Марк Захаров. Первоначально премьера намечалась на 2 декабря. Эту дату дирекция «Ленкома» решила не менять. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Не волнуйтесь за нас»

    В воскресенье, 20 октября, в Кутаисском театре в Грузии прошел второй, завершающий день гастролей театра Марка Розовского «У Никитских ворот». А днем ранее гастроли театра попыталась сорвать группа грузинских радикалов, которые посчитали неприемлемыми выступления московского коллектива «в условиях российской оккупации». ...
  • В Грузии устроили протест против гастролей театра «У Никитских ворот»

    В Кутаиси вечером в  субботу, 19 октября, около двух десятков членов неправительственной организации вышли на акцию протеста, стихийно устроенную перед знанием Театра им. Месхишвили. Участники акции показали администрации кутаисского театра и московской труппе «красные карточки», заявив тем самым, что для них неприемлемо нахождение российского театра в Кутаиси. ...
  • Директор театра Karlsson Hause Анна Павинская: «Мы любим риск»

    У репертуарного театра в России есть очевидное преимущество: здесь возможен риск. Например, не сложился спектакль, и постановку списали уже на генеральной репетиции. Но в частном театре, наверное, подобные риски недопустимы. ...
  • Артисты «Ленкома» попросили присвоить театру имя Марка Захарова

    Артисты «Ленкома» обратились к мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой присвоить театру имя Марка Захарова, который был художественным руководителем коллектива. «Сейчас подготовлено обращение от труппы театра, со всеми народными артистами и другими уважаемыми артистами, на имя Сергея Семеновича Собянина о том, чтобы назвать театр «Ленком Марка Захарова», – сказал ТАСС председатель комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям Евгений Герасимов. ...
Читайте также