Трудно быть человеком

Юрий Бутусов сделал из Брехта философа

 
Фото: Михаил Гутерман
От постановок по пьесам Брехта сегодня ждут оппозиционного нерва, смелости и театральной свободы. Но результатом, как правило, остаются недовольны. А вот со спектакля Юрия Бутусова «Добрый человек из Сезуана» (Театр имени Пушкина) все выходили потрясенные. Хотя политическим и бунтарским его точно не назовешь.
Юрий Бутусов сбил с Брехта социальный пафос и перевел историю о «правилах поведения» в современном обществе, где можно быть добрым только к самому себе, на язык философской притчи. Единственный «добрый человек», в поисках которого боги – в лице уставшей, молчаливой девушки (Анастасия Лебедева) – исходили полмира, нашелся в сумеречном местечке с мертвыми деревьями и голой кирпичной стеной. На нее художник Александр Шишкин спроецировал граффити и ретрофотографии, в том числе девочек-двойняшек.

Это фото появится не раз, оттеняя раздвоенность главной героини – проститутки Шен Те, готовой помочь всем и каждому, но вынужденной превращаться в свою противоположность – «двоюродного брата» Шуи Та. Он легко идет на жесткие меры, ставит на место всех, кто сел на голову. И табачная лавочка Шен Те превращается в табачную фабрику. Все вчерашние потребители халявной «доброты» надевают робу, выстраиваются в шеренгу и под окрики надсмотрщика поют зонги на яростном немецком. А на заднике сцены – красной бегущей строкой – перевод: о рабочих слонах, корчующих лес и подгоняемых слоном падишаха. Не хочешь, чтобы тобой пользовались другие, используй их сам – как ресурс, как рабсилу или просто расходный материал – вопреки заповеди «возлюби ближнего своего». Жить по ней все равно невозможно. В современном мире, где безотказно действует только закон конкуренции, это так же трудно, как трудно быть богом.

Шен Те эта непосильная миссия доводит до физического изнеможения и отчаяния. Оно вибрирует и трещит на связках Александры Урсуляк, которая в этой роли поднимается на трагические, пронзительно высокие ноты. Вульгарность в ней сочетается с беспомощностью и детской растерянностью. Мокрые растрепанные волосы, размазанная тушь, рваные колготки, шарнирная походка на высоченных каблуках. Она с трудом влачит не только свое существование, но и тело. Устало и напряженно, аккумулируя остаток сил. Правда, этих сил ей хватит на то, чтобы вытащить из петли летчика, потерявшего возможность летать, и полюбить этого человека.

И его, и себя Шен Те щедро поливает водой, а сверху на них, как на молодоженов, падает рисовый дождь. В бутусовском спектакле он не раз «прольется» на сцену и на головы героев, как «манна небесная», которая, увы, не помогает жить. Полетят сверху и сигаретные пачки – вместо освежающего ливня. И Брехт в эти минуты будет выглядеть настоящим поэтом, множа ассоциации и подсказывая, что на простую воду, как и на христианское чувство, в обществе потребления нет спроса. В пьесе «Добрый человек из Сезуана» Юрия Бутусова интересовали прежде всего мировоззренческие стыки с современностью, а не общественно-политические – невозможность оставаться самим собой и держаться своих идеалов, перелицовка ценностей и смена лиц. Сегодня я один, а завтра – другой. Сегодня думаю о других, а завтра – только о себе, задвигая подальше понятие о «справедливости». Эти стыки видны в скупых режиссерских метафорах и в трагическом гротеске, на грани которого балансирует Александра Урсуляк.

Брехтовскую эксцентрику она соединяет с живой эмоцией, бьющей через край. Даже в белом свадебном платье Шен Те так «наэлектризованна», что кажется, сейчас произойдет «короткое замыкание». И вот она, как пьяная оторва, отчаянная и отчаявшаяся, расплескивает над головой бутылку – на подкосившихся ногах. Но уже в следующей сцене деловито и энергично расхаживает в мужском костюме. В отличие от Шен Те, которая разрывалась между желанием помочь любимому человеку и не обидеть остальных, Шуи Та заботит только прибыль. И все-таки Бутусов избегает черно-белых красок, вместо плаката – у него живопись экспрессиониста, кричащая и неоднозначная. Несчастное существо Шен Те постоянно выбирается из-под маски Шуи Та, как растрепанные женские волосы выбиваются из-под мужской шляпы. К концу первого действия она кричит, что не хочет ничего просчитывать, что хочет просто любить. А к концу спектакля только прохрипит: «Помогите!»

Этот крик смертельно уставшего «доброго человека» останется без ответа. Бог в спектакле Бутусова молчалив и беспомощен. Это обычная светловолосая девушка, которая так же страдает и так же слабеет, как Шен Те, а в какой-то момент превращается в ее двойника – и то ли с сожалением, то ли с испугом смотрит на себя в огромное темное зеркало. Ее не замечает никто, кроме продавца воды (Александр Матросов) – богом обиженного инвалида, который не держит обид ни на людей, ни на высшую силу. В разговоре с ней он превращается в атлетически сложенного человека, являя внутреннюю сущность праведника, сильного и крепкого духом. Он видит, что «добрые намерения подводят к краю пропасти, а добрые дела просто сбрасывают вниз». И он готов вмешаться. Вот только бог не готов его поддержать.

Юрий Бутусов заводит «Доброго человека из Сезуана» в тупик. Эмоциональная катастрофа, которую переживает Шен Те, ведет к потере самоидентификации и к абсолютной растерянности. «Добро с кулаками», то есть борьба за себя, неизбежно наносит удар по собственным моральным установкам и уж тем более по христианской морали, которую то и дело «отправляют в нокаут».

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • «Он прошел в искусстве счастливый путь»

    Во вторник, 1 октября, в московском театре «Ленком» проходит церемония прощания с Марком Захаровым. Художественный руководитель театра, народный артист СССР ушел из жизни 28 сентября. Проститься с ним пришли многие деятели искусства, в числе которых Александр Калягин, Галина Волчек, Александр Ширвиндт, Евгений Миронов, Константин Богомолов, Юрий Бутусов, Марк Розовский, Евгений Писарев, Дмитрий Крымов, Миндаугас Карбаускис, Алексей Бородин, а также тысячи поклонников творчества мастера. ...
  • Константин Райкин: «Я совершенно не согласен с сегодняшним решением суда»

    На сайте «Сатирикона» опубликован комментарий худрука театра Константина Райкина по поводу приговора Павлу Устинову, которому Мосгорсуд изменил наказание с 3,5 года колонии на год лишения свободы условно с испытательным сроком два года. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Театр «Практика» обратился к польской драматургии

    Театр «Практика» готовится представить премьеру спектакля «У нас все хорошо» по пьесе польского драматурга Дороты Масловской. Над постановкой работают артисты театра «Июльансамбль» под руководством молодого режиссера Ивана Комарова, известного работами «Баал» и «Абюьз» в Центре им. ...
  • Театр Ленсовета представит просветительский проект «Связь времен»

    Премьера «Гоголь и К°», первый вечер литературно-просветительского проекта «Связь времен», состоится 18 октября на Малой сцене Театра им. Ленсовета. По замыслу авторов, проект, который будет проходить в формате читок, соединит в себе классическую и современную литертуру. ...
  • Лоран Илер расскажет о Нурееве и «Дон Кихоте»

    В преддверии премьеры балета «Дон Кихот» в версии Рудольфа Нуреева, Московский музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко устраивает встречу с руководителем балетной труппы, учеником Нуреева Лораном Илером. ...
  • «Одна из моих любимых работ в "Табакерке"»

    Губернский театр 19 и 20 октября представит возобновленную версию спектакля Олега Табакова «На всякого мудреца довольно простоты». Легендарная постановка с успехом шла на сцене «Табакерки» более 15 лет (1997-2014). ...
Читайте также