«Нужны новые формы»

Может ли независимый проект стать альтернативой репертуарному театру?

 
Арт-площадка «Скороход» открылась в Петербурге в октябре прошлого года, но уже стала местом, известным не только в Северной столице, но и за ее пределами. «Скороход» работает как free stage – свободная площадка, на которой теоретически может заявить о себе никому не известный театр. Поэтому сегодня в афишу «Скорохода» входят спектакли независимых театральных и танцевальных трупп. На вопросы «Театрала» отвечает арт-директор «Скорохода» Татьяна Прияткина.
– Татьяна, на сайте «Скорохода» говорится, что ваша площадка – это альтернатива репертуарному театру. Вы считаете, что такая альтернатива нужна?

– Безусловно, ведь любое искусство должно развиваться свободно. И если существует система репертуарных театров (пресловутый «театр-дом» с постоянной труппой, главным режиссером и, соответственно, репертуаром), то должно существовать и нечто противоположное. К сожалению, в Питере таких альтернативных площадок не хватало, поэтому мы и решили создать наш «Скороход». При этом я подчеркну, мы совершенно не против репертуарного театра – мир большой, всем место найдется. Но без альтернативных площадок в искусстве начнется застой. И особенно опасно это в наши дни.

– Почему вы так решили?

– Театральная публика очень меняется. Для молодых людей репертуарный театр ассоциируется с чем-то старомодным, не имеющим отношения к нашим дням… Разумеется, это стереотипы, но молодежь в репертуарные театры ходит не так часто, как хотелось бы, поскольку там мало современных спектаклей. И мы в «Скороходе» хотим это исправить.

– Но при этом вы ведь становитесь заложником своего положения. Что вы будете делать, если в «Скороходе» родится замечательный спектакль – неужели безжалостно расстанетесь с ним?

– Ну почему же. Пусть в «Скороходе» будет свой репертуар – это очень хорошо.

– В таком случае у вас и получится репертуарный театр…

– Нет, у «Скорохода» иные принципы. Мы же не говорим, что повторять спектакль – плохо. Мы противостоим той самой внутренней «системе», из-за которой репертуарный театр пришел в упадок. Системе труппы, системе актерских званий (заслуженный, народный), необходимости следовать графику выпуска спектаклей – все это в конечном итоге опустошает артиста, уничтожает творческие принципы, лишает его здоровой конкуренции. В итоге с актерским дипломом можно устроиться в какой-нибудь академический театр и всю жизнь играть «Кушать подано». А где же труд? Где борьба?

– Репертуарные театры имеют сильное преимущество: значительную долю их бюджета составляют государственные деньги. А экспериментальная площадка может быть рентабельной?

– Конечно, для «Скорохода» стоит вопрос об окупаемости, поскольку у нас нет регулярных государственных дотаций, нет и постоянного спонсора. Основную часть денег мы должны заработать сами, поэтому зрительский спрос формирует нашу афишу. Мы смотрим, какие спектакли пользуются успехом, а какие нет. Для нас это немаловажно.

– Как известно, соприкосновение с экономикой губительно для культуры. Работа на «спрос» как раз и превращает театр в «производство»…

– Думаю, нас эта участь обойдет стороной, поскольку программа «Скорохода» тщательно продумана. Есть определенный художественный посыл, который находится в балансе с коммерцией. Есть очень четкая позиция по отношению к отбору того, что мы хотим здесь видеть. Это либо спектакли по современной драматургии, либо постановки, современные по форме. При этом мы понимаем, что показывать совершеннейший андеграунд нельзя, потому что у нас зал на 200–250 мест и его нужно заполнить. Случай «Скорохода» – это те эксперименты в области театра, которые еще не стали мейнстримом, но уже нашли своего зрителя. Собственно, это и есть те проекты, которых мы ждем в наших стенах. Например, спектакль «Этюд-театра» «Потудань» Семена Серзина по повести Андрея Платонова. Он стоит в нашей афише. Это очень хороший, но немного «не наш» спектакль: слишком традиционное решение, слишком традиционный материал… А вот спектакль того же «Этюд-театра» «Двое бедных румын, говорящих по-польски» Евгении Сафоновой – для нас это очень точное попадание в формат.

– Как выстраивается афиша «Скорохода»?

– Система строится очень просто. Любой театр может предложить нам свой проект, прислать видео. Дальше мы решаем, подходит проект нам по формату или нет. В нашей афише уже есть спектакли театра «АХЕ», постановки «Этюд-театра», несколько документальных спектаклей. В Петербурге практически не осталось ни одного независимого театрального проекта, с которым нам бы уже ни довелось посотрудничать. Поэтому планируем расширять «географию». Так, в ближайшие месяцы вместе с Французским институтом привезем спектакль «Человек/животное» хореографа Вендетты Матеа. В конце июля планируем устроить Неделю Швейцарии. В частности, приедет Филипп Сера со своим танцевальным перформансом. В сентябре будет неделя Израиля. В октябре – неделя Голландии. Если все сложится, то будет еще неделя Москвы, привезем Кирилла Серебренникова с его «Седьмой студией».

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Голая правда

    Новый спектакль «Гоголь-центра» взбудоражил публику и прессу задолго до первых показов, когда стало известно, что в нем участвуют Сати Спивакова, Константин Богомолов и около двадцати обнаженных перформеров. Театр же позиционировал свою премьеру, как запоздалое пришествие на отечественную сцену немецкого драматурга Хайнера Мюллера, которого у нас хоть и ставили, но весьма эпизодически, тогда как в Европе он был одной из знаковых театральных фигур конца прошлого века, а в 90-е возглавлял «Берлинер Ансамбль». ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Директор театра Karlsson Hause Анна Павинская: «Мы любим риск»

    У репертуарного театра в России есть очевидное преимущество: здесь возможен риск. Например, не сложился спектакль, и постановку списали уже на генеральной репетиции. Но в частном театре, наверное, подобные риски недопустимы. ...
  • Артисты «Ленкома» попросили присвоить театру имя Марка Захарова

    Артисты «Ленкома» обратились к мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой присвоить театру имя Марка Захарова, который был художественным руководителем коллектива. «Сейчас подготовлено обращение от труппы театра, со всеми народными артистами и другими уважаемыми артистами, на имя Сергея Семеновича Собянина о том, чтобы назвать театр «Ленком Марка Захарова», – сказал ТАСС председатель комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям Евгений Герасимов. ...
  • Мосгорсуд отменил возврат дела «Седьмой студии» в прокуратуру

    Во вторник, 8 октября, Мосгорсуд признал незаконным возвращение в прокуратуру уголовного дела «Седьмой студии» и постановил вернуть дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение в ином составе суда. Это решение принято по ходатайству прокуратуры. ...
  • В устав Большого театра внесли изменения

    Назначения и отставки в филиалах Большого театра будут согласовываться с Министерством культуры РФ. Об этом говорится в пояснительной записке к проекту постановления правительства РФ «О внесении изменений в устав федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный академический Большой театр России». ...
Читайте также