«Публика нуждается в таких спектаклях»

Зачем российским театрам понадобился патриотизм?

 
«Нужны ли современному театру патриотические спектакли?» – спросили мы у читателей «Театрала». Как ни странно, мнения разделились поровну. Из пятисот респондентов 37% считают, что спектакли никоим образом не должны быть связаны с государственной политикой, а другие 37% считают ровно наоборот – нужны, поскольку «никто не отменял воспитательную задачу искусства». Оказывается, и на карте страны остается множество коллективов, руководители которых убеждены, что театр должен служить государству. «Театрал» решил выяснить, что заставляет их так думать…

Александра Юркова, Омский государственный драматический «Пятый театр»

– Почему вы решили, что патриотическая тема актуальна для современного театра? Сейчас ведь совсем другие настроения в обществе…

– Эта тема актуальна всегда и везде. Надо только помнить, что любовь к родине воспитывается не только теми спектаклями, где все хорошо, замечательно, красиво и герои положительные донельзя, – самое скучное, кстати, зрелище. Патриотическая тема в театре звучит в произведениях Пушкина, Толстого, Достоевского, Чехова, Арбузова, Володина, Розова, Петрушевской… А еще – в «Полонезе Огинского» Коляды, в «Развалинах» Клавдиева, в «Наташиной мечте» Пулинович. Любой разговор со сцены о России – патриотичен. В репертуаре «Пятого театра» много спектаклей по русской классике. Однако самый популярный спектакль – «Географ глобус пропил» по роману Алексея Иванова. Вот уж где главный герой – пьяница, бабник и шут – не образец для подражания. Но это очень важное произведение – что, а главное – как оно говорит о нас, о нашей жизни. Актуальность патриотической темы доказана «Географом» – спектакль по популярности оставил далеко позади Куни и Камолетти, чье присутствие в репертуаре мне, кстати, не кажется предосудительным.

– А на ваш взгляд, как сегодня люди театра понимают слово «патриотизм»?

– Отвечать за всех не могу. Но для меня патриотизм – это любовь к моему дому, семье, к театру, в котором работаю; то, без чего я уже не представляю свою жизнь. Мне не все нравится в современной России, но я знаю, что никуда отсюда не уеду. Я пережила здесь все потрясения девяностых, когда не стало страны, в которой прошли мои детство и юность. Может быть, они пришлись не на лучшие, но я была счастлива, как и многие другие, кто помнит пионерию, комсомол. Теперь мы кривимся при этих словах, но такой была наша юность в СССР – другой не будет.

Но если для нас место на земном шаре было более или менее определено, то у нынешних молодых все по-другому. Им сегодня открыт весь мир – какое определение дадут патриотизму они? Вот вопрос.

– Но, согласитесь, трудно представить на европейских подмостках ура-патриотическую пьесу. Правда, и государственных театров там единицы...

– Понимаю, о чем вы говорите. Но у меня другая позиция: на каждом из нас лежит ответственность перед страной. Вот, скажем, кто-то не пришел на выборы. Тогда пусть не возмущается, что вместо законов, направленных на оздоровление экономики, принимается закон о часовых поясах. Это очень удобно: не участвовать в общественной жизни страны и критиковать власть, искать кругом скрытых врагов.

– Но если есть за что критиковать, что же в этом плохого?!

– А многие ли из нас способны примириться с тем, что существует точка зрения, отличная от собственной? А она существует, и не одна. Впрочем, собственной точкой зрения тоже не каждый может похвастаться – мешают засевшие в подкорке, однажды усвоенные черно-белые клише. К театральному «отечеству» все это тоже имеет отношение. Принцип «ни за что не отвечать» здесь возведен в абсолют, потому и вызывают сопротивление попытки что-то изменить в этой сфере.

Виктор Назаров, Новгородский академический театр драмы имени Достоевского

– Вы не раз говорили, что патриотический репертуар для вашего театра важен. Но к патриотизму сегодня многие относятся с иронией. Вы тоже шутите?

– Какие шутки! Подобная тематика просто необходима. Сегодня мы, к сожалению, привыкли к тому, что театр большей частью развлекает зрителя, но ведь никто не отменял и воспитательную задачу искусства, простите за пафос. Такие понятия, как любовь, нравственность, гуманизм, наверное, звучат старомодно, но это отнюдь не значит, что они утратили свой смысл и свою ценность. Одним из главных наших проектов стал «Александр Невский» в постановке Сергея Морозова – спектакль, который не раз игрался на открытых площадках, в том числе и в Новгородском кремле, что во много раз усилило его историческое звучание.

Еще один значимый патриотический проект – спектакль «Скажи, что ты меня прощаешь…» по пьесе Грековой и Лунгина «Вдовий пароход». В нем отдается дань памяти трагической военной эпохе, но режиссерская работа выходит далеко за рамки мемориальной. Премьера состоялась в ноябре 2004 года, но до нынешнего дня спектакль живет (что вообще-то редкость в провинции).

– А публика на него ходит?

– Удивительно, но у этих постановок зритель есть всегда, причем, не только возрастной, но и совсем юный. Значит, публика нуждается в таких спектаклях.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Кирилл Крок: «Это станет сенсацией в театральном мире»

    19 февраля в зале правления Центробанка России состоялось первое заседание Оргкомитета по празднованию 100-летия Театра Вахтангова (Оргкомитет образован распоряжением Правительства РФ от 5 февраля 2020 года как исполнение Указа Президента от 2 августа 2019 года), – говорит Кирилл Крок. ...
  • Третьяковка приглашает в русскую сказку

    В Третьяковской галерее на Крымском валу открылась интерактивная выставка-путешествие «Русская сказка. От Васнецова до сих пор». На экспозиции представлено более 70 произведений – живопись, графика, скульптура, инсталляция и видеоарт. ...
  • Министр культуры встретилась с директорами театров

    17 февраля состоялось первое в этом году заседание в Директорской ложе театров Москвы. Впервые ее гостем стала новый министр культуры РФ Ольга Любимова.  Мероприятие по традиции началось в неформальной обстановке. За полчаса до открытия официальной части начали собираться постоянные участники заседаний и почётные гости – генеральный консул Италии Франческо Форте и чрезвычайный полномочный посол Индонезии в России Вахида Суприяди. ...
  • Умер режиссер Георгий Шенгелая

    Народный артист Грузии, кинорежиссер Георгий Шенгелая умер в возрасте 82 лет. Об этом сообщили в «Национальном центре кинематографии Грузии».   «Да, я подтверждаю, что он [Шенгелая] умер. О других деталях случившегося не смогу сказать. ...
Читайте также


Читайте также

  • Оперный театр La Scala закрылся из-за короновируса

    Миланский оперный театр принял решительные меры по предотвращению дальнейшего распространения короновируса. Поскольку число случаев заражения в Италии продолжает стремительно расти (как и всеобщая обеспокоенность), в минувшие выходные La Scala приостановил свои выступления на неопределенный срок. ...
  • Кирилл Крок: «Это станет сенсацией в театральном мире»

    19 февраля в зале правления Центробанка России состоялось первое заседание Оргкомитета по празднованию 100-летия Театра Вахтангова (Оргкомитет образован распоряжением Правительства РФ от 5 февраля 2020 года как исполнение Указа Президента от 2 августа 2019 года), – говорит Кирилл Крок. ...
  • Министр культуры встретилась с директорами театров

    17 февраля состоялось первое в этом году заседание в Директорской ложе театров Москвы. Впервые ее гостем стала новый министр культуры РФ Ольга Любимова.  Мероприятие по традиции началось в неформальной обстановке. За полчаса до открытия официальной части начали собираться постоянные участники заседаний и почётные гости – генеральный консул Италии Франческо Форте и чрезвычайный полномочный посол Индонезии в России Вахида Суприяди. ...
  • АТК собирает подписи по «Делу «Сети»

    Ассоциация театральных критиков (АТК) открыла сбор подписей против так называемого «Дела «Сети» и призывает своих коллег, журналистов, а также режиссеров, актеров, драматургов, художников, менеджеров и всех деятелей театра присоединиться к протесту. ...
Читайте также