Давайте не повторять ошибок

 
На приглашение к разговору о современной режиссуре, начатого зав.кафедрой мастерства актера ВТУ им. Щукина Павлом Любимцевым и театральным критиком Наталией Каминской (см. «С кем вы, мастера?», «Театрал», №1, 2013 г.) откликнулся редактор журнала Собака.ru Андрей Пронин (Санкт-Петербург).
К Павлу Евгеньевичу Любимцеву я всегда относился с глубоким уважением. И как к мастеру чтецкого искусства, и как к автору прекрасных книг, одну из которых мне даже выпало рецензировать. Полноте, да тот ли Любимцев выступил на страницах «Театрала»? Критикам часто пеняют за грубость, фельетонный настрой, навешивание ярлыков, однако по сравнению с иными практиками газетные Зоилы – сущие агнцы. Даже если журналист не любит, скажем, спектакли Эренбурга – а таковых критиков немало, особенно среди наиболее прогрессистского крыла, – и самый развязный ведь не напишет: пошел вон, дурак. Знает ли Любимцев, что и по возрасту, и по преподавательскому опыту Эренбург годится ему в старшие братья?

Павел Евгеньевич причисляет к разрушителям русского театра и того, и другого, и третьего, мешая в одном котле традиционалистов и новаторов, эстетов и поборников политического театра, старых и молодых, крупные таланты и середняков. Все ему одинаково немилы – как в анекдоте про чудака у хирурга. «Здесь трогаю – болит, там трогаю – тоже болит». – «Да у вас, батенька, палец сломан».

Откуда взялся «список Любимцева», понять несложно. Больной палец в итоге утыкается в Табакова, так что автор письма, видимо, просто конспектировал репертуар МХТ. Между тем, одним Табаковым ведь не обойдешься. Серебренников ставил у Волчек, Валерий Фокин передал руководство ЦИМом Рыжакову и позвал в Александринку Волкострелова, а Додин хлопотал о придании театру Эренбурга статуса государственного. Если следовать конспирологической логике Любимцева, кругом враги – всех посадить на философский пароход и отдать русский театр, например, Житинкину. Ничего не скажешь, блестящая перспектива!

Все бы это было смешно, кабы не одна печальная деталь. Еще не остыл смертный одр Петра Фоменко, как его авторитет принялись приплетать к сомнительной публицистике. Между прочим, Павел Евгеньевич, о «моли» и «нафталине» Фоменко говорил часто, например, в 2008 году на Пушкинском фестивале во Пскове: «Всегда возникали новые разрушители, которые потом становились ортодоксами. Я и себя имею в виду. Теперь я стал нафталином, но порой я думаю: а где же эта моль, против которой употребляют нафталин?» И еще: «Я и сам был молью, разъедающей классику. Наверное, с точки зрения чиновников так и было». Между прочим, даже в начале 2000-х в среде петербургских театралов (шедших по стопам ленинградских) про Фоменко модно было напевать песенки с голоса чиновников и завистников 70-х: не владеет профессией, не способен разобрать произведение, ставит капустники, а не спектакли, манерный и бессмысленный, обывательская интонация, пошлый эротизм, словом, пошел вон, дурак. Эти люди ошибались. Давайте не повторять их ошибок.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Балерина Светлана Исакова погибла в ДТП

    10 августа трагически оборвалась жизнь ведущей солистки балета Харьковского театра оперы и балета Светланы Исаковой. Артистка скончалась от полученных в автокатастрофе травм. В момент аварии Светлана ехала вместе с мужем в маршрутном такси из Борисполя в Харьков. ...
  • Forbes назвал десятку самых состоятельных театров России

    Эксперты экономического журнала Forbes опубликовали 6 августа результаты анализа, согласно которому они выявили десятку российских театров федерального подчинения, которые в 2018 году получили больше всего денег из бюджета. ...
  • Михаил Ефремов обратился к министру МВД

    Актер Михаил Ефремов записал видеообращение министру МВД Колокольцеву в стихах (автор текста Андрей Орлов (Орлуша). Напомним, 31 июля в Москве арестовали актера театра «Современник» за пародию на пьяного полицейского. ...
  • Соломон Тенсер: «Наш Гала-концерт состоится в столице мирового балета»

    30 июня на сцене концертного зала «Октябрьский» в Санкт-Петербурге состоится вечер в честь 25-летия знаменитого международного проекта Stars of the 21st Century. На протяжении многих лет Гала-концерты «Звезды XXI века» с участием лучших артистов балета со всего мира проходили в таких престижных залах, как «Линкольн-центр» (Нью-Йорк), Кремлевский дворец (Москва), Театр на Елисейских полях (Париж), Центр искусств (Торонто), Дворец Фестивалей (Канны), и всегда это становилось событием любого балетного сезона. ...
Читайте также


Читайте также

  • Читатели спасают «Школу современной пьесы»

    Как сообщал «Театрал», пожар, случившийся в «Школе современной пьесы» 3 ноября из-за короткого замыкания, уничтожил чердак и крышу, принес существенный ущерб интерьерам и сценическому оборудованию. В здании начался капитальный ремонт, который растянется, как минимум, до конца года. ...
  • «Мы не сторонники конфликтов»

    Я люблю Театр Станиславского, но в последние годы там творится что-то странное: меняются худруки, бесконечно перекраивается репертуарная политика. Недавно театр возглавил Борис Юхананов и объявил, что старые спектакли морально устарели, а потому новую афишу он будет формировать с нуля. ...
  • «А судьи кто?»

    В позапрошлом номере зампредседателя СТД Геннадий Смирнов рассказал на страницах «Театрала» о предстоящих поправках в Трудовой кодекс РФ, которые коснутся судьбы артистов, работающих на бессрочных договорах. Напомним: теперь каждые пять лет этой категории артистов надлежит проходить комиссию, где будет решаться, востребован ли человек в репертуаре. ...
  • Галочка за оптимизм

    Дзержинский районный суд Петербурга потребовал закрыть лабораторию «ON.Театр» на три месяца в связи с выявленными нарушениями пожарной безопасности. Впрочем, ранее руководитель театра Милена Авимская сообщила «Театралу», что «реальная причина» в том, что площадка по адресу: ул. ...
Читайте также