В поисках правды

Что такое документальный театр и актуален ли он в современной России? На вопрос «Театрала» отвечают эксперты номера

 

Кому нужна правда жизни


Нужна ли сегодня театральному зрителю правда жизни? Еще несколько лет назад этот вопрос мог бы показаться риторическим, потому что правды жизни хватало и в жизни, а зритель шел в театр скорее для того, чтобы от этой правды отдохнуть, приобщившись к светлому, доброму, вечному. Но прошло всего ничего (по сравнению с вечным), и мы вдруг стали замечать, что в нашей жизни остается все меньше места для правды. Телевизор окончательно превратили в ящик разврата и пропаганды, радио погрузилось в шансон и ретро, а печатные СМИ в большинстве своем покорно отдались тем, кто больше платит за собственную правду. В таких «веселых» условиях казалось, что нашей широкой публике осталась либо привычная кухня, либо бездонный Интернет. Но жизнь, к счастью, богаче привычностей. Поэтому Болотная площадь и проспект Сахарова вдруг стали собирать десятки тысяч людей, умеющих думать и чувствовать. А по российским городам и весям один за другим начали возникать документальные театры, которые по своим аншлагам все увереннее конкурируют с классическими собратьями. И пусть они пока уступают по количеству зрителей, по размерам залов и по вниманию критики, но остроты тем и правды жизни на их сцене уже значительно больше, чем у коллег по более традиционному цеху.

Во время недавней церемонии премии «Звезда Театрала» одну из наград в номинации «Театральный эксперимент» мы вручили спектаклю «БерлусПутин», который собрал огромное количество голосов в нашем интернет-голосовании. Сыгранный на Чистых прудах перед тысячами участников акции «ОккупайАбай», он стал настоящим событием для просыпающейся от летаргии столицы. Сегодня вряд ли кто-то вспомнит, зачем протестующие граждане собирались на Чистых прудах и какую правду жизни они там обсуждали, но о спектакле и помнят, и говорят, и ждут новых.

Вероятнее всего, следующим прорывным шагом документального театра станет покорение Интернета. Уличные и полуподвальные площадки, которые существовали во все века и по всему миру, сближая документальные театры со своей аудиторией, теперь сменятся многомиллионной аудиторией виртуального мира. И любой подвал, чердак или домашняя кухня смогут в один миг собрать тысячи зрителей из любых уголков планеты, которые в режиме онлайн будут смотреть, сопереживать и при желании даже участвовать в живом действе. При такой открытости мира и нашей цифровой действительности режимы вчерашнего дня, уповающие на пропагандистский телеящик и ручные СМИ, так же обречены на вымирание, как и забронзовевшие театральные структуры, избегающие правды жизни. Она, эта правда, уже не желает умещаться на кухне и сворачиваться в шепот. Она выплескивается на площади и улицы, она бурлит в Интернете, она стучится в двери театра и во властные стены. Ее можно слышать или не слышать, замечать или нет, но это уже ничего не изменит, потому что она есть. Как жизнь. Как правда. И как документальный театр. Поэтому вопрос о том, нужен ли такой театр сегодня широкому зрителю, уже звучит риторически. И особенно – в нашем нескучном Отечестве.

Елена Гремина:

– «Театр.doc» девизом взял слова немецкого режиссера Райнера Фасбиндера: «Если ты не можешь изменить действительность, ты можешь описать ее». В начале 2000-х мы начали описывать быстро меняющуюся реальность с помощью технологии «вербатим». Сегодня в Москве несколько театров ставят документальные спектакли. Вне Москвы этот процесс тоже активен: Борис Павлович сделал спектакль о современной Вятке в кировском театре «На Спасской», Роман Феодори – о Барнауле и Красноярске, Андрей Май – о городе Черкассы. Как правило, зрители узнают себя в тех персонажах, которые выходят на сцену. Мы получаем много приглашений из провинции с просьбой приехать и помочь поставить с местными артистами документальный спектакль о житье-бытье города и людей в нем. У публики это пользуется большим успехом. Мы развиваем направление свидетельского театра, где на сцене присутствуют не актеры, а реальные свидетели взволновавшего общество события.

Оксана Мысина:

– Очень люблю документальный театр. Из последнего, что я видела там, – свидетельский показ «Pussy Riot. Продолжение», подготовленный режиссером знаменитого спектакля «БерлусПутин» Варварой Фаэр. Нам показали Россию в том виде, в каком ее по телевизору не увидишь, без лукавства монтажа. Мордовский край – сплошные бараки и бесконечные бетонные заборы с колючей проволокой. Со времен «Архипелага ГУЛАГа» ничего не изменилось. Ощущение брошенной после войны планеты. И там отбывают наказание две интеллектуалки, у которых дома маленькие дети.

После таких показов возникает ощущение, что ты стал частью ситуации. Зрители относятся к документальному театру очень серьезно, не как к культурному досугу. В проектах «Четвертого театра» общества «Мемориал» я участвовала как актриса – читала письма заключенных из архива «Мемориала».

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Константин Райкин: «Я совершенно не согласен с сегодняшним решением суда»

    На сайте «Сатирикона» опубликован комментарий худрука театра Константина Райкина по поводу приговора Павлу Устинову, которому Мосгорсуд изменил наказание с 3,5 года колонии на год лишения свободы условно с испытательным сроком два года. ...
  • «Он прошел в искусстве счастливый путь»

    Во вторник, 1 октября, в московском театре «Ленком» проходит церемония прощания с Марком Захаровым. Художественный руководитель театра, народный артист СССР ушел из жизни 28 сентября. Проститься с ним пришли многие деятели искусства, в числе которых Александр Калягин, Галина Волчек, Александр Ширвиндт, Евгений Миронов, Константин Богомолов, Юрий Бутусов, Марк Розовский, Евгений Писарев, Дмитрий Крымов, Миндаугас Карбаускис, Алексей Бородин, а также тысячи поклонников творчества мастера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Директор театра Karlsson Hause Анна Павинская: «Мы любим риск»

    У репертуарного театра в России есть очевидное преимущество: здесь возможен риск. Например, не сложился спектакль, и постановку списали уже на генеральной репетиции. Но в частном театре, наверное, подобные риски недопустимы. ...
  • Артисты «Ленкома» попросили присвоить театру имя Марка Захарова

    Артисты «Ленкома» обратились к мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой присвоить театру имя Марка Захарова, который был художественным руководителем коллектива. «Сейчас подготовлено обращение от труппы театра, со всеми народными артистами и другими уважаемыми артистами, на имя Сергея Семеновича Собянина о том, чтобы назвать театр «Ленком Марка Захарова», – сказал ТАСС председатель комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям Евгений Герасимов. ...
  • Мосгорсуд отменил возврат дела «Седьмой студии» в прокуратуру

    Во вторник, 8 октября, Мосгорсуд признал незаконным возвращение в прокуратуру уголовного дела «Седьмой студии» и постановил вернуть дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение в ином составе суда. Это решение принято по ходатайству прокуратуры. ...
  • В устав Большого театра внесли изменения

    Назначения и отставки в филиалах Большого театра будут согласовываться с Министерством культуры РФ. Об этом говорится в пояснительной записке к проекту постановления правительства РФ «О внесении изменений в устав федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный академический Большой театр России». ...
Читайте также