В поисках правды

Что такое документальный театр и актуален ли он в современной России? На вопрос «Театрала» отвечают эксперты номера

 

Кому нужна правда жизни


Нужна ли сегодня театральному зрителю правда жизни? Еще несколько лет назад этот вопрос мог бы показаться риторическим, потому что правды жизни хватало и в жизни, а зритель шел в театр скорее для того, чтобы от этой правды отдохнуть, приобщившись к светлому, доброму, вечному. Но прошло всего ничего (по сравнению с вечным), и мы вдруг стали замечать, что в нашей жизни остается все меньше места для правды. Телевизор окончательно превратили в ящик разврата и пропаганды, радио погрузилось в шансон и ретро, а печатные СМИ в большинстве своем покорно отдались тем, кто больше платит за собственную правду. В таких «веселых» условиях казалось, что нашей широкой публике осталась либо привычная кухня, либо бездонный Интернет. Но жизнь, к счастью, богаче привычностей. Поэтому Болотная площадь и проспект Сахарова вдруг стали собирать десятки тысяч людей, умеющих думать и чувствовать. А по российским городам и весям один за другим начали возникать документальные театры, которые по своим аншлагам все увереннее конкурируют с классическими собратьями. И пусть они пока уступают по количеству зрителей, по размерам залов и по вниманию критики, но остроты тем и правды жизни на их сцене уже значительно больше, чем у коллег по более традиционному цеху.

Во время недавней церемонии премии «Звезда Театрала» одну из наград в номинации «Театральный эксперимент» мы вручили спектаклю «БерлусПутин», который собрал огромное количество голосов в нашем интернет-голосовании. Сыгранный на Чистых прудах перед тысячами участников акции «ОккупайАбай», он стал настоящим событием для просыпающейся от летаргии столицы. Сегодня вряд ли кто-то вспомнит, зачем протестующие граждане собирались на Чистых прудах и какую правду жизни они там обсуждали, но о спектакле и помнят, и говорят, и ждут новых.

Вероятнее всего, следующим прорывным шагом документального театра станет покорение Интернета. Уличные и полуподвальные площадки, которые существовали во все века и по всему миру, сближая документальные театры со своей аудиторией, теперь сменятся многомиллионной аудиторией виртуального мира. И любой подвал, чердак или домашняя кухня смогут в один миг собрать тысячи зрителей из любых уголков планеты, которые в режиме онлайн будут смотреть, сопереживать и при желании даже участвовать в живом действе. При такой открытости мира и нашей цифровой действительности режимы вчерашнего дня, уповающие на пропагандистский телеящик и ручные СМИ, так же обречены на вымирание, как и забронзовевшие театральные структуры, избегающие правды жизни. Она, эта правда, уже не желает умещаться на кухне и сворачиваться в шепот. Она выплескивается на площади и улицы, она бурлит в Интернете, она стучится в двери театра и во властные стены. Ее можно слышать или не слышать, замечать или нет, но это уже ничего не изменит, потому что она есть. Как жизнь. Как правда. И как документальный театр. Поэтому вопрос о том, нужен ли такой театр сегодня широкому зрителю, уже звучит риторически. И особенно – в нашем нескучном Отечестве.

Елена Гремина:

– «Театр.doc» девизом взял слова немецкого режиссера Райнера Фасбиндера: «Если ты не можешь изменить действительность, ты можешь описать ее». В начале 2000-х мы начали описывать быстро меняющуюся реальность с помощью технологии «вербатим». Сегодня в Москве несколько театров ставят документальные спектакли. Вне Москвы этот процесс тоже активен: Борис Павлович сделал спектакль о современной Вятке в кировском театре «На Спасской», Роман Феодори – о Барнауле и Красноярске, Андрей Май – о городе Черкассы. Как правило, зрители узнают себя в тех персонажах, которые выходят на сцену. Мы получаем много приглашений из провинции с просьбой приехать и помочь поставить с местными артистами документальный спектакль о житье-бытье города и людей в нем. У публики это пользуется большим успехом. Мы развиваем направление свидетельского театра, где на сцене присутствуют не актеры, а реальные свидетели взволновавшего общество события.

Оксана Мысина:

– Очень люблю документальный театр. Из последнего, что я видела там, – свидетельский показ «Pussy Riot. Продолжение», подготовленный режиссером знаменитого спектакля «БерлусПутин» Варварой Фаэр. Нам показали Россию в том виде, в каком ее по телевизору не увидишь, без лукавства монтажа. Мордовский край – сплошные бараки и бесконечные бетонные заборы с колючей проволокой. Со времен «Архипелага ГУЛАГа» ничего не изменилось. Ощущение брошенной после войны планеты. И там отбывают наказание две интеллектуалки, у которых дома маленькие дети.

После таких показов возникает ощущение, что ты стал частью ситуации. Зрители относятся к документальному театру очень серьезно, не как к культурному досугу. В проектах «Четвертого театра» общества «Мемориал» я участвовала как актриса – читала письма заключенных из архива «Мемориала».

  • Нравится


Самое читаемое

  • Балерина Светлана Исакова погибла в ДТП

    10 августа трагически оборвалась жизнь ведущей солистки балета Харьковского театра оперы и балета Светланы Исаковой. Артистка скончалась от полученных в автокатастрофе травм. В момент аварии Светлана ехала вместе с мужем в маршрутном такси из Борисполя в Харьков. ...
  • Forbes назвал десятку самых состоятельных театров России

    Эксперты экономического журнала Forbes опубликовали 6 августа результаты анализа, согласно которому они выявили десятку российских театров федерального подчинения, которые в 2018 году получили больше всего денег из бюджета. ...
  • Михаил Ефремов обратился к министру МВД

    Актер Михаил Ефремов записал видеообращение министру МВД Колокольцеву в стихах (автор текста Андрей Орлов (Орлуша). Напомним, 31 июля в Москве арестовали актера театра «Современник» за пародию на пьяного полицейского. ...
  • Соломон Тенсер: «Наш Гала-концерт состоится в столице мирового балета»

    30 июня на сцене концертного зала «Октябрьский» в Санкт-Петербурге состоится вечер в честь 25-летия знаменитого международного проекта Stars of the 21st Century. На протяжении многих лет Гала-концерты «Звезды XXI века» с участием лучших артистов балета со всего мира проходили в таких престижных залах, как «Линкольн-центр» (Нью-Йорк), Кремлевский дворец (Москва), Театр на Елисейских полях (Париж), Центр искусств (Торонто), Дворец Фестивалей (Канны), и всегда это становилось событием любого балетного сезона. ...
Читайте также


Читайте также

Читайте также