В поисках правды

Что такое документальный театр и актуален ли он в современной России? На вопрос «Театрала» отвечают эксперты номера

 

Кому нужна правда жизни


Нужна ли сегодня театральному зрителю правда жизни? Еще несколько лет назад этот вопрос мог бы показаться риторическим, потому что правды жизни хватало и в жизни, а зритель шел в театр скорее для того, чтобы от этой правды отдохнуть, приобщившись к светлому, доброму, вечному. Но прошло всего ничего (по сравнению с вечным), и мы вдруг стали замечать, что в нашей жизни остается все меньше места для правды. Телевизор окончательно превратили в ящик разврата и пропаганды, радио погрузилось в шансон и ретро, а печатные СМИ в большинстве своем покорно отдались тем, кто больше платит за собственную правду. В таких «веселых» условиях казалось, что нашей широкой публике осталась либо привычная кухня, либо бездонный Интернет. Но жизнь, к счастью, богаче привычностей. Поэтому Болотная площадь и проспект Сахарова вдруг стали собирать десятки тысяч людей, умеющих думать и чувствовать. А по российским городам и весям один за другим начали возникать документальные театры, которые по своим аншлагам все увереннее конкурируют с классическими собратьями. И пусть они пока уступают по количеству зрителей, по размерам залов и по вниманию критики, но остроты тем и правды жизни на их сцене уже значительно больше, чем у коллег по более традиционному цеху.

Во время недавней церемонии премии «Звезда Театрала» одну из наград в номинации «Театральный эксперимент» мы вручили спектаклю «БерлусПутин», который собрал огромное количество голосов в нашем интернет-голосовании. Сыгранный на Чистых прудах перед тысячами участников акции «ОккупайАбай», он стал настоящим событием для просыпающейся от летаргии столицы. Сегодня вряд ли кто-то вспомнит, зачем протестующие граждане собирались на Чистых прудах и какую правду жизни они там обсуждали, но о спектакле и помнят, и говорят, и ждут новых.

Вероятнее всего, следующим прорывным шагом документального театра станет покорение Интернета. Уличные и полуподвальные площадки, которые существовали во все века и по всему миру, сближая документальные театры со своей аудиторией, теперь сменятся многомиллионной аудиторией виртуального мира. И любой подвал, чердак или домашняя кухня смогут в один миг собрать тысячи зрителей из любых уголков планеты, которые в режиме онлайн будут смотреть, сопереживать и при желании даже участвовать в живом действе. При такой открытости мира и нашей цифровой действительности режимы вчерашнего дня, уповающие на пропагандистский телеящик и ручные СМИ, так же обречены на вымирание, как и забронзовевшие театральные структуры, избегающие правды жизни. Она, эта правда, уже не желает умещаться на кухне и сворачиваться в шепот. Она выплескивается на площади и улицы, она бурлит в Интернете, она стучится в двери театра и во властные стены. Ее можно слышать или не слышать, замечать или нет, но это уже ничего не изменит, потому что она есть. Как жизнь. Как правда. И как документальный театр. Поэтому вопрос о том, нужен ли такой театр сегодня широкому зрителю, уже звучит риторически. И особенно – в нашем нескучном Отечестве.

Елена Гремина:

– «Театр.doc» девизом взял слова немецкого режиссера Райнера Фасбиндера: «Если ты не можешь изменить действительность, ты можешь описать ее». В начале 2000-х мы начали описывать быстро меняющуюся реальность с помощью технологии «вербатим». Сегодня в Москве несколько театров ставят документальные спектакли. Вне Москвы этот процесс тоже активен: Борис Павлович сделал спектакль о современной Вятке в кировском театре «На Спасской», Роман Феодори – о Барнауле и Красноярске, Андрей Май – о городе Черкассы. Как правило, зрители узнают себя в тех персонажах, которые выходят на сцену. Мы получаем много приглашений из провинции с просьбой приехать и помочь поставить с местными артистами документальный спектакль о житье-бытье города и людей в нем. У публики это пользуется большим успехом. Мы развиваем направление свидетельского театра, где на сцене присутствуют не актеры, а реальные свидетели взволновавшего общество события.

Оксана Мысина:

– Очень люблю документальный театр. Из последнего, что я видела там, – свидетельский показ «Pussy Riot. Продолжение», подготовленный режиссером знаменитого спектакля «БерлусПутин» Варварой Фаэр. Нам показали Россию в том виде, в каком ее по телевизору не увидишь, без лукавства монтажа. Мордовский край – сплошные бараки и бесконечные бетонные заборы с колючей проволокой. Со времен «Архипелага ГУЛАГа» ничего не изменилось. Ощущение брошенной после войны планеты. И там отбывают наказание две интеллектуалки, у которых дома маленькие дети.

После таких показов возникает ощущение, что ты стал частью ситуации. Зрители относятся к документальному театру очень серьезно, не как к культурному досугу. В проектах «Четвертого театра» общества «Мемориал» я участвовала как актриса – читала письма заключенных из архива «Мемориала».

  • Нравится


Самое читаемое

  • Кирилл Крок: «Это станет сенсацией в театральном мире»

    19 февраля в зале правления Центробанка России состоялось первое заседание Оргкомитета по празднованию 100-летия Театра Вахтангова (Оргкомитет образован распоряжением Правительства РФ от 5 февраля 2020 года как исполнение Указа Президента от 2 августа 2019 года), – говорит Кирилл Крок. ...
  • Третьяковка приглашает в русскую сказку

    В Третьяковской галерее на Крымском валу открылась интерактивная выставка-путешествие «Русская сказка. От Васнецова до сих пор». На экспозиции представлено более 70 произведений – живопись, графика, скульптура, инсталляция и видеоарт. ...
  • Министр культуры встретилась с директорами театров

    17 февраля состоялось первое в этом году заседание в Директорской ложе театров Москвы. Впервые ее гостем стала новый министр культуры РФ Ольга Любимова.  Мероприятие по традиции началось в неформальной обстановке. За полчаса до открытия официальной части начали собираться постоянные участники заседаний и почётные гости – генеральный консул Италии Франческо Форте и чрезвычайный полномочный посол Индонезии в России Вахида Суприяди. ...
  • Умер режиссер Георгий Шенгелая

    Народный артист Грузии, кинорежиссер Георгий Шенгелая умер в возрасте 82 лет. Об этом сообщили в «Национальном центре кинематографии Грузии».   «Да, я подтверждаю, что он [Шенгелая] умер. О других деталях случившегося не смогу сказать. ...
Читайте также


Читайте также

  • Оперный театр La Scala закрылся из-за короновируса

    Миланский оперный театр принял решительные меры по предотвращению дальнейшего распространения короновируса. Поскольку число случаев заражения в Италии продолжает стремительно расти (как и всеобщая обеспокоенность), в минувшие выходные La Scala приостановил свои выступления на неопределенный срок. ...
  • Кирилл Крок: «Это станет сенсацией в театральном мире»

    19 февраля в зале правления Центробанка России состоялось первое заседание Оргкомитета по празднованию 100-летия Театра Вахтангова (Оргкомитет образован распоряжением Правительства РФ от 5 февраля 2020 года как исполнение Указа Президента от 2 августа 2019 года), – говорит Кирилл Крок. ...
  • Министр культуры встретилась с директорами театров

    17 февраля состоялось первое в этом году заседание в Директорской ложе театров Москвы. Впервые ее гостем стала новый министр культуры РФ Ольга Любимова.  Мероприятие по традиции началось в неформальной обстановке. За полчаса до открытия официальной части начали собираться постоянные участники заседаний и почётные гости – генеральный консул Италии Франческо Форте и чрезвычайный полномочный посол Индонезии в России Вахида Суприяди. ...
  • АТК собирает подписи по «Делу «Сети»

    Ассоциация театральных критиков (АТК) открыла сбор подписей против так называемого «Дела «Сети» и призывает своих коллег, журналистов, а также режиссеров, актеров, драматургов, художников, менеджеров и всех деятелей театра присоединиться к протесту. ...
Читайте также