Выбираясь своей колеей

Новые театральные площадки Таганрога и Ростова-на Дону

 
Театров на Дону до обидного мало. До последнего времени было девять. В перестроечные времена родились два репертуарных театра: в горняцком городе Новошахтинске и Батайске, который от Ростова находится, считайте, на расстоянии вытянутой руки. По мосту через Дон переедешь – тут вам почти сразу и Батайск. К сожалению, театр этот и трех сезонов не прожил. А новошахтинский, слава Богу, жив. На крошечные деньги, с кредитами, а бывало, и с ощущением края, от которого отгребали изо всех сил. Но жив и работает! Спектакли ставятся, публика идет – взрослая и детская.

Тогда же появился театр малых форм «Дебют», пригретый Домом актера. Он начал громко, первый же спектакль повез на фестиваль в Воронеж и произвел там впечатление. Живет по сей день.

В хмурые и малопонятные времена (самый конец 89-го и начало 90-х) наметилась активная центробежная линия – молодые режиссеры и актеры выходили из-под государственного крыла, желая строить свой театр. Один за другим открылись «Эпос», именующий себя историческим театром-студией; Театр камерной драмы и комедии, в буквальном смысле снимавший угол в выставочном зале Союза художников; «Ангажемент», быстро ставший модным – здесь ставили спектакли Юрий Мельницкий, Борис Гранатов, Кирилл Серебренников, для которого «Ангажемент» стал первой (не считая студенческого опыта) сценической площадкой. Здесь работали сценограф Степан Зограбян и художник по костюмам Ольга Резниченко, впоследствии лауреаты «Золотой маски».

Cцена из спектакля «13-я звезда» по пьесе В.Ольшанского Таганрогский молодежный театр Нонны МалыгинойВ Таганроге, в подвальчике жилого дома, показывал свои спектакли камерный театр Владимира Рогульченко, и в этом же городе, беря начало со студии во Дворце культуры металлургического завода, более 20 лет отстаивает свое право на жизнь единственный уцелевший из этого ряда
Молодежный театр Нонны МалыгинойОн арендует маленький – на несколько десятков зрителей – зал в городском Доме культуры (но играет и на большой сцене), в молодежном центре держит реквизит и имеет комнату для репетиций. Ему приходится всякий раз заново налаживать контакты с очередным руководством – как с непосредственным, так и с городским. Доказывать, что нужен. А какие еще доказательства требуются, если в его послужном списке 15 спектаклей по произведениям Пушкина, Гоголя, Чехова, Горина, Червинского, Шмитта…? Если в недрах молодежного создан кукольный театр «Трамвай» (кстати, единственный в городе)? Если проводятся для школьников и студентов литературные уроки, развивающие программы? Если, наряду с государственными театрами, таганрожцы участвуют в областных фестивалях и получают там награды? Они и движутся в сторону профессионального театра: у них постоянная труппа со студией для еще более молодых; несколько актеров учатся в Ярославском театральном институте. 

Казалось бы, местному управлению культуры логично было бы опекать театр, а не вынуждать его тратить силы и время на обивание начальственных порогов, сочинение петиций, поиск защиты в Ростовском отделении СТД. Сегодня после такого внешнего вмешательства заключен договор с Домом культуры на полтора года, но по истечении этого срока жизнь ведь не должна закончиться. Молодежный театр на карте города заметен, и игнорировать его существование невозможно. А есть в Ростове миниатюрные театры, которые делают доброе дело, не привлекая ничьего внимания (кроме зрительского, естественно), с тем напрягом, который они и предвидели, затевая свои проекты, в скромных условиях и с упорством, достойным именно этого применения.

Сегодня ситуация 90-х повторилась, хотя еще недавно пространство, прежде занятое негосударственными театрами, представлялось выжженным полем. Полагаю несправедливым оставлять за скобками мобильные группы из нескольких человек, в прошлом артистов, которые ездят со спектаклями (в основном сказками) по детским садам и школам. Понимаю: тут просится возражение, ибо халтурщики в этой стороне неистребимы, но их набеги быстро останавливают, второй раз уже не приглашая.
Однако профессионалы уже заработали свою репутацию. Среди них одна из самых ярких в недалеком прошлом актрис кукольного театра Евгения Сенча. Она возглавляет театр «Вега». Все 12 лет своего существования здесь берут для постановок классическую прозу (чем славился когда-то и Ростовский театр кукол), а декорации и тряпичных человечков заказывают санкт-петербургским художникам, с которыми имеют долговременное сотрудничество. В ближайшее время «Вега» пополнится артистами еще одной группы, потому что одна с заказами на спектакли и праздничные представления уже не справляется. Более молодой «Театр в тапочках» – это проект выпускника физфака Южного федерального университета Алексея Алферова (ну, это у нас в Ростове типовой случай: из физфака – в театр). Несколько постоянных артистов и художник-декоратор состоят в его штате. Театр осиливает в год один репертуарный спектакль и новогоднее представление.

Руководители названных театров работают как индивидуальные предприниматели и по условиям своей жизни легки на подъем. А вот студенческий театр «Самокат» – оседлый. Он репетирует и играет в стенах городского Дома творчества детей и молодежи. Артисты воспитаны профессиональным режиссером Людмилой Штейнберг. Репертуар у «Самоката» достойный: чеховские рассказы, «Вдовы» С.Мрожека, «Тень» Е. Шварца, рассказы Е.Клюева… На традиционных студенческих фестивалях этот коллектив выступает за мехмат университета, большинство студентов которого составляют костяк театра. Есть и студия, где обучаются школьники; ведь студенческий театр постоянно обновляется, и нужно загодя позаботиться о новых силах.

Cцена из спектакля «Кровать». Театр «Universum»<br />Фото: Людмила ФРЕЙДЛИНДоброе дело для независимых (в том числе непрофессиональных) коллективов делает Ростовский молодежный театр. Его проект «Экспериментальная площадка» осуществляет артист Николай Ханжаров. Камерная сцена открыта для талантливых людей, которые не всегда имеют широкую публику. Здесь уже играли и театр Нонны Малыгиной, и «Самокат», и талантливый коллектив студентов из института архитектуры и искусств, и еще один студенческий театр «Universum» из университета путей сообщения.

О нем стоит сказать подробнее. Он не просто играет спектакли; он включен в благородного свойства социальную программу, работая для ростовских школьников, воспитанников детских домов, а также для людей разного возраста, у которых есть проблемы со здоровьем. На «Экспериментальной площадке» «Universum», при поддержке регионального отделения Всероссийского общества глухих, представил одноактный спектакль «Кровать», подготовленный совместно с Донским педагогическим колледжем, где обучаются, в том числе, студенты с ограниченными возможностями слуха. Он вызывает в памяти фильм почти полувековой давности «Двое»: юноша и глухонемая девушка, полюбив друг друга, открывают для себя непознанный мир, иную планету с новыми звуками и красноречивой тишиной.

Молодой филолог Виктория Некрасова искала вовсе не экзотический сюжет: ее родители лишены слуха, и потому в этой пьесе звучит глубоко личная тема. А главная героиня говорит выстраданные слова: «Понимать – значит уметь говорить глазами».
С режиссером Евгенией Ткаченко работали сурдопедагоги колледжа, и весь спектакль сопровождали актеры-сурдопереводчики. Герои мучительно пытались найти самую верную тропку к сердцу друг друга, а на белой простыне-экране эта пара была беспечно-счастлива, гуляя по заснеженной улице и всё понимая без слов…

Cцена из спектакля «Горе Федоре, горе!» по сказке К.Чуковского «Федорино горе». Театр «Максимум»<br />Фото: Людмила ФРЕЙДЛИНСобственное помещение – хрустальная мечта частных театров. Мечты иногда сбываются. Год назад отметил новоселье театр «Максимум». В него вложили свои деньги Людмила Себякина и Оксана Журавель, а спектакли ставит здесь выпускница СПГАТИ Елена Иванова. Всё в этом миниатюрном помещении сделано любовно: по науке оснащенный зал на 60 человек, чудесное фойе с цветами, игрушками и угощением. Многое делается своими руками, особенно шитье: костюмы, шторы, куклы… Спектакли играют по субботам и воскресеньям. Малыши до двух лет пропускаются бесплатно. Скоро в афише появятся спектакли для взрослых. Очень важно и то, что театр работает в спальном районе, неблизко от центра. 

Cцена из спектакля «Папа». Театр «18+»<br />Фото: Людмила ФРЕЙДЛИНСвой зал, арендованный у галереи современного искусства, есть у нового театра «18+», который широко рекламировал свое открытие, свою программу, авторов, чьи пьесы здесь намереваются ставить. Помещение бывшей макаронной фабрики, в обиходе «Макаронки» (производства нет, а название территории осталось) обернулось площадкой для новой драмы, поддержанной московскими коллегами. Они же создали первый спектакль «Папа» (в смысле Ростов-папа): режиссер Юрий Муравицкий, автор текста и проекта в целом Любовь Мульменко при участии ростовчан Сергея Медведева и Марии Зелинской. Жанр его определен как документальный трэш-мюзикл.
Насколько я понимаю, от мюзикла там нет ничего. А музыка, в которой живет душа города, устремленного в ХХI столетие, есть. Есть и признаки «мусорной» субкультуры, и документальность с использованием техники вербатим. Из интервью с жителями, как из мозаичных пластинок, складывается некое целое. В нем сцеплены читка с листов, сценка, монолог, непевческий ансамбль с дирижером, казачий рэп. Для меня, родившейся в Ростове и прожившей здесь всю жизнь, облик города несколько иной (возможно, вообще у каждого человека – свой), но очень любопытно, каков наш «папа», увиденный молодыми глазами. «Более отвязный, с понтами, блатной в хорошем смысле». Ну, кто ж спорит! А в чем для нынешнего поколения открываются эти свойства? В разговорах о том, построят или не построят, наконец, метро, от давней идеи которого остался неясный след, как хвост от кометы; что за человек был Чикатило; какие эволюции произошли с казаками, подавшимися то в буддисты, то в сатанисты; как определить любовь – к примеру, «взять все формулировки и схлопнуть в один образ».

В какой-то момент на боковую стену проецируются огромные фотографии старого Ростова, и декорации – тоже из прошлого, в некотором сумбурном сочетании: пришпиленные к стене, точно сухие предметы гербария, велосипеды, старой модели настольная лампа, самодельные рамки… В этом есть смысл: минувший век не отступил, он густо растворен в сегодняшнем дне города – его укладе, памяти, сохранившихся традициях.


Cцена из спектакля «Как живые». Театр «18+»<br />Фото: Людмила ФРЕЙДЛИНПостмодернистская пьеса Марии Зелинской «Как живые» препарирует реальность, попадая едва ли не в главное свойство нынешних человеческих отношений. Ведь что говорят везде, где хотят дать нам отлуп? Вот именно: «Это ваши проблемы». Спектакль, который поставила по этой пьесе Ольга Калашникова, я воспринимаю как трагическую историю. В расчерченных на полу квартирах (привет Ларсу фон Триеру), под вывесками, где чья, она поместила уж очень агрессивно действующих лиц. Они истерично кричат, чтобы не слышать, что им ответят. В персонажи можно зачислить и мобильные телефоны. Юная пара вообще с ними не расстается, исключительно сквозь них воспринимая жизнь. Дверь на колесах передвигается от одного рисованного квадрата к другому. Она по существу на всех одна, но люди не чувствуют ничего, что их объединяло бы. Воспоминание о покинувшем этот мир друге становится смыслом жизни главной героини. Ей очень-очень нужно его изображение, где он будет, как живой. Папа нарисует, он умеет так. Только надо достучаться, докричаться до него. И до всех остальных тоже. И когда общий раздрай достигает пика, все разом умолкают. Рождается единая потребность, единое движение – обнять, прислониться к человеку, который всегда и был тут, но ходил во врагах ни с того, ни с сего…В обоих спектаклях играют в основном артисты Молодежного театра, есть и артисты драмы. Это особая манера игры, где главное – максимально совпасть с персонажем, которого представляют. Артисты явно испытывают кураж не только от нового материала и новой стилистики, но и от всего рукотворного островка современного искусства между 16-й и 18-й линиями: с домами, расписанными граффити, с веселой вывеской «Макаронка», с картинной галереей и театром, где всё будет на свой манер.Пусть будет, конечно. Уже есть. А как насчет пресловутой ненормативной лексики? Имеется, о чем в анонсах честно предупреждали. По этой части провинция до сего дня сильно отставала. Теперь сравнялась – такой прогресс. Формулировка «непечатные выражения» безнадежно устарела. Всё печатаемо. И произносимо. Для меня, давно живущей на свете, это просто грязные слова. Так новый театр, говорят мне, для молодых и продвинутых, а не для вас, задвинутых, с вашим замшелым театром-домом. Мне однако кажется, когда новые выйдут из ниши альтернативности, провокации именно этого толка, отсекающие от театра часть зрителей (не только нафталинного возраста), отомрут сами собой. А иным они и сейчас ни к чему.

Cцена из спектакля «Жизнь господина де Мольера» М.Булгакова. Театр «Человек в кубе»<br />Фото: Людмила ФРЕЙДЛИНВот самый молодой по составу частный театр «Человек в кубе». Новой драмой не интересуется. Режиссер Катерина Рындина ищет в классике (в том числе и ХХ века) ответы на вечные вопросы. Она ставила «За закрытыми дверями» Ж.-П.Сартра, «Вязкие завязки» по произведениям Д.Хармса, М.Зощенко», Л.Шестова, Р.Литвиновой, «Чудную бабу» Н.Садур, моноспектакль «Черная курица» А.Погорельского (которая играется в детской картинной галерее), «Жизнь господина де Мольера» по роману М.Булгакова – первый спектакль задуманной тетралогии «Спектакль о…», посвященный еще и Пушкину, Гоголю, Кэроллу.

Театр приобрел помещение для репетиций в центре города, а играет каждый раз, где получится. Например, спектакль по Булгакову – в арендованном офисном здании, между столами, за которыми сидят зрители сплошь студенческого возраста. Судебное заседание «ведут» две актрисы, перевоплощаясь в разных персонажей, сохраняя по ходу дела и авторский текст. В спектакле свободное дыхание, обеспеченное перетеканием равноправных жанров. В трагической игре естественны элементы пластического театра, театра масок. Бередящая музыка Майкла Наймана сопровождает путь господина де Мольера. Зрители включены в действие, выражают свое мнение тайным голосованием, вникая в извечный конфликт художника и властителя. Чтобы лучше ориентироваться в ситуации того времени, каждый из зрителей получает памятку абитуриента, предлагающую набор слушателей в Клермонтскую коллегию на курсы древней литературы, истории, философии, богословия и т.д. Расчет на вдумчивых зрителей. Ростовскими авторами театр тоже интересуется. Молодыми поэтами, например, еще неизвестными, без «корочек» и регалий, но одаренными. Их стихи и фрагменты прозы еще одного автора стали текстовой основой музыкального спектакля «Стихи и…» 

Новые театры, при всей непохожести, имеют общее свойство – они оптимистичны. Это позиция современных молодых людей, которые повзрослели настолько, что зло мира ими трезво увидено и названо. Но депрессии, какой болели герои прежних поколений, они не испытывают. Только настойчивое желание жить по-своему. Надеяться не на кого. Только на самих себя. И на то, что придут к ним свои зрители.
  • Нравится

Самое читаемое

  • Алла Демидова: «Это мы виноваты...»

    Вечером в воскресенье, 15 апреля, на вручении национальной театральной премии «Золотая маска» самую пронзительную речь произнесла, несомненно, Алла Демидова, получившая награду за моноспектакль «Ахматова. Поэма без героя» («Гоголь-центр») в номинации «Лучшая женская роль в драме». ...
  • Юрий Бутусов: «Агрессивное меньшинство сильнее»

    Увольнение Юрия Бутусова из Театра Ленсовета, где он проработал более двадцати лет (в том числе семь лет – в должности главного режиссера), стало для театрального мира настоящим потрясением. За Бутусова вступились и зрители, и критики. ...
  • Владимир Машков: «Выхода у нас нет»

    Утром 6 апреля в Театре Олега Табакова состоялся сбор труппы, на котором объявили имя нового художественного руководителя. Как и ожидалось, им стал ученик Олега Павловича Владимир Машков. После церемонии он ответил на вопросы журналистов. ...
  • Владимир Машков стал худруком Театра Табакова

    Утром в пятницу, 6 апреля, заммэра Москвы Леонид Печатников объявил имя нового художественного руководителя Театра Табакова. Как и ожидалось, им стал народный артист России Владимир Машков.   Напомним, что соответствующее предложение актер получил еще 23 марта на специальном заседании в Министерстве культуры, где решался вопрос о последующем руководстве МХТ, «Табакерки» и Театрального колледжа Олега Табакова. ...
Читайте также


Читайте также

  • На ММКФ почтили память Олега Табакова

    Премию Московского кинофестиваля «За выдающийся вклад в мировой кинематограф» жюри посмертно присудило Олегу Табакову. Об этом стало известно на торжественной церемонии открытия ММКФ, которая состоялась в Театре мюзикла. ...
  • Петербуржцам покажут оригинальную версию мюзикла «Notre Dame»

    В пятницу, 20 апреля, на сцене СК «Юбилейный» состоится премьера оригинальной постановки «Notre Dame de Paris» на французском языке.  Всего в северной столице дадут 6 представлений. Мировая премьера возобновленного спектакля композитора Риккардо Коччанте и поэта Люка Пламондона с большим успехом прошла осенью 2016 года во Дворце конгрессов Парижа. ...
  • В Москву приехал театр из Заполярья

    Впервые в своей истории самый дальний от российской столицы театр – Воркутинский драматический – приедет на гастроли в Москву, которые будут проходить с 18 по 21 апреля в Доме актера, Доме ветеранов сцены и Театре наций. ...
  • В Москве пройдет фестиваль к 90-летию Светланова

    Фестиваль «Вселенная – Светланов!» пройдет в Москве 10 и 11 ноября в честь 90-летия со дня рождения выдающегося российского дирижера Евгения Светланова, сообщает пресс-служба Московской консерватории. Площадками фестиваля станут все четыре концертных зала Московской консерватории, а также фойе. ...
Читайте также

http://transit.red-torch.ru