Актер и режиссер Александр Баргман

«В нашей стране власти занимаются пафосной ерундой»

 
Александр Баргман активно работает в двух в чем-то противоположных творческих ипостасях. Он – актер и режиссер и успешен по обе стороны сцены. Баргман – неоднократный лауреат петербургской театральной премии «Золотой софит», номинант на «Золотую маску». Большая часть режиссерских работ Александра Баргмана случилась в «Таком театре», основанном им сотоварищи в 2001 году. Здесь были поставлены спектакли «Жан и Беатрис», «Иванов», «Каин» и другие. Недавняя премьера спектакля «Ночь Гельвера» по пьесе Ингмара Вилквиста в Театре В.Ф. Комиссаржевской вызвала широкий резонанс. В интервью «Театралу» Александр Баргман рассказал, каково это – существовать на границе двух театральных профессий и почему история, разворачивающаяся на фоне становления фашизма, стала актуальным материалом для постановки.

- Александр Львович, что заставило вас, успешного актера, стать режиссером?

- В моем случае это произошло потому, что за 15 лет актерского творчества я был напитан режиссерами, с которыми мне посчастливилось встретиться. Это и Владимир Егорович Воробьев, и Ростислав Аркадьевич Горяев, и Григорий Козлов, и Саша Морфов, и Витя Крамер, и Михаил Бычков, Арсений Овсеевич Сагальчик… Все эти люди были готовы к сотворчеству. У нас с ними во время работы возникало поле сочинения спектакля, не было никакого диктата, возникало поле совместного сочинения… Так что я режиссурой занялся, в какой-то мере, от перенаполненности. Это первая причина. А вторая заключается в том, что мне артистом в какой-то момент стало тесно и скучно. Внутри назревала потребность в каком-то ином, не артистическом высказывании. Потом Наташа Пивоварова предложила мне поучаствовать в спектакле «Черствые именины»  по пьесе Галины Соколовой. Сыграли спектакль в «Чаплин-клубе», а вскоре после этого основали «Такой театр». А позже совместно с Анной Вартаньян мы поставили «Жан и Беатрис», «Иванов» и… все изменилось.

- Что хотелось сказать в качестве режиссера такого, что невозможно было выразить в качестве актера?

-  Быстро взрослеешь и начинаешь осознавать себя как нечто отдельное, уже независимое и самостоятельное – формируется собственное мировоззрение, которое требует воплощения в чем-то таком, что целиком и полностью тобой сделано. Кроме того, в моей режиссуре есть некий жест протеста против того, что мне не нравится в театре. Например, я не люблю псевдопсихологический театр, не люблю, когда спектакли пытаются сделать удобными для зрителей, не люблю необязательных спектаклей – тех, которые не являются потребностью режиссера и актеров сказать что-то для них важное.

Что касается содержания моего режиссерского высказывания, то оно всегда связано с материалом. К счастью, я ставлю только то, что хочу. И это «хочу» меняется. Иногда хочется тонкой ювелирной работы с актерами, чтобы рассказать пронзительную историю любви в мире без любви, как это случилось со спектаклем «Три товарища». Иногда хочется шалить, как в «Панике», «Сказках с акцентом». Иногда хочется посвящения, как этослучилось в Омском театре драмы, где мы поставили «Лжеца» Гольдони и посвятили его Федерико Феллини.

- В вашем режиссерском портфолио – спектакли очень, даже слишком разных авторов. В этом наборе довольно сложно проследить драматургию внутри ваших режиссерских поисков. По какому принципу вы выбираете материал для своих спектаклей?

- В моей жизни и  творческой жизни нет заранее продуманной драматургии как таковой. Все приходит само и само же уходит. Это касается и пьес: они сами приходят и оседают во мне. В текстах и в драматургии я ищу только отклик на то, что меня лично задевает. Вчера это был Мольер, сегодня это может быть Иван Вырыпаев, последняя работа – постановка пьесы Вилквиста «Ночь Гельвера» в Театре Комиссаржевской, а буквально завтра я еду в Сибирь, чтобы в театре «Красный факел» ставить пьесу ирландского драматурга Брайана Фрилла…

- Почему пьеса именно Ингмара Вилквиста «Ночь Гельвера» оказалась для вас сейчас настолько важной, что оформилась в спектакль?

- Я всегда избегал манифестов и деклараций в театре и занимался «чистым искусством». Сейчас возник такой период, который прежде именовали «Не могу молчать». Ни для кого не секрет, что человек для современной российской власти давно уже не является ценностью. Там собрались обманщики, лгуны, обеспокоенные лишь тем, как стать богаче и как лучше зомбировать население, чтобы окончательно превратить его в быдло. Такой подход касается всего: образования, культуры, социальной сферы…  Последние принятые законы подтвердили, что надеяться российским гражданам не на что. Имею в виду «Закон Димы Яковлева» и недавнюю озвученную попытку забрать у онкологических больных 31-ю больницу в Петербурге, которая, к счастью, не удалась. Кроме того, я не могу мириться с тем, что какие-то люди, называющие себя казаками, бросают бутылки в окно Музея Набокова и запрещают в Эрмитаже выставку братьев Чепменов.

Моя внутренняя тревога и готовность к тому, что вот-вот что-то случится, нашли свое продолжение в пьесе «Ночь Гельвера». Там тоже идет речь о толпе, которую легко зарядить энергией ненависти ко всему иному, всему, что не вписывается в рамки псевдопатриотизма, о толпе, которая может стать дикой разрушительной силой в руках власти. Действие «Ночи Гельвера» происходит в 1930-х годах «в некой европейской стране». В названии, конечно, есть отсылка к «Хрустальной ночи», с которой в Германии начались еврейские погромы. У нас сейчас тоже говорят о какой-то «русской идее»… Но идея не может быть «русской» или «не русской». Идея – одна. Она заключается в том, чтобы любить человека и помогать ему жить. А в нашей стране власти занимаются пафосной ерундой, за которой стоят ложь и лицемерие. Действие «Ночи…» развивается примерно на таком же, очень тревожном социально-историческом фоне. Амикросюжетпьесы связан с взаимоотношениями сорокалетней женщины и ее взрослого воспитанника, развитие которого остановилось на уровне десятилетнего мальчика.

- Расскажите о «Таком театре». Вы – один из его основателей и не раз говорили, что это предприятие появилось в 2001 году спонтанно и не совсем осознанно, и только спустя несколько лет «повзрослело». В итоге «Такой театр» стал довольно известной труппой в Петербурге и за его пределами. Что, по вашим ощущениям, происходит в нем сейчас?

- Мне кажется, что «Такой театр» устал. Когда мы были лихими и молодыми, был период театрального задора. Когда нам исполнилось лет семь, мы действительно повзрослели, стали серьезнее и поставили множество важных спектаклей. Но, я не устану повторять, что «Такой театр» не имеет своего помещения, своей репетиционной базы и финансирования, за исключением тех грантов, которые мы получаем от Комитета по культуре, мы не платим зарплату артистам, все задействованы в других театрах – довольно сложно собрать всех для репетиций и игры спектакля… То есть, в сущности, «Такой театр» существует вопреки логике. Не скажу, что от всех этих сложностей руки у нас опустились, но настала некая внутренняя пауза. Стало ясно, что условия работы театра пора менять, но пока все попытки сделать это безуспешны. На работе это пока не отражается. В этом сезоне у нас случилось уже две премьеры: «История СдыгрАппр» Александра Лушина по произведениям и дневникам Даниила Хармса и «Самолет-беглец» - дебют в режиссуре Ирины Полянской.

- У меня под занавес не серьезный вопрос. Вы – российский голос Джонни Деппа…

-  Меня позвали на пробы для озвучивания фильма «Пираты Карибского моря-1» и с тех пор Джонни Депп стал чуть ли не членом моей семьи. Буквально сегодня я озвучивал трейлер к фильму «Одинокий рейнджер». Так что мои семейные отношения с ним, похоже, продолжатся. Хороший ли он артист? Очень хороший, один из моих любимых. Он настоящий фрик и лицедей, глубокий и грустный…

- Есть такая теория, что актером невозможно стать, нужно с этим талантом родиться. Но вот режиссуре научиться можно…

- Актер – это талант, помноженный на труд. При этом труд для актера – это всегда саморазвитие, потому что любой артист занимается исключительно собой, своим внутренним миром. Режиссерский труд связан тоже с самопознанием, только многократно усиленным. В каждом действующем лице спектакля есть частица режиссера, который его ставит. И эта частица в процессе работы над постановкой преломляется через актера – человека со своим жизненным и художественным опытом. Так что в итоге отражение режиссера возвращается к нему – обогащенным и дополненным.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Римас Туминас: «Все хотят счастья, а его нет»

    В эти дни в Китае продолжаются гастроли Театра им. Вахтангова со спектаклем Римаса Туминаса «Евгений Онегин». Позади семь спектаклей в Гуанчжоу и Шанхае. Недавно труппа переехала в Пекин, где с 16 по 19 мая «Евгений Онегин» пройдет еще четыре раза. ...
  • Прощай, Расстрига!

    Не стало Сергея Доренко. Ужасная и шокирующая весть пришла 9 мая, в самый разгар гуляний, когда, казалось, ничего плохого просто не могло случиться. Но случилось. Погиб Доренко. Поверить в это было невозможно. Верить не хотелось. ...
  • Умер создатель Концептуального театра Кирилл Ганин

    Создатель и режиссер московского Концептуального театра Кирилл Ганин скончался на 53-м году жизни. Об этом сообщили его коллеги в социальных сетях. «Прощание с Ганиным состоится в пятницу 24 мая в 11:00 на Николо-Архангельском кладбище. ...
  • «Смоленск может лишиться единственного театра»

    На базе Смоленского драматического театра им. Грибоедова планируют создать филиал Мариинского театра. Об этом заявил губернатор Алексей Островский на встрече с Валерием Гергиевым.  «Театрал» дозвонился директору театра Людмиле Судовской, но она отказалась что-либо комментировать по поводу данной инициативы. ...
Читайте также


Читайте также

  • На Чеховском фестивале бушует «Буря»

    В Театре Моссовета гастроли немецкого театра Талия из Гамбурга. Коллектив привез на Международный Чеховский фестиваль спектакль по мотивам шекспировской «Бури», в подзаголовке – «Колыбельная для страждущих». ...
  • В Ленинских Горках откроется «Фабрика Станиславского»

    7 июня в Музее-заповеднике «Горки Ленинские» пройдет церемонию открытия II Летнего фестиваля губернских театров «Фабрика Станиславского».  В рамках открытия фестиваля будет показан музыкально-драматический эскиз по мотивам повести Пушкина «Капитанская дочка» (режиссер Сергей Безруков, автор стихотворных текстов Ольга Пономарева, композитор Тимур Эзугбая). ...
  • Пятигорскому театру оперетты исполнилось 80 лет

    Основанный в 1939 году в курортном городе, свой первый сезон театр открыл музыкальной комедией Александрова «Свадьба в Малиновке». И сегодня в репертуаре театра – названия, которые завоевали зрительскую любовь. Подробнее о жизни своего коллектива в интервью «Театралу» рассказала директор Светлана КАЛИНСКАЯ. ...
  • Названы даты Фестиваля имени Дмитрия Брусникина

    Первый Фестиваль документального театра имени Дмитрия Брусникина будет проходить в следующем сезоне, с 8 по 17 ноября. Об этом «Театралу» сообщила пресс-секретарь театра «Практика» Мария Никитина. Подробности театр сообщит позднее, а пока представительница пресс-службы рассказала о планах на ближайшие месяцы. ...
Читайте также