Забытая мелодия для флейты

В Театре наций зазвучал Дунаевский

 
«Женихи» – вторая постановка Никиты Гриншпуна на сцене Театра наций. Первая работа режиссера-студента «Шведская спичка» была восторженно принята критикой, оценившей одаренность, твердую руку и остроумную изобретательность постановщика. Потом Никита Гриншпун на несколько лет пропал со столичных горизонтов, пустившись в свободное плавание по русской провинции, и вот вернулся уже не дебютантом, а сложившимся мастером.
Любителям порассуждать о том, что режиссура уже и вовсе перестала быть профессией и занимаются ею исключительно дилетанты, достающие из широких штанин изрядно потрепанные концепции, хорошо бы заглянуть на «Женихов». Увидеть, как строится тут режиссерская партитура. Сколько умения вложено в каждый сантиметр сценического пространства.

Похоже, к подзабытой оперетте Исаака Дунаевского Никиту Гриншпуна привлекло именно ощущение игры в предчувствии радостного будущего. Написанные в 1927 году, «Женихи» получили гордое звание «первой советской оперетты» и прошли с впечатляющим успехом. Страна, очнувшаяся от ужасов Гражданской войны, жадно стремилась к веселью, и даже самым прозорливым казалось, что НЭП пришел всерьез и надолго. Надежда на счастливое «завтра» была всеобщей – только одни надеялись, что вернется прекрасное прошлое, а другие – что настанут времена новые и небывалые. В этом воздухе надежды рождались мелодии «Женихов», они возникали, когда в Камерном театре искрилось «Жирофле-Жирофля» Оффенбаха (Алиса Коонен, сняв котурны Федры, с удовольствием ныряет в цирковую стихию балагана). А Мейерхольд с удовольствием насыщает свои постановки музыкальными дивертисментами, где Мария Бабанова изображает канканирующую Европу. В «Женихах» старый водевильный сюжет о перипетиях сватовства к богатой вдовушке разыгрывается среди персонажей, бывших излюбленными мишенями сатиры Маяковского, Олеши, Эрдмана. Жадные нэпманы, представители старорежимных профессий – гробовщик, извозчик, дьякон, бильярдный маркер толпятся вокруг прекрасной трактирщицы, атакуя ее в самый день похорон супруга.

В наше время разрушения всех и всяческих надежд вернуться хотя бы ненадолго в момент цветения искусства, посоревноваться с его мастерами – задача куда более амбициозная, чем любая «актуализация». Никита Гриншпун и не стремится модернизировать старую оперетту (даже насмешки над жадным дьяконом никаких аналогий с происходящим за окном не имеют – специально уточняю для озлобленных ревнителей). В «Женихах» мелодии и ритмы волнуют его куда больше, чем возможность показать очередную фигу дню сегодняшнему. Перекомпоновав музыкальные номера, режиссер сумел нигде не разрушить атмосферу Дунаевского, сохранить простодушие и веселье сумасшедшего дня, вместившего в себя и похороны, и свадьбу, и пир по случаю воскресения.

Главным элементом декорации (художник – Зиновий Марголин) стал гигантский гроб, на котором, как на цирковой площадке, разыгрываются душераздирающие сцены соблазнения вдовушки. Окошки-люки помогают персонажам мгновенно появляться и исчезать. Ручки гроба служат лестницами, на которых артисты демонстрируют прямо-таки акробатические трюки, строго выдерживая музыкальный ритм и режиссерский рисунок.

Команда в «Женихах» подобралась завидная; все актеры поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, а музыканты демонстрируют настоящий актерский драйв. На диво хороша Вдовушка – Юлия Пересильд, соблазнительно-вульгарная и беззащитная одновременно, и два основных жениха-соперника – гуттаперчевый Гробовщик (Павел Акимкин) и высокомерный трус Маркер (Олег Савцов). Изумителен выход-номер Старухи (Елена Николаева), чья сцена в конторе Гробовщика – одна из лучших в этом насыщенном удачными музыкальными номерами спектакле. Перечислять можно долго, потому что каждая роль тут выстроена-выточена и сделана «на вырост». Легко представить, как разыграются артисты, когда рисунок, что называется, станет тапочками на ноге, а не испанским сапожком.

Актеры меняют инструменты, ухитряются играть в любом положении – обняв хорошенькую девушку или улегшись на спину. Сцены-дуэты сменяются массовыми сценами похорон и свадебного пира. Гриншпун умеет выстроить и дуэль трех балалаек, и музыкальные массовки, и финальный апофеоз.

С «Женихов» начался триумфальный путь композитора Дунаевского. И хочется верить, что постановка в Театре наций станет счастливой стартовой площадкой для режиссера Никиты Гриншпуна. Прекрасная школа Олега Кудряшова, умение работать, азарт и фантазия – все при нем.

Как вам работалось с Никитой Гриншпуном?

Станислав Беляев:

– Мы играем, двигаемся и поем, и это довольно сложный комплекс задач для драматического актера, привыкшего на сцене к диалогам. Поэтому работа над спектаклем принесла много радости, ведь настоящие достижения, которые остаются с тобой надолго, не даются без кропотливого, тяжелого труда. Я так много получил от этих репетиций, что благодарен судьбе и Никите, который кропотливо с нами работал. Спектаклю еще нужно время, он сложный и будет еще развиваться. Поэтому на разных этапах у каждого артиста еще будут свои маленькие победы над собой…

Олег Савцов:

– Особенно трудно для меня было научиться играть на трубе, ведь прежде я трубу в руках не держал. Когда после мучительных репетиций удалось издать какие-то звуки, да еще и попасть в ноты, это принесло колоссальное удовольствие. В спектакле все образы и характеры достаточно яркие, и было непросто соответствовать тому, чего хотел добиться Никита. Впрочем, мы продолжаем работать, и вот-вот спектакль заживет новой жизнью – станет другим. Нам очень хочется, чтобы зрителю пришлась по душе эта история, которую нельзя назвать ни мюзиклом, ни драматическим спектаклем, я бы сказал, что это – драматическая музыкальная комедия, хотя жанр пусть определяют критики, мы просто пытаемся рассказать историю, которая попадала бы в зрителей, а они принимали бы в ней участие, понимали и сочувствовали.

  • Нравится


Самое читаемое

  • В новогодние праздники музеи Москвы работают бесплатно

    Несколько десятков музеев москвичи и гости столицы смогут бесплатно посетить в период со 2 по 8 января. Выбор широк – от усадеб и мемориальных квартир до исторических, краеведческих и литературных музеев. Новогодним игрушкам посвящена выставка в Центре Гиляровского. ...
  • Зрители выбрали лучший спектакль сезона

    В номинации зрительской премии «Звезда Театрала» были представлены спектакли «Как важно быть серьезным» Виктора Шамирова (Театр им. Моссовета), «Макбет» Антона Яковлева (Театр на Малой Бронной), «Сережа» Дмитрия Крымова (МХТ им. ...
  • «Я бы хотела, чтоб это был захаровский спектакль»

    В «Ленкоме» – 2 и 3 декабря состоится премьера спектакля «Капкан», вольной сценической фантазии по мотивам сочинений Владимира Сорокина, сценарных разработок Марка Захарова и документальных источников. Накануне премьеры Александра Захарова, которая завершает начатую ее отцом постановку, рассказала о том, как шла работа над этим спектаклем. ...
  • Владимир Машков готовит «Ночь в отеле»

    Первая постановка Владимира Машкова в статусе художественного руководителя Театра Олега Табакова увидит свет 25 декабря (сцена на Чистых прудах). Режиссер выбрал пьесу современного британского драматурга Терри Джонсона Insignificance («Незначительность»), однако спектаклю дали другое название – «Ночь в отеле». ...
Читайте также


Читайте также

  • В «Современнике» Евгений Арье представит свой новый спектакль

    Первой премьерой «Современника» в этом сезоне станет спектакль израильского режиссера Евгения Арье «Папа» по одноименной пьесе французского драматурга Флориана Зеллера. Главную роль в спектакле исполнит народный артист РФ Сергей Гармаш, также в постановке сыграют Виктория Толстоганова, Мария Аниканова, Дарья Белоусова, Янина Романова, Сергей Гирин и Олег Феоктистов. ...
  • В «Ленкоме» восстановят «Поминальную молитву» Марка Захарова

    В театре «Ленком», где 2 декабря состоялась премьера последнего спектакля режиссера Марка Захарова «Капкан», планируют восстановить еще два работы мастера, сообщил  художественный руководитель театра Марк Варшавер. ...
  • «У меня сейчас розовский период»

    Народный артист России, главный режиссер театра «Сфера» Александр Коршунов  22 декабря представит новую постановку — спектакль «Затейник» по одноименной пьесе Виктора Розова. По словам режиссера, в пьесе драматург поднимает темы, созвучные всем временам и в особенности нынешнему —  страха сделать выбор. ...
  • В ШДИ представят мыльную оперу на манер сериалов 90-х годов

    В «Школе драматического искусства» готовится премьера спектакля «Обломки» по мотивам романа Гончарова «Обломов», действие которого режиссёр Михаил Уманец перенес в «лихие девяностые». Первый показ состоится 11 декабря. ...
Читайте также