Когда слова не нужны

«Материнское поле». Театр имени Пушкина

 
На самом деле, это очень важная театральная функция – сделать так, чтобы тебя понимали без слов. Заговорить на своем языке, не ища вербальных разъяснений и комментариев. Разбудить зрительскую эмоцию пластикой, звуком, музыкальной темой, светом. Театр текста – это «наше все», но подчас от этого хочется дистанцироваться. Хотя, конечно же, не от смысла. Просто эти новые, рождаемые на наших глазах эмоциональные смыслы, могут быть очень разными, индивидуальными и значимыми для каждого зрителя, а в каком-то роде, наоборот, универсальными.

Роман Чингиза Айтматова «Материнское поле» - современная классика, до краев наполненная «жизнью и судьбой» - вполне конкретными и общими, «народными». Конечно же, отсвет айтматовского слога, трагичность ситуации, не обрывающейся меж тем в безысходность, явно угадывается в новом, современном воплощении этого сюжета хореографом-постановщиком Сергеем Землянским. Возможно, здесь даже больше света, больше легкости, но отнюдь не облегченности.

Землянский вместе со своей постановочной командой (музыкальный руководитель – Павел Акимкин, сценография и костюмы Максима Обрезкова, художник по свету – Сергей Шевченко) сделали вольный перевод айтматовской повести на современный сценический язык, а историю национальную развернули в общечеловеческий план. Приметы киргизского быта здесь временами являются лишь в намеках, пунктирно (например, меховые шапки в сцене свадьбы). Да и от конкретики имен здесь тоже отказались. Перед нами – Отец, Мать, Сыновья, Невестка и даже Мать-Земля. Ведь правда, матери какой национальности не провожали мужей и сыновей на войну, не теряли там своих детей? Эта трагедия общая и, увы, временных и государственных границ.

В нынешнем «Материнском поле» все они молоды, светлы, темпераментны и чисты. Пройдут годы, родятся и погибнут дети, но Мать – Наталья Рева-Рядинская не успеет  состариться и не утратит связи с миром, ведь в финале в ее руки передается еще одна человеческая жизнь – новорожденный ребенок умершей в родах Невестки – Анастасии Паниной. Камни, комья земли, завернутые в платок – так обозначат здесь этого ребенка, ведь он тоже плоть от плоти Матери-Земли. Ольга Демина в этой символической роли все время на сцене, как безмолвный и бесстрастный наблюдатель. Но в этом бесстрастии все равно угадывается сочувствие к тем живым, временно живым, которые рядом.

В хореографии Сергея Землянского тоже нет ничего подчеркнуто этнографического, опять же можно уловить лишь некие намеки. Но в этих пластических соло, дуэтах и ансамблях, в играх и ритуальных обрядах, встречах и расставаниях словно бы закодированы общие моменты человеческого бытия. Отец – Сергей Миллер с тремя Сыновьями (Владимир Моташнев, Евгений Плиткин и Родион Долгирев) – сила и достоинство. Женщины – мягкость и страсть одновременно. Они играют здесь с предметами-символами – камнями, патронами, книгами, жестяными листами, каждый из которых «без слов» говорит о чем-то своем. Из этого «своего» без труда складывается общая картина – трагическая и светлая одновременно. Зрителям же подобный вариант сценического поступка, кажется, приходится весьма по душе.

В современном драматическом театре жанр пластического спектакля, кстати, очень распространен. Один из последних примеров – «Анна Каренина» Анжелики Холиной в театре имени Вахтангова. Холина, хореограф-постановщик спектакля попыталась соединить определенную балетную элитарность с чаяниями массовой публики. Трагически красивая история любви здесь не отягощена духовно-философскими откровениями графа Льва Николаевича и его же порой навязчивым морализаторством. Мотивы «Анны Карениной» вплетены в музыку А.Шнитке, П.Чайковского, Г.Малера и Г.Форе. Здесь есть своеобразный человеческий Хор (читай – светское общество) и солисты, подчас всего лишь на время выталкиваемые из общей сплоченной массы, а потом в нее возвращающиеся.
Холина словно бы заново сочиняет многих персонажей, наделяя их характерами и манерами броскими, определенными, в ее концепции необходимыми.

Кстати, для Вахтанговского театра это не эксперимент и не дебют. В его афише – хореографический «Берег женщин», поставленный той же Холиной. И тут, вероятно, стоит сделать реверанс в сторону художественного руководителя театра Римаса Туминаса, который ввел подобные вещи в обиход. Молодые и возрастные артисты демонстрируют прекрасную физическую форму и отнюдь не выглядят дилетантами в хореографических опытах. А для современного актера все это не менее важно, чем владение психологическими исполнительскими практиками и искусством слова.

В театре «Современник» уже несколько лет идет спектакль «Шинель» по мотивам повести Гоголя в постановке Валерия Фокина. Слово здесь тоже – элемент всего лишь вспомогательный. И даже не само слово, а отдельные слоги, звуки, стоны, сливающиеся с музыкальными вкраплениями. Главное же – великолепная актриса Марина Неелова в роли Акакия Башмачкина. Парадоксальная роль Нееловой многих повергла в изумление. Красавицу-актрису узнать сложно — вот они, чудеса перевоплощения, помноженные на виртуозную работу гримера. Субтильный человечек с лысиной, обрамленной клочкастыми седыми прядями, в тесной «униформе» титулярного советника, с вечным перышком в руках, он похож на сказочного старичка-домовичка, несуразного и абсолютно одинокого. Неелова вернулась здесь в ностальгическую петербургскую стихию, в ней полностью растворилась.

В новосибирском театре «Красный факел» режиссер Тимофей Кулябин и хореограф Ирина Ляховская вместе с четырьмя актерскими дуэтами сделали спектакль, который так и называется «Без слов». Четыре истории любви, четыре времени года, четыре цвета, четыре тональности чувственных взаимоотношений. Девственно-белый цвет знакомства и узнавания, желтый летний восторг молодых щенячьих порывов, тяжелая «опытная» страсть в красном, черные тона финального предчувствия конца любви и жизни. Впрочем, безысходности здесь нет. Наоборот, много легкости, иронии и пластического совершенства драматических артистов.
  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Где купить «Театрал»: журнал увеличил охват

    В редакцию чаще стали обращаться читатели с вопросом: где в условиях самоизоляции приобрести апрельский «Театрал»? В самом деле, интерес закономерен, поскольку театры закрыты, невозможно получить журнал и в редакции, а также у целого ряда наших партнеров (например, в ресторанах, где журнал выставляется на стойках, или в книжных магазинах). ...
  • Театр «Санктъ-Петербургъ Опера» расскажет о тайной жизни Петра Первого

    Театр «Санктъ-Петербургъ Опера» 27 мая ко дню города планирует вновь представить зрителям шутливую мелодраму Доницетти «Петр Первый, или невероятные приключения русского царя». Еще до карантина специально для «Театрала» создатели спектакля открыли двери своего театра, чтобы наши читатели могли увидеть фрагменты репетиций и интервью с режиссером Юрием Александровым. ...
  • Театр им. Сац в День театра покажет онлайн балет и оперу

    В пятницу, 27 марта, Детский музыкальный театр им. Наталии Сац отметит Международный день театра показом двух спектаклей, но на этот раз - онлайн: на платформе культура.рф и в соцсетях театра. В 14.00 зрители смогут посмотреть балет Кирилла Симонова «Синяя птица» на музыку Ильи Саца и Ефрема Подгайца. ...
  • «Сатирикон» готовит подарок ко Дню театра

    Премьерный спектакль «Дорогая Елена Сергеевна» выйдет онлайн. Бесплатная трансляция начнётся в 19:30, 27 марта на сайте театра.   Несмотря на карантин, в театре «Сатирикон» выход премьеры решили не откладывать, поэтому новую постановку «Дорогая Елена Сергеевна», по культовой пьесе 80-х, сыграют без зрителей. ...
Читайте также