Для членов правительства

 
По театральным ложам можно изучать историю страны. Здесь принимались важные решения и вершились судьбы…

Большой театр


В советское время царская ложа Большого находилась в ведении правительства и использовалась для «обработки» иностранный элиты. Здесь успели побывать Риббентроп, Черчилль, Броз Тито, генерал де Голль и Джавахарлал Неру. Не раз здесь сиживал и Сталин. Однажды, например, к нему в ложу доставили первого секретаря Орловского обкома – товарища Иванова. Сталин усадил обкомовца рядом с собой – предложил вместе послушать оперу и когда со сцены полилась музыка, как бы между делом сказал: «Вы плохой секретарь обкома. Вы уже не секретарь обкома. Давайте слушать дальше». А в 1942 году Сталин пригласил к себе в ложу дирижера Самуила Самосуда: «Много работают музыканты Большого театра», – похвалил вождь. «Да, товарищ Сталин, – согласился Самосуд, – много работают, но мало получают». Через несколько дней Кремль распорядился увеличить зарплаты оркестру. Однако такое избирательное покровительство искусствам задело солистов оперы и балета. В результате пришлось повышать зарплату и им.

Мариинский театр


Смех в царской ложе стал причиной разрыва с Мариинкой Вацлава Нижинского. Выступая в 1911 году в роли графа Альберта в балете «Жизель», Нижинский шокировал публику тем, что вышел в трико по эскизу Бенуа. Откровенный костюм вызвал смятение в царской ложе, где в тот вечер была императрица Мария Федоровна. По воспоминания очевидцев, увидев Нижинского, она долго смеялась, что было для нее совсем нехарактерно, а затем сделала замечание директору императорских театров Теляковскому. Последний попросил артиста объясниться. В результате Нижинский покинул труппу и перешел в балет Сергея Дягилева.

В том же году в антракте после первого акта оперы «Борис Годунов» произошел другой курьез. Когда император Николай II занял свое место в ложе и приготовился смотреть продолжение, актеры во главе с Шаляпиным опустились на колени и запели «Боже, Царя храни». Оказалось, что накануне директор императорских театров отказал артистам в повышении жалованья, и тогда они решили обратиться к Государю напрямую. Николаю II ничего не оставалось, как приказать исполнить их просьбу.

Александринский театр


В 1832 году после торжественного открытия Александринского театра Николай I даровал архитектору Карлу Росси в пожизненное пользование ложу № 14 второго яруса. Однако из-за сложного финансового положения архитектор не мог часто бывать на спектаклях и, чтобы императорская милость не пропадала даром, стал продавать билеты на свои места. Вероятно, никто и не осудил бы его талант спекулянта, если бы однажды некий дворянин не начал скандалить, оказавшись там бок о бок с купцом. Из своей царской ложи этот конфликт заметил Николай I и… расценил, что Росси слишком фамильярно отнесся к подарку, поэтому лишил его почетного права на безвозмездное искусство. Впрочем, 14-я ложа в Александриноском театре так и называется – ложа Росси, несмотря на гнев государя. А значит, посидеть на месте предприимчивого архитектора можно и сегодня. Как можно отыскать и именные ложи Пушкина и Тургенева, или примоститься на последнем ряду правой части партера, где когда-то скромно сидел Достоевский.

Михайловский театр


Театр был назван в честь брата Николая I – великого князя Михаила Павловича и может похвастаться царской ложей, украшенной серебром и бархатом. Здесь бывали все российские императоры. Но визит Николая II в 1907 году особенно запомнился участникам «Пиковой дамы». В спектакле дебютировала молоденькая артистка. Репетиции шли блестяще. Она пела так, что ни у кого не оставалось сомнений: скоро Россия заговорит о новом таланте. На премьеру пришел император и члены двора. Спектакль шел блестяще, артистке кричали «браво», она чувствовала подъем до тех пор, пока ни разглядела в царской ложе императора. Ей показалось, что голос ее дрожит. Мгновенно исчезла былая легкость. Немного успокоилась во время антракта, но вновь открылся занавес и, к своему ужасу, она увидела, что царская ложа пуста. После премьеры едва не наложила на себя руки. Но лишь на следующий день оказалось, что император покинул театр потому, что получил важную телеграмму. А спектаклем остался доволен, поскольку прислал наутро корзины цветов.

Театр Вахтангова


Однажды в ложе Вахтанговского театра появился Хрущев. Публика, заметив его, поднялась с мест, устроив овацию. Глава государства поднялся и поклонился в ответ. Но вдруг заметил в первом ряду единственного сидящего человека. Им оказался маршал Жуков. «Ты что, всенародно демонстрируешь неуважение ко мне?!» – кричал на следующий день Хрущев ему в трубку. Маршал сослался на плохое самочувствие. «Знаю я про твое самочувствие», – угрожающе закончил разговор Хрущев. Больше в этот театр он не ходил.



МХТ имени Чехова


Частым гостем театра был Сталин. В правительственной ложе появлялся всегда в полутьме, садился вглубь, чтобы его не видели из зала. Но артисты знали, что он пришел, поскольку в такие дни за кулисами было много охранников: заглядывали в гримерки, внимательно осматривали декорации. Хмелев в «Днях Турбиных» носил деревянный пистолет в кобуре, и однажды едва не опоздал на сцену из-за того, что охрана тщательно осматривала этот муляж. Старейшина МХАТа Кира Головко вспоминает:

– Ложа круглосуточно охранялась специально приставленным к ней сотрудником НКВД. Молчаливый, маленького росточку, с очень скользкой манерой общения. А ещё был во МХАТе художник Владимир Дмитриев, которого благодаря внушительной внешности часто принимали за «работника органов». Например, в поездах его переводили из общего вагона в люкс без всяких доплат. Однажды Дмитриев появился в театре с лауреатским значком на груди. Тогда начальник правительственной ложи подозвал меня и спросил: «Кира, а что, уже наших стали награждать?» Он тоже был уверен, что Дмитриев – сотрудник «Лубянки»…

  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Замдиректора требует у театра 10 млн.рублей

    В Архангельском областном суде завершилось дело, в рамках которого бывший зам.директора местного театра драмы имени Ломоносова Александр Дунаев, требует выплатить ему компенсацию за увольнение в размере 10 млн. рублей. ...
  • Шекспировский «Глобус» вышел на экраны

    В Москве и Петербурге cтартовал «Шекспировский театральный фестиваль», организованный арт-объединением СoolСonnections. На экраны кинотеатров вышла постановка лондонского театра «Глобус» «Генрих V». За ним последуют «Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь» и другие спектакли легендарного шекспировского театра. ...
  • Театр Ермоловой транслирует спектакли на Тверской

    Театр имени Ермоловой запустил систему онлайн-трансляции спектаклей. Технический партнер театра, компания ЛАНИТ, оснастил зрительный зал видеокамерой, смонтировал кабельную систему и в витрине театра на Тверской улице разместил мониторы. ...
  • Для членов правительства

    По театральным ложам можно изучать историю страны. Здесь принимались важные решения и вершились судьбы… ...
Читайте также