Боль и радости театра Станиславского

Из «Театрального романа» сделали мистификацию

 
Этот спектакль рождался из этюдов, сочинением которых занимался с актерами театра Кирилл Пирогов. Когда, вероятно, стало ясно, что из всего этого может получиться цельное представление, к делу подключился сам Петр Фоменко и вместе с Пироговым завершил сценическое воплощение одного из самых известных произведений Михаила Булгакова.
Современный театр, способный на рефлексию по поводу самого себя, «Театральный роман» уважает, а потому его версии случаются то там, то здесь. Из последних запомнившихся был саркастически смешной спектакль Константина Богомолова в Театре Гоголя. «Фоменки» сарказм отменили, оценки смикшировали и даже в таком ироничном формате все равно признались в любви к собственному театру. Хотя и не без рефлексии, конечно.

На этот «Театральный роман», конечно, падает отраженный свет «Мастера и Маргариты», да и всего «булгаковского» с его мистикой и мистификацией, загадочными трансформациями персонажей и прочими таинствами. А Максудов (Кирилл Пирогов) – высокий, тонкий, нервический, как оказалось, сам Мастер и есть. Еще не наделенный этим званием, не нашедший себя и лишь вступающий в параллельный мир творчества. Недаром же в финале, изгнанный из Независимого театра, он прочтет начало книги новой – о тьме, пришедшей со Средиземного моря…

Пока же яркими, законченными эпизодами проступают перипетии начала пути. Вот он в пьющей и поющей компании литераторов и журналистов «Гудка» – сигаретный дым, романсы под гитару, анекдоты и явное пренебрежение коллег по перу. Так и хочется сбежать в темное, таинственно туманное пространство в глубине сцены (сценография Владимира Максимова). Но, наоборот, именно оттуда друг за другом, как карикатурные мефистофели, да еще под музыку из «Фауста», являются «искусители»: то издатель Рудольфи (Олег Нирян), то люди театра.

Наивный Максудов – Пирогов, восхитившись прелестями бутафорского коня – эмблемы Независимого театра, вкусив манящей суеты странных людей, уже готов воскликнуть: «Этот мир мой!» Но очень скоро этот театральный мир обернется изнаночной стороной и станет обманкой. Чего стоит только полумаразматический директор Иван Васильевич (Максим Литовченко) в почти портретном гриме Станиславского, его восторженная тетушка (Наталья Курдюбова) и прочие «основоположники» (Ирина Горбачева, Анатолий Горячев, Тагир Рахимов и другие)! А две дивные секретарши: эксцентричная Менажраки (Мадлен Джабраилова) и томно многозначительная Торопецкая (Галина Тюнина)! Заплутавшие где-то в прошлом театра, да и самой жизни, «основоположники» ближе к финалу превратятся в паноптикум восковых фигур, ничего общего с живыми людьми и актерами не имеющими. И вошедшему не в ту дверь начинающему писателю Максудову – Пирогову вновь останется только бежать прочь, а вернее, начать строить собственный мирок творчества.

В «Мастерской Петра Фоменко» не сочиняли актуальных концепций, не выявляли откровенных аллюзий с театром современным. Просто пошли за Булгаковым, пытаясь по-своему «проиллюстрировать» его «Театральный роман». Иллюстрации оказались весьма качественными, правда, на откровения не претендующими. Зато они были выполнены профессионально, а в нынешнем театре, как это ни парадоксально, подобное уже можно счесть достижением.
Где: Мастерская П. Н. Фоменко

  • Нравится


Самое читаемое

  • Министром культуры назначена Ольга Любимова

    Пост министра культуры в сформированном Михаилом Мишустиным правительстве заняла правнучка великого актера Василия Качалова - Ольга Любимова, ранее возглавлявшая департамент кино Минкультуры. Ольга Любимова закончила факультет журналистики МГУ и факультет театроведения ГИТИСа (РАТИ). ...
  • Театр им. Вахтангова отменил премьеру

    Первой премьерой 2020 года в Театре им. Вахтангова должен был стать спектакль по киносценарию Ингмара Бергмана «Седьмая печать» в постановке Михаила Станкевича (первый показ был намечен на18 февраля на Новой сцене).   Однако во вторник, 22 января, администрация театра известила зрителей, что премьера не состоится. ...
  • Санкт-Петербургский Театр музкомедии ищет артистов

    На официальном сайте Театра музыкальной комедии появилось объявлении о редкой вакансии. Для постановки мюзикла Джона Кандера «Кабаре» объявляется кастинг. Режиссер и хореограф Джорджо Мадиа (Италия) ищет артистов на центральные роли спектакля. ...
  • Умер артист «Содружества актеров Таганки» Данила Перов

    «Сегодня ночью, 22 января, скоропостижно скончался наш друг, товарищ и брат, Заслуженный артист России Данила Перов», - говорится на сайте «Содружества актеров Таганки». По предварительным данным, Данила Перов умер в результате оторвавшегося тромба. ...
Читайте также


Читайте также

  • Дмитрий Бигбаев поставит «оперный киноколлаж»

    Режиссер Дмитрий Бигбаев готовится представить на сцене московского музыкального театра «Геликон-опера» премьерный спектакль «Туда и обратно». Это совместный проект «Геликона» и театра-студии «15», созданный под впечатлением от одноименного произведения немецкого композитора Пауля Хиндемита. ...
  • «Чайка» — это молодая пьеса, которая жива всегда»

    29 января, в день рождения А.П. Чехова, в музее МХАТ состоятся бесплатные мероприятия, посвященные 160-летию знаменитого писателя и драматурга: лекция «Загадка «Чайки» и спектакль «Медведь». Легендарную пьесу «Чайка» сегодня ставят и играют по-разному. ...
  • В Губернском театре поставили кабаре

    Губернский театр 13 февраля представит премьеру спектакля «Серебряное зеркало» в новом для себя жанре – поэтическое кабаре. В основе постановки Ольги Матвеевой – женская поэзия начала XX века. «Работая над спектаклем, нам хотелось восстановить забытые страницы истории русской поэзии, – рассказала Ольга Матвеева. ...
  • Александр Морфов выпускает премьеру в ТЮЗе им. Брянцева

    Болгарский режиссер Александр Морфов представит свою версию шекспировской «Ромео и Джульетты». Как сообщает пресс-служба театра, в его интерпретации «эта история для современного поколения – поколения YouTube и социальных сетей». ...
Читайте также